Учебно-нормативная документация
1.2. Выписка из учебного плана Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств по специальности:: 071201 Библиотечно-информационная деятельность
специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,
Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества
квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель
Реализуемой на библиотечно-информационном факультете
Наименование дисциплин и видов учебной работы | Объем работы студента в часах | Формы итогового контроля | 1курс | 2курс | 3курс | 4курс | 5 курс | 6 курс | ||||||||||||
всего | теорет. | практ. | индив. | самост. | Экза-мен | Зачет | Гос. аттестация | сем | сем | сем | сем | сем | 6 сем | 7 сем | сем | сем | сем | сем | сем | |
СД.Р.03 Библиотечная работа с детьми и юношеством |
2. Рабо ч ая программа дисциплины
2.1. Пояснительная записка
2.1.1. Цель курса
2.1.2. Задачи курса
2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалистов
2.1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
2.1.5. Формы и виды занятий
2.2. Учебный план
2.3. Содержание учебной дисциплины
2.4. Организация контроля знаний
2.4.1. Итоговый контроль знаний
2.5. Учебно-методическое обеспечение
2.5.1. Основная литература
2.5.2. Дополнительная литература
Методические рекомендации для студентов
3.1. Краткие методические рекомендации
3.2. Виды и формы самостоятельной работы
Пояснительная записка
Курс «Библиотечная работа с детьми и юношеством» - один из основных в профессиональной подготовке специалистов детских и юношеских библиотек, а также библиотек средних, средних специальных и высших учебных заведений.
|
Задача курса – рассмотреть общие закономерности становления и развития теории и практики библиотечной работы с подрастающим поколением: содержание, основные направления и принципы работы с юными читателями в современной библиотеке: методы изучения юных читателей и чтения; действенные пути воспитания творческого читателя; обучить студентов методике индивидуальной и групповой работы; подготовить к работе с руководителями детского чтения – учителями, родителями, воспитателями дошкольных и внешкольных учреждений. В курсе рассматриваются также основные направления библиотечной работы с детьми и юношеством за рубежом.
«Библиотечная работа с детьми и юношеством» как учебная дисциплина изучается студентами заочного отделения в VI-VII семестре. Седьмой семестр заканчивается экзаменом за весь курс. В помощь студентам заочникам на учебно-экзаменационных сессиях читаются установочные и обзорные лекции, проводятся 8 семинарских занятий, одна практическая работа. В межсессионный период студенты выполняют контрольную работу.
В настоящую рабочую программу входят следующие материалы: тематический план курса, литература по курсу, план семинарских занятий, план практической работы, темы контрольных работ, контрольные вопросы по курсу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | |||
лекции | сем. | практ. | ||||
Теоретические основы библиотечной работы с детьми и юношеством. | ||||||
Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении. | ||||||
Современные подходы к изучению чтения и читателей детей. | ||||||
Методика индивидуальной работы. | ||||||
Методика групповой работы. | ||||||
Воспитание культуры чтения. | ||||||
Библиотечная работа с воспитателями, с педагогами и родителями. | ||||||
Библиотечная работа с детьми инвалидами. | ||||||
Детские и юношеские библиотеки: их типологические особенности, задачи и назначение. | ||||||
Школьная библиотека в современных условиях. | ||||||
Особенности библиотечного обслуживания читателей детей за рубежом. | ||||||
Итого | ||||||
Основная литература
|
1. Библиотечно-библиографические занятия – школьникам: практ. пособие. – М.: Книга, 1989. – 259 с.
2. Голубева Н.А. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч. – метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
3. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект. Монография. - М.: Изд-во МГИК, 1993. - С. 8-24, 94-106.
4. Детская библиотека сегодня и завтра. - М.: 1993. - 68 с.
- Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 1999. - 267 с.
- Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке: Технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская.- Спб.: Профессия, 2002. - 92 с.: ил.
- Ильина В.В. Детские и юношеские библиотеки в контексте региональной и федеральной библиотечной политики / В.В. Ильина // Управление и кадры. - М.: Пашков дом, 2002. - С. 125-132.
8. Ищенко Г.Г. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания: актуальные уроки для детей и родителей. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 120 с.
|
- Кабачек О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков / РГДБ. – М., 1991.
- Кабачек О.Л. Сказка в век компьютера: метод. пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста / Кабачек О.Л.-М.: Либерия, 2001.-205 с.
11. Кашкаров А.П. Детское чтение: пособие для отцов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 96 с.
12. Клубы по интересам в библиотеке: метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1986. - 40 с.
13. Коряковцева Н.А. Чтение и образовании в информационном обществе: учеб. пособие. – М.: Литера, 2009. – 208 с.
14. Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-метод. пособие. – М.: Литера, 2010. – 135 с.
15. Опарина Н.П. Литературные игры в детской библиотеке: учеб. – метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 96 с.
- Программа творческого развития личности ребенка в библиотеке / Сост. А.В. Батамирова, О.Л. Кабачек, Ю.В. Матюшина др. - М.: РГДБ, 1995. - 116 с.
- Роль детской библиотеки в самообразовательном чтении читателей. - Оренбург, 1999. - 9 с.
18. Руководство чтением детей в библиотеке.: учебник / Под. ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд-во МГИК, 1992. - 245с.
19. Сокольская Л.В. Материнское чтение: науч.-практ. пособие / Л.В. Сокольская. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 80 с.
- Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: учеб.-практ. пособие / Т.Н. Сомова.- М.: Либерия. – Бибинформ., 2006. - 86 с.
- Туюкина Г.П. В.А. Сухомлинский о руководстве детским и юношеским чтением: лекции / МГУК.- М., 1983. – 38 с.
- Фролова Ю.Н. Играем в библиотеке: методика и описание развивающих и развлекательных игр для детей всех возрастов / Ю. Фролова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 29 с.: ил.
23. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IC-CC в.в.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. - М.: Изд-во «Либерия», 2001. – 80 с.
Содержание курса
Тема 1. Теоретические основы библиотечной работы с детьми и юношеством
Значение чтения в жизни ребенка. Библиотека и юный читатель. Задачи, цели, принципы библиотечной работы с читателями-детьми. Что предпочтительнее в работе библиотеки с детьми: руководство чтением или обслуживание читателей. Свободное общение библиотекаря с читателями на принципах сотрудничества.
Тема 2. Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении
Революционно-демократическая теория детского, юношеского чтения. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о роли книги в воспитании детей. Н.В. Шелгунов. Вопросы детского чтения в педагогической системе К.Д. Ушинского. Деятельность и взгляды Л.Н. Толстого в Яснополянской школе. Деятельность и взгляды известных педагогов, методистов-словесников ХIХ века в области детского и юношеского чтения: (В.Я. Стоюнин, В.Н. Острогорский, В.Н. Водовозов и др.) Деятельность Н.А. Рубакина, его влияние на теорию и практику детского и юношеского чтения. Становление советской теории руководства чтением детей. Место и роль работ В.В. Голубковой, Г.А. Гуковского, М.А. Рыбниковой в становлении теории и методики литературного, эстетического и художественного образования в воспитании читателей. Значение деятельности В.А. Сухомлинского для развития теории и практики руководства чтением детей и юношества.
Семинар № 1. «Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении»
1. Интерес педагогов, библиографов, критиков второй половины XIX века к вопросам чтения детей.
2. К.Д. Ушинский о системе первоначального чтения учащихся.
3. Л.Н. Толстой о детском чтении и творчестве.
4. Обращение к вопросам чтения подрастающего поколения педагогов 20-30 г. XX века.
5. Проблемы детского чтения в наследии В.А. Сухомлинского.
6. Продолжение традиций и новаторство.
Тема 3. Современные подходы к изучению чтения детей
Библиотекарь, самой спецификой своей работы поставленный в ситуацию необходимости прогнозировать ход читательского развития, предлагать книги «на вырост», должен знать научно обоснованные тесты, психодиагностические и социологические методики – для того, чтобы, имея большую информацию о читателе, лучше учитывать его интересы и, в случае необходимости быть готовым помочь ему. Цели, задачи, принципы, изучения читателей – детей. Система методов изучения читателей и чтения, использование общенаучных и специальных библиотечных методов. Характеристика современных исследований чтения детей разных возрастов. Основные направления исследований (социологические, педагогические, психологические, библиотековедческие).
Семинар № 2
Современные подходы к изучению чтения детей
ВОПРОСЫ:
1. Динамика читательского развития ребенка.
2. Влияние социальной среды (семья, сверстники, школа, библиотека), психологических факторов на формирование юного читателя.
3. Цепь, задачи, принципы, методика изучения читателей – школьников в библиотеке.
4. Характеристика современных исследований чтения детей разных возрастов. Основные направления исследований (социологические, педагогические, психологические, библиотековедческие).
Практическая работа № 1.
Методы изучения юных читателей (анализ формуляров и беседа с читателем) – 2 часа
Задание
1. Просмотреть на абонементе читательские формуляры, познакомится с записями, которые фиксируются в них (в анкетной, основной части, в «заметках библиотекаря»).
2. По формуляру читателя, находящегося в это время в библиотеке, проанализировать его чтение:
-дать характеристику интересов и запросов читателя.
-проанализировать характер спроса читателя, факторы, под влиянием которых он обращается к книге
1. Данные формуляра читателя дополнить беседой с читателем, в ходе которой выявить:
- широту и глубину читательских интересов
- отношение читателя к прочитанным книгам
- уровень развития читательской культуры
2. Проанализировать полученные данные, составить рекомендации по чтению этого ребенка.
Материалы, полученные в ходе выполнения практической работы, использовать при написании контрольной работы по курсу.
Тема 4. Методика индивидуальной работы
Методика рекомендательной беседы и беседы о прочитанном. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подготовке и проведении бесед о книгах. Основные приемы, рекомендации научно-познавательной и художественной литературы. Методика проведения беседы о прочитанном.
Тема 5. Методика групповой работы
Устные формы рекомендации книг. Наглядные формы работы библиотеки с читателями. Комплексные формы работы с детьми.
Тема 6. Воспитание культуры чтения
Теоретические проблемы формирования культуры чтения детей раскрывают характеристики научно обоснованных теоретических подходов к определению культуры чтения, в работах Л.И. Беляевой, С.А. Езовой, Г.М. Замковой, Ю.С. Зубова, Г.А. Ивановой, Н.С. Карташова, Т.Д. Полозовой и др., анализируются пути формирования культуры чтения детей в совместной работе основных социокультурных организаций и учреждений. Воспитание культуры чтения как составная часть единой системы работы детской библиотеки и школы. Значение и задачи формирования библиотечно- информационной культуры у детей и юношества на современном этапе. Содержание работы библиотеки по воспитанию культуры чтения у детей школьников. Современные программы по рекомендации библиотечно-библиографических занятий школьникам. Методика библиотечных занятий с читателями разных возрастов. Координация деятельности библиотеки, школы, семьи, средств массовой информации по воспитанию культуры чтения.
Тема 7. Библиотечная работа с воспитателями, с
педагогами и родителями
Задача воспитателя, педагога, библиотекаря, родителя – создать условия для развития творческого чтения у ребенка. Методика библиотечной работы с воспитателями, педагогами, родителями. Библиотека как центр библиотечно-библиографического просвещения родителей. Семейное чтение как совместная творческая, читательская деятельность взрослых и детей в условиях их субъект – субъектного общения, направленного на целостное развитие личности растущего человека. Взаимодействие детской библиотеки с родителями – основа организации семейного чтения. Активные формы работы с родителями. Библиотеки семейного чтения.
СЕМИНАР № 3
Библиотечная работа с воспитателями,
с педагогами и родителями
Вопросы:
1. История семейного чтения.
2. Семейное чтение сегодня. Что может библиотека.
3. Программа семейного чтения В. Невского: теория и практика.
4. С семьей и для семьи. Опыт библиотек в организации семейного чтения.
Тема 8. Библиотечная работа с детьми инвалидами
Права людей с ограниченными возможностями в спектре внимания ООН и других международных организаций. Принятие сорок восьмой сессией Генеральной Ассамблеи ООН «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», документа, гарантирующего людям с ограниченными возможностями право на приобщение к достижениям мировой цивилизации и культуры.
«Международный билль о правах человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» - международные документы, рассматривающие права детей с ограниченными возможностями.
Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О библиотечном деле» - отечественные законодательные акты дающие право детям инвалидам на приоритетное библиотечное обслуживание в нашей стране. Стационарные и внестационарные формы библиотечного обслуживания. Группа детей с органическим поражением головного мозга. Группа детей с полным или глубоким нарушением слуха и связанное с этим отсутствие речи. Группа детей с полной или частичной слепотой. Группа детей с ослабленной двигательной активностью. Индивидуальные и групповые формы работы с этими детьми.
Тема 9. Детские библиотеки: их типологические особенности, задачи и назначение.
Государственная республиканская юношеская библиотека. Государственная республиканская детская библиотека. Областная детская библиотека. Областная юношеская библиотека. Районная детская библиотека. Городская детская библиотека. Библиотеки - филиалы.
Тема 10. Школьная библиотека в современных условиях
Основные направления библиотечной работы с детьми в условиях школьной библиотеки. Выполнение школьными библиотеками информационной и образовательной функций. Работа школьной библиотеки с учителями - предметниками.
Тема 11. Особенности библиотечного обслуживания
читателей-детей за рубежом
Международные центры изучения детского чтения и библиотечной работы с юными читателями. Актуальные проблемы детского, юношеского чтения в зарубежном библиотековедении. Опыт зарубежных библиотек по формированию у детей навыков чтения и пользования библиотекой.
Семинар № 4.
Особенности библиотечного обслуживания
читателей-детей за рубежом
Вопросы:
1. Проблемы детского чтения в зарубежном библиотековедении
2. Библиотечное обслуживание в Норвегии.
3. Библиотечное обслуживание в Швейцарии.
4. Библиотечное обслуживание во Франции.
Задание к контрольной работе