Задание к контрольной работе




Учебно-нормативная документация

1.2. Выписка из учебного плана Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств по специальности:: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

Наименование дисциплин и видов учебной работы Объем работы студента в часах Формы итогового контроля 1курс 2курс 3курс 4курс 5 курс 6 курс
всего теорет. практ. индив. самост. Экза-мен Зачет Гос. аттестация сем   сем   сем   сем   сем 6 сем 7 сем сем сем сем сем сем
СД.Р.03 Библиотечная работа с детьми и юношеством                                          

 

2. Рабо ч ая программа дисциплины

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Цель курса

2.1.2. Задачи курса

2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалистов

2.1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

2.1.5. Формы и виды занятий

2.2. Учебный план

2.3. Содержание учебной дисциплины

2.4. Организация контроля знаний

2.4.1. Итоговый контроль знаний

2.5. Учебно-методическое обеспечение

2.5.1. Основная литература

2.5.2. Дополнительная литература

Методические рекомендации для студентов

3.1. Краткие методические рекомендации

3.2. Виды и формы самостоятельной работы

 


Пояснительная записка

 

Курс «Библиотечная работа с детьми и юношеством» - один из основных в профессиональной подготовке специалистов детских и юношеских библиотек, а также библиотек средних, средних специальных и высших учебных заведений.

Задача курса – рассмотреть общие закономерности становления и развития теории и практики библиотечной работы с подрастающим поколением: содержание, основные направления и принципы работы с юными читателями в современной библиотеке: методы изучения юных читателей и чтения; действенные пути воспитания творческого читателя; обучить студентов методике индивидуальной и групповой работы; подготовить к работе с руководителями детского чтения – учителями, родителями, воспитателями дошкольных и внешкольных учреждений. В курсе рассматриваются также основные направления библиотечной работы с детьми и юношеством за рубежом.

«Библиотечная работа с детьми и юношеством» как учебная дисциплина изучается студентами заочного отделения в VI-VII семестре. Седьмой семестр заканчивается экзаменом за весь курс. В помощь студентам заочникам на учебно-экзаменационных сессиях читаются установочные и обзорные лекции, проводятся 8 семинарских занятий, одна практическая работа. В межсессионный период студенты выполняют контрольную работу.

В настоящую рабочую программу входят следующие материалы: тематический план курса, литература по курсу, план семинарских занятий, план практической работы, темы контрольных работ, контрольные вопросы по курсу.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
лекции сем. практ.
Теоретические основы библиотечной работы с детьми и юношеством.          
Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении.          
Современные подходы к изучению чтения и читателей детей.          
Методика индивидуальной работы.          
Методика групповой работы.          
Воспитание культуры чтения.          
Библиотечная работа с воспитателями, с педагогами и родителями.          
Библиотечная работа с детьми инвалидами.          
Детские и юношеские библиотеки: их типологические особенности, задачи и назначение.          
Школьная библиотека в современных условиях.          
Особенности библиотечного обслуживания читателей детей за рубежом.          
Итого          
             

Основная литература

1. Библиотечно-библиографические занятия – школьникам: практ. пособие. – М.: Книга, 1989. – 259 с.

2. Голубева Н.А. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч. – метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 160 с.

3. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект. Монография. - М.: Изд-во МГИК, 1993. - С. 8-24, 94-106.

4. Детская библиотека сегодня и завтра. - М.: 1993. - 68 с.

  1. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 1999. - 267 с.
  2. Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке: Технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская.- Спб.: Профессия, 2002. - 92 с.: ил.
  3. Ильина В.В. Детские и юношеские библиотеки в контексте региональной и федеральной библиотечной политики / В.В. Ильина // Управление и кадры. - М.: Пашков дом, 2002. - С. 125-132.

8. Ищенко Г.Г. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания: актуальные уроки для детей и родителей. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 120 с.

  1. Кабачек О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков / РГДБ. – М., 1991.
  2. Кабачек О.Л. Сказка в век компьютера: метод. пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста / Кабачек О.Л.-М.: Либерия, 2001.-205 с.

11. Кашкаров А.П. Детское чтение: пособие для отцов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 96 с.

12. Клубы по интересам в библиотеке: метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1986. - 40 с.

13. Коряковцева Н.А. Чтение и образовании в информационном обществе: учеб. пособие. – М.: Литера, 2009. – 208 с.

14. Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-метод. пособие. – М.: Литера, 2010. – 135 с.

15. Опарина Н.П. Литературные игры в детской библиотеке: учеб. – метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 96 с.

  1. Программа творческого развития личности ребенка в библиотеке / Сост. А.В. Батамирова, О.Л. Кабачек, Ю.В. Матюшина др. - М.: РГДБ, 1995. - 116 с.
  2. Роль детской библиотеки в самообразовательном чтении читателей. - Оренбург, 1999. - 9 с.

18. Руководство чтением детей в библиотеке.: учебник / Под. ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд-во МГИК, 1992. - 245с.

19. Сокольская Л.В. Материнское чтение: науч.-практ. пособие / Л.В. Сокольская. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 80 с.

  1. Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: учеб.-практ. пособие / Т.Н. Сомова.- М.: Либерия. – Бибинформ., 2006. - 86 с.
  2. Туюкина Г.П. В.А. Сухомлинский о руководстве детским и юношеским чтением: лекции / МГУК.- М., 1983. – 38 с.
  3. Фролова Ю.Н. Играем в библиотеке: методика и описание развивающих и развлекательных игр для детей всех возрастов / Ю. Фролова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 29 с.: ил.

23. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IC-CC в.в.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. - М.: Изд-во «Либерия», 2001. – 80 с.

 

 

Содержание курса

 

Тема 1. Теоретические основы библиотечной работы с детьми и юношеством

Значение чтения в жизни ребенка. Библиотека и юный читатель. Задачи, цели, принципы библиотечной работы с читателями-детьми. Что предпочтительнее в работе библиотеки с детьми: руководство чтением или обслуживание читателей. Свободное общение библиотекаря с читателями на принципах сотрудничества.

Тема 2. Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении

Революционно-демократическая теория детского, юношеского чтения. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о роли книги в воспитании детей. Н.В. Шелгунов. Вопросы детского чтения в педагогической системе К.Д. Ушинского. Деятельность и взгляды Л.Н. Толстого в Яснополянской школе. Деятельность и взгляды известных педагогов, методистов-словесников ХIХ века в области детского и юношеского чтения: (В.Я. Стоюнин, В.Н. Острогорский, В.Н. Водовозов и др.) Деятельность Н.А. Рубакина, его влияние на теорию и практику детского и юношеского чтения. Становление советской теории руководства чтением детей. Место и роль работ В.В. Голубковой, Г.А. Гуковского, М.А. Рыбниковой в становлении теории и методики литературного, эстетического и художественного образования в воспитании читателей. Значение деятельности В.А. Сухомлинского для развития теории и практики руководства чтением детей и юношества.

 

Семинар № 1. «Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении»

1. Интерес педагогов, библиографов, критиков второй половины XIX века к вопросам чтения детей.

2. К.Д. Ушинский о системе первоначального чтения учащихся.

3. Л.Н. Толстой о детском чтении и творчестве.

4. Обращение к вопросам чтения подрастающего поколения педагогов 20-30 г. XX века.

5. Проблемы детского чтения в наследии В.А. Сухомлинского.

6. Продолжение традиций и новаторство.

 

Тема 3. Современные подходы к изучению чтения детей

 

Библиотекарь, самой спецификой своей работы поставленный в ситуацию необходимости прогнозировать ход читательского развития, предлагать книги «на вырост», должен знать научно обоснованные тесты, психодиагностические и социологические методики – для того, чтобы, имея большую информацию о читателе, лучше учитывать его интересы и, в случае необходимости быть готовым помочь ему. Цели, задачи, принципы, изучения читателей – детей. Система методов изучения читателей и чтения, использование общенаучных и специальных библиотечных методов. Характеристика современных исследований чтения детей разных возрастов. Основные направления исследований (социологические, педагогические, психологические, библиотековедческие).

 

Семинар № 2

Современные подходы к изучению чтения детей

 

ВОПРОСЫ:

1. Динамика читательского развития ребенка.

2. Влияние социальной среды (семья, сверстники, школа, библиотека), психологических факторов на формирование юного читателя.

3. Цепь, задачи, принципы, методика изучения читателей – школьников в библиотеке.

4. Характеристика современных исследований чтения детей разных возрастов. Основные направления исследований (социологические, педагогические, психологические, библиотековедческие).

 

Практическая работа № 1.

Методы изучения юных читателей (анализ формуляров и беседа с читателем) – 2 часа

Задание

1. Просмотреть на абонементе читательские формуляры, познакомится с записями, которые фиксируются в них (в анкетной, основной части, в «заметках библиотекаря»).

2. По формуляру читателя, находящегося в это время в библиотеке, проанализировать его чтение:

-дать характеристику интересов и запросов читателя.

-проанализировать характер спроса читателя, факторы, под влиянием которых он обращается к книге

1. Данные формуляра читателя дополнить беседой с читателем, в ходе которой выявить:

- широту и глубину читательских интересов

- отношение читателя к прочитанным книгам

- уровень развития читательской культуры

2. Проанализировать полученные данные, составить рекомендации по чтению этого ребенка.

Материалы, полученные в ходе выполнения практической работы, использовать при написании контрольной работы по курсу.

 

Тема 4. Методика индивидуальной работы

 

Методика рекомендательной беседы и беседы о прочитанном. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подготовке и проведении бесед о книгах. Основные приемы, рекомендации научно-познавательной и художественной литературы. Методика проведения беседы о прочитанном.

 

Тема 5. Методика групповой работы

 

Устные формы рекомендации книг. Наглядные формы работы библиотеки с читателями. Комплексные формы работы с детьми.

 


Тема 6. Воспитание культуры чтения

 

Теоретические проблемы формирования культуры чтения детей раскрывают характеристики научно обоснованных теоретических подходов к определению культуры чтения, в работах Л.И. Беляевой, С.А. Езовой, Г.М. Замковой, Ю.С. Зубова, Г.А. Ивановой, Н.С. Карташова, Т.Д. Полозовой и др., анализируются пути формирования культуры чтения детей в совместной работе основных социокультурных организаций и учреждений. Воспитание культуры чтения как составная часть единой системы работы детской библиотеки и школы. Значение и задачи формирования библиотечно- информационной культуры у детей и юношества на современном этапе. Содержание работы библиотеки по воспитанию культуры чтения у детей школьников. Современные программы по рекомендации библиотечно-библиографических занятий школьникам. Методика библиотечных занятий с читателями разных возрастов. Координация деятельности библиотеки, школы, семьи, средств массовой информации по воспитанию культуры чтения.

 

Тема 7. Библиотечная работа с воспитателями, с

педагогами и родителями

 

Задача воспитателя, педагога, библиотекаря, родителя – создать условия для развития творческого чтения у ребенка. Методика библиотечной работы с воспитателями, педагогами, родителями. Библиотека как центр библиотечно-библиографического просвещения родителей. Семейное чтение как совместная творческая, читательская деятельность взрослых и детей в условиях их субъект – субъектного общения, направленного на целостное развитие личности растущего человека. Взаимодействие детской библиотеки с родителями – основа организации семейного чтения. Активные формы работы с родителями. Библиотеки семейного чтения.

 

СЕМИНАР № 3

Библиотечная работа с воспитателями,

с педагогами и родителями

Вопросы:

 

1. История семейного чтения.

2. Семейное чтение сегодня. Что может библиотека.

3. Программа семейного чтения В. Невского: теория и практика.

4. С семьей и для семьи. Опыт библиотек в организации семейного чтения.

 

Тема 8. Библиотечная работа с детьми инвалидами

 

Права людей с ограниченными возможностями в спектре внимания ООН и других международных организаций. Принятие сорок восьмой сессией Генеральной Ассамблеи ООН «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», документа, гарантирующего людям с ограниченными возможностями право на приобщение к достижениям мировой цивилизации и культуры.

«Международный билль о правах человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» - международные документы, рассматривающие права детей с ограниченными возможностями.

Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О библиотечном деле» - отечественные законодательные акты дающие право детям инвалидам на приоритетное библиотечное обслуживание в нашей стране. Стационарные и внестационарные формы библиотечного обслуживания. Группа детей с органическим поражением головного мозга. Группа детей с полным или глубоким нарушением слуха и связанное с этим отсутствие речи. Группа детей с полной или частичной слепотой. Группа детей с ослабленной двигательной активностью. Индивидуальные и групповые формы работы с этими детьми.

 

Тема 9. Детские библиотеки: их типологические особенности, задачи и назначение.

Государственная республиканская юношеская библиотека. Государственная республиканская детская библиотека. Областная детская библиотека. Областная юношеская библиотека. Районная детская библиотека. Городская детская библиотека. Библиотеки - филиалы.

 

Тема 10. Школьная библиотека в современных условиях

Основные направления библиотечной работы с детьми в условиях школьной библиотеки. Выполнение школьными библиотеками информационной и образовательной функций. Работа школьной библиотеки с учителями - предметниками.

Тема 11. Особенности библиотечного обслуживания

читателей-детей за рубежом

Международные центры изучения детского чтения и библиотечной работы с юными читателями. Актуальные проблемы детского, юношеского чтения в зарубежном библиотековедении. Опыт зарубежных библиотек по формированию у детей навыков чтения и пользования библиотекой.


Семинар № 4.

Особенности библиотечного обслуживания

читателей-детей за рубежом

Вопросы:

 

1. Проблемы детского чтения в зарубежном библиотековедении

2. Библиотечное обслуживание в Норвегии.

3. Библиотечное обслуживание в Швейцарии.

4. Библиотечное обслуживание во Франции.

 

Задание к контрольной работе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: