Цель педагогического опыта




Духовно–нравственное воспитание дошкольников

На основе фольклора и семейных традиций

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Аткина Елена Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

 

г.о. Электросталь,2019г

Духовно–нравственное воспитание дошкольников

На основе фольклора и семейных традиций.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Технология опыта

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют фольклорные праздники и развлечения.

Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль фольклорных праздников в нашем детском саду сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Этот вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей -Капустные посиделки, Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица.

Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.

Своей яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников.

Цель педагогического опыта

Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством проведения праздников и развлечений.

Задачи:

1. Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

В своей работе руководствовались следующими принципами:

Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Формы и методы работы

Изучив литературу о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой, как правило, рассказываю о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк»,«Перетягивание каната», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

В методическом кабинете ДОУ мною собран теоретический и практический материал:

- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы:

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрации.

Под моим руководством педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

- фольклорные праздники в детском саду;

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- консультативный и информационный материал для родителей;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Организуются открытые показы развлечений, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактических: «Православные праздники»

конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными. Уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица, в процессе подготовки и проведения которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками, потешками, частушками, загадками, закличками), народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.) Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей, родителей, младшего обслуживающего персонала. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами.

Сравнительно недавней традицией стало проведение в нашем детском саду праздника «Русская ярмарка». На «Русской ярмарке» дети знакомятся с национальным русским народным костюмом, произведениями декоративно-прикладного искусства, народным бытом, ремеслами, с различными жанрами народной культуры.

С большой ответственностью педагогический коллектив подходит к подготовке и проведению праздника «Яблочный Спас». В программу праздника входит не только выступление детей, но и педагогов ДОУ. Благодаря присутствию представителя церкви значимость праздника повышается в несколько раз.

В ноябре проводятся веселые посиделки «Капустные вечерки», которые по русским традициям были связаны с заготовкой капусты на зиму. По обычаю парни и девушки долгими предзимними вечерами рубили капусту и развлекались песнями, играми.

Наши дети - и девчонки, и мальчишки с большим удовольствием исполняют частушки: поют сольно, парами, подгруппами, хором.

Как правило, выступления частушечников сопровождает детский оркестр шумовых инструментов.

Зимой, после новогодних каникул в детском саду весело и задорно проходят «Святки - колядки». Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику - разучивают колядки, мастерят костюмы.

Начало праздника проходит в музыкальном зале, в центре которого прощально сверкает огнями новогодняя елка. Прощаясь с ней, дети поют и пляшут, вспоминая веселые новогодние деньки. На святочный праздник пришла «матушка Коляда», в этом году мы впервые ввели этот фольклорный персонаж. Коляда играла с детьми в народные игры «Ключи золотые», «Колечко», «Растяпа», закруживалась в хороводе с ряжеными.

Особенно заинтересовал детей народный обычай - святочное гадание «Кем я буду, когда вырасту». Ребята не глядя, брали с подноса Коляды карточки с изображением какой - либо профессии. Радостью светились глаза детей, чьи мечты совпали с изображением на карточке или карточка очень понравилась ребенку. Некоторые дети задумались над прогнозом судьбы. Особое уважение у окружающих вызвали ребята, которые твердо отстаивали свое мнение. Например, «Я все равно буду танкистом (летчиком, спортсменом- гонщиком), а эта карточка только для игры, для интереса».

Далее на празднике дети задорно колядовали - распевали колядки у елки. По русскому обычаю колядовщики получили подарки, да не простые… Новогодняя ель через матушку Коляду преподнесла детям волшебные бусы, длинные-длинные, сладкие-сладкие. Конфетные бусы были убраны в короб для подарков и веселая толпа колядовщиков пошла по саду… Заглянули в группы к малышам, пожелали здоровья и удачи в новом году всем сотрудникам детского сада. Никого не забыли. Короб ощутимо пополнился.

Весной, в первую неделю апреля отмечаем «День птиц». Ждем и кликаем перелетных птиц. Распеваем весенние песенки.

Теплым июньским днем отмечаем летний праздник русской березки «Троицу». Перед праздником дети и взрослые украшают участок, молоденькие березки венками, лентами.

Продолжая традицию добросердечного отношения между людьми, на празднике знакомим детей с обрядом «кумования». Дети, выбирая себе друга, подруженьку, приговаривают:

Ты - кумушка,

Я - голубушка.

Давай с тобой подружимся,

Давай с тобой обнимемся.

Интригу, особый эмоциональный всплеск празднику придают сказочные герои: бессменная баба - Яга, Лето красное¸ царь Берендей, Лесовичок и др.

Особенностью проведения утренников, приуроченных к таким государственным праздникам, как день защитника Отечества и день Победы, является приглашение гостя - ветерана или военнослужащего с рассказами о нашей доблестной армии, о долге служения Отечеству. В результате таких встреч наши воспитанники знакомятся с военной формой различных родов войск, военными Наградами, важными для нашей страны историческими событиями, проникаются уважением к защитникам Родины.

Еще одной многолетней традицией нашего коллектива являются целевые экскурсии к памятнику воинам - интернационалистам. Такие мероприятия сопровождаются литературно-музыкальными композициями с участием наших воспитанников, а также ветеранов. Целью таких мероприятий является ознакомление дошкольников с ритуалами возложения цветов и «минуты молчания», а также воспитание чувства гордости за Россию, за народ, выстоявший в столь тяжелые годы.

Поддерживая интерес детей, насыщаем народные праздники творческими импровизациями, сюрпризными моментами, обеспечивая естественное приобщение детей к национальным традициям.

На каждом фольклорном празднике используем кладези народной мудрости - приметы, пословицы и поговорки о сезоне года, труде людей.

Главной целью в своей работе по данной теме ставлю создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Особое внимание уделяю привлечению родителей к праздничной народной культуре.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,

на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем, экскурсии в храм.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

 

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары, тематические семинары с использованием ТОО);

-индивидуальная работа;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ и дидактических игр;

-экскурсии;

-ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

-совместные праздники.

Для родителей оформлены уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Результативность опыта

В результате реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания добились следующих результатов:

1. У детей сформировались первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, доброжелательности, послушании, и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. Дошкольники стали:

- активнее проявлять чувства любви и уважения к родным и близким, стали более благодарными;

- стали доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу), проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо;

- проявлять любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

- проявлять чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью.

Установлено, что 60% детей с активным приобщением к русским культурным традициям начинают выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого и оценивать ее по достаточно четким нравственным критериям.

Педагогический коллектив при решении задач знакомился с множеством литературы, опытом работ других детских садов по духовно- нравственному воспитанию.

Работа по данному направлению требует от педагога больших нравственных и физических сил. Но, получаешь моральное удовлетворение, видя результаты своего труда.

Запланированные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию оказали положительное влияние на взаимоотношение ребенка с родителями в семье. Родители и дети стали более развитыми, активными, дружелюбными, более терпимыми друг к другу.

Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.

Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: