Контрольная работа выполняется в библиотеке на основе анализа читательских формуляров, бесед с читателями и библиотекарями.
Кроме того, используются детские рисунки, устные и письменные отзывы ребят о книгах.
Характеристика чтения должна не только констатировать, что читал школьник, но и показать успехи и трудности, пути дальнейшего руководства чтением этого читателя.
К контрольной работе смогут быть даны приложения в виде рисунков ребят, отзывов, сочинений, текстов бесед и т.д.
2. Составление тематико-экспозиционного плана книжной выставки
Студент разрабатывает схему книжной выставки, на которой указывает: формулировку заголовка, названия разделов, названия книг, статей, иллюстрации, цитаты, вопросы. Следует пояснить, почему выбрана данная тема, на какую возрастную группу рассчитана выставка ее цель.
Необходимо указать источники, по которым подбирали материал для выставки, а также охарактеризовать литературу по разделам выставки.
Вопросы к экзамену
1. Задачи библиотечной работы с юными читателями на современном этапе.
2. Становление и развитие педагогики детского чтения в дореволюционной России.
3. Ведущие направления теории и практики библиотечной работы с детьми в начале 20 века и после 1917 года.
4. Становление теории и практики библиотечной работы с детьми в 20-30 годы.
5. 3начение деятельности В.А.Сухомлинского для развития теории и методики детского чтения.
6. Руководство чтением как педагогический процесс, его цели, задачи и принципы.
7. Изучение читателей в детской библиотеке: задачи, принципы, методы.
8. Воспитание дошкольников как читателей.
9. Школьная библиотека: ее современные задачи и содержание работы.
|
10. Массовая работа библиотек с учащимися младшего школьного возраста.
11. Особенности чтения и восприятия литературных произведений подростками и задачи библиотеки по руководству их чтением.
12. Методика обсуждения произведений художественной литературы с подростками.
13. Особенности индивидуального общения библиотекаря с подростками.
14. Игровые методы в работе библиотеки с детьми и подростками.
15. Особенности чтения старшеклассников.
16. Активные формы массовой работы в библиотеке.
17. Наглядные формы рекомендации литературы в детской библиотеке.
18. Воспитание культуры чтения младших школьников.
19. Воспитание культуры чтения подростков и старшеклассников.
20. Проблемы руководства чтением детей в наследии Л.Н. Толстого.
21. Эстетическое воспитание школьников в библиотеке.
22. Работа детских и школьных библиотек с родителями юных читателей.
23. Клубы по интересам в детских и юношеских библиотеках: опыт работы.
24. Творческое чтение, культура чтения.
25. Массовая работа в библиотеке с читателями-детьми.
26. Формы и методы индивидуальной работы с детьми.
27. Библиотечная работа с детьми и юношеством за рубежом.
28. Работа детских и юношеских библиотек в помощь учебному процессу.
29. Цели, библиотечной работы с читателями-детьми.
30. Принципы библиотечной работы с читателями-детьми.
31. Школьная библиотека в современных условиях.
32. Цели, задачи, принципы, изучения читателей – детей.
33.Система методов изучения читателей и чтения.
34.Детские библиотеки: их типологические особенности.
35.Детские библиотеки их функции и назначение.
|
36. Библиотечная работа с детьми инвалидами.
37.Библиотеки семейного чтения.
38.Методика библиотечной работы с воспитателями, педагогами, родителями.
39.История семейного чтения.
40.Значение и задачи формирования библиотечно - информационной культуры у детей и юношества на современном этапе.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Содержание курса
Тема 1. Теоретические основы библиотечной работы с детьми и юношеством
Значение чтения в жизни ребенка. Библиотека и юный читатель. Задачи, цели, принципы библиотечной работы с читателями-детьми. Что предпочтительнее в работе библиотеки с детьми: руководство чтением или обслуживание читателей. Свободное общение библиотекаря с читателями на принципах сотрудничества.
Литература:
1. Бубекина Н.В. Государство и дети: Реальность и перспективы // Библиотека. - 1996. - № 11. - С. 9-10.
2. Бубекина Н.В., Чудинова В.П. Государственная библиотечная политика и дети // Библиотековедение. – 1996. - № 2. – С. 3-14.
3. Голубева Е.И. Пути развития детской библиотеки // Библиотековедение. - 1995. - № 3. - С. 10-15.
4. Голубева Н.Л. Пространство сближения библиотека как институт инкультурации нового поколения // Библиотечное дело. – 2010. – № 12. – С. 8-11.
5. Голубева Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 88 с.
6. Голубева Н.А. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч.-метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
|
7. Горобец Д.И. О региональной политике в библиотечной работе с детьми на современном этапе // Детская библиотека. - 1998. - № 1. - С. 32-38
8. Греченко Г.С., Семилет Н.В. Детские библиотеки в поисках новых путей // Библиотековедение. - 1997. - № 3. - С. 41-54.
9. Евдокимова Л.В. Взаимодействие библиотекаря и читателя – школьника // Библиотековедение. - 1997. - № 3. - С. 64-71.
10. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание. Теоретический аспект: монография. - М.: Изд-во МГИК, 1993. - С. 8-24, 94-106.
11. Детская библиотека сегодня и завтра. - М.: 1993. - 68 с.
12. Ищенко Г.Г. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания: актуальные уроки для детей и родителей. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 120 с.
13. Кашкаров А.П. Детское чтение: пособие для отцов. – М.: Либерея-Бибинформ., 2010. – 96 с.
14. Коряковцева Н.А. Чтение и образовании в информационном обществе: учеб. пособие. – М.: Литера, 2009. – 208 с.
15. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Педагогика сотворчества: новый взгляд на руководство чтением // Библиотека. - 1993. - № 10. - С. 15-19.
16. Сокольская Л.В. Материнское чтение: науч. - практ. пособие / Л.В. Сокольская. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 80 с.
17. Туюкина Г.П. Педагогика сотрудничества // Библиотекарь. - 1989. - № 3. - С. 44.
18. Фомина Л.Н. Читатели-дети: Организационные основы библиотечного обслуживания (мнение специалиста). - М., 1993. - С. 32-34.
Тема 2. Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении
Революционно-демократическая теория детского, юношеского чтения. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о роли книги в воспитании детей. Н.В. Шелгунов. Вопросы детского чтения в педагогической системе К.Д. Ушинского. Деятельность и взгляды Л.Н. Толстого в Яснополянской школе. Деятельность и взгляды известных педагогов, методистов-словесников ХIХ века в области детского и юношеского чтения: (В.Я. Стоюнин, В.Н. Острогорский, В.Н. Водовозов и др.) Деятельность Н.А. Рубакина, его влияние на теорию и практику детского и юношеского чтения. Становление советской теории руководства чтением детей. Место и роль работ В.В. Голубковой, Г.А. Гуковского, М.А. Рыбниковой в становлении теории и методики литературного, эстетического и художественного образования в воспитании читателей. Значение деятельности В.А. Сухомлинского для развития теории и практики руководства чтением детей и юношества.
Семинар № 1. «Вклад выдающихся педагогов в становление науки о детском чтении»
1. Интерес педагогов, библиографов, критиков второй половины XIX века к вопросам чтения детей.
2. К.Д. Ушинский о системе первоначального чтения учащихся.
3. Л.Н. Толстой о детском чтении и творчестве.
4. Обращение к вопросам чтения подрастающего поколения педагогов 20-30 г. XX века.
5. Проблемы детского чтения в наследии В.А. Сухомлинского.
6. Продолжение традиций и новаторство.
Литература:
1. Учебник... - С. 35-80.
2. Белинский В.Г., Чернышевский И.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе: сборник. - М.: Дет. лит., 1983. - 430 с.
3. Вяземский Е.Е. Евладова Творец чудного здания: Страницы жизни и творчества К.Д. Ушинского // Начальная школа. - 2000. - № 3. - С. 109-114.
4. Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. – М.: Дет. лит., 1979. - 271 с.
5. Кудрявая Н.В. Лев Толстой: Уроки педагогики // Человек. - 2000. - № 1. - С. 137-147.
6. Луначарский А.В. О детской литературе, детском и юношеском чтении: Избранное. – М.: Дет. лит., 1985. - 223 с.
7. Макаренко А.С. О детской литературе и детском чтении. - М.: Дет. изд., 1955. - С. 63-112.
8. Михайлова Л. «Отрок милый, отрок нежный…»: Формирование читателя ребенка в российской интеллигентской семье конца XIX века // Библиотека. – 1997. - № 7. - С. 48-50.
9. Михайлова Л. Слышится только шелест страниц…: Что читали дети и подростки конца CIC - начала CC века в публичных и народных библиотеках // Библиотека. - 1999. - № 4. - С. 47-48.
10. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине CIC века. - М.: Изд-во МПИ, 1991. – 224 с.
11. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
12. Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем…». - М.: Молодая гвардия, 1988. - 208 с.
13. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979. - 393 с.
14. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979. - 335 с.
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. Школа. – 1981.- 280 с.
16. Толстой Л.Н. и современные проблемы культуры: материалы научно - практической конференции // МГУК. – М., 1980. - С. 98-133.
17. Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М.: Современник, 1985. – С. 28-56.
18. Туюкина Г.П. В.А. Сухомлинский о руководстве детским и юношеским чтением: лекции // МГУК. - М., 1983. – 38 с.
19. К.Д. Ушинский и русская школа: беседы о великом педагоге // под. общ. ред. Е. Белозерцева. - М.: «Роман-газета», 1994. – 192 с.
20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1974.
21. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IC-CC в.в.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. - М.: Изд-во «Либерия», 2001. – 80 с.
22. Шаталов А.А. Лев Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 92-95
Тема 3. Современные подходы к изучению чтения детей
Библиотекарь, самой спецификой своей работы поставленный в ситуацию необходимости прогнозировать ход читательского развития, предлагать книги «на вырост», должен знать научно обоснованные тесты, психодиагностические и социологические методики – для того, чтобы, имея большую информацию о читателе, лучше учитывать его интересы и, в случае необходимости быть готовым помочь ему. Цели, задачи, принципы, изучения читателей – детей. Система методов изучения читателей и чтения, использование общенаучных и специальных библиотечных методов. Характеристика современных исследований чтения детей разных возрастов. Основные направления исследований (социологические, педагогические, психологические, библиотековедческие).
Семинар №2
Современные подходы к изучению чтения детей
ВОПРОСЫ:
1. Динамика читательского развития ребенка.
2. Влияние социальной среды (семья, сверстники, школа, библиотека), психологических факторов на формирование юного читателя.
3. Цепь, задачи, принципы, методика изучения читателей – школьников в библиотеке.
4. Характеристика современных исследований чтения детей разных возрастов. Основные направления исследований (социологические, педагогические, психологические, библиотековедческие).
Литература:
1. Учебник... – С.146-160.
2. Алексеева М., Смолина А. «Дом, который построили мы» // Библиотека. – 1996. - № 3. – С. 40-41.
3. Библиотековедческие исследования. Методология и методика. – М.: Книга, 1978. - С. 56-74.
4. Бутенко И. Социолог приходит в школу // Библиотекарь. – 1990. - № 3. – С. 51-52.
5. Бутенко И.А. Как провести прикладное исследование? Пособие для библиотекаря. - М.: РИК, РГДБ, 1994. - 96 с.
6. Виноградова Г.Г. Штрихи к портрету юного читателя // Библиотековедение. – 1998. - № 1. - С. 91-96.
7. Глейзер Джоан. Столкновение ценностей или буря вокруг одного изучения // Библиотека. – 1997. - № 6. - С. 80-81.
8. Голубева Н.А. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч. – метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
9. Голубева Е.И. Изучение детского чтения //Детская библиотека. - 1999. - № 4. - С. 13-18.
10. Добрынина Н.Е., Лебедев А.И. Программа комплексного исследования читателей – детей и подростков // Сов. библиотековедение. – 1991. - № 5. - С. 59-63.
11. Изучение читательского спроса в массовых библиотеках: метод. рекомендации / Гос. б-ка им. В.И. Ленина. – М., 1984. - 94 с.
12. Кабачек О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков / РГДБ. – М., 1991.
13. Кабачек О.Л. Изучение читательского развития младших подростков // Сов. Библиотековедение. – 1990. - № 3. - С. 29-35.
14. Коладзейская Л., Локхем Б. Между прошлым и будущим: Потребность детей в чтении // Библиотека. – 1993. - № 4. - С. 6-10.
15. Кузнецова В.К. Детский читатель в контексте времени // Мир библиотек сегодня: научно-информационный сборник. - М.. 1995. - Вып. 1. - С. 68-74.
16. Лебедева А.И. Картина чтения современных детей и подростков и массовая библиотека. Теория и практика: сборник. – М., 1992. – С. 56-65.
17. Лебедева А.И. Чтение не становится любимым занятием // Библиотека. – 1993. - № 4. - С. 10-12.
18. Намарова И. Новый взгляд на старые проблемы // Библиотека. – 1997. - № 12. - С. 34-35.
19. Олифир С.В. Педагогический потенциал и функции школьной библиотеки: комплексный подход // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 4. – С. 21-26.
20. Психолого–педагогические условия обоснования методик в библиотековедческих исследованиях детского чтения: метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, сост. Л.И. Беленькая. - М., 1983. - 36 с.
21. Самохина М.М. Читающая молодежь Москвы (по результатам двух исследований 1997 – 1998 гг.) // Библиотековедение. – 1999. - №1. – С. 42-49.
22. Самохина М.М. Юношеское чтение и библиотека // Сов. библиотековедение. – 1990. - № 5. – С. 31-37.
23. Соловьева И. Периодические издания: Что читают наши дети // Библиотека. – 1997. - № 9. – С. 54-56.
24. Чудинова В.П. Чтение детей в России в 1990-е годы. (по материалам исследований в регионах) // Библиотековедение. - 2000. - № 1. - С. 75-81.
Практическая работа № 1.
Методы изучения юных читателей (анализ формуляров и беседа с читателем) – 2 часа
Задание
1. Просмотреть на абонементе читательские формуляры, познакомится с записями, которые фиксируются в них (в анкетной, основной части, в «заметках библиотекаря»).
2. По формуляру читателя, находящегося в это время в библиотеке, проанализировать его чтение:
-дать характеристику интересов и запросов читателя
-проанализировать характер спроса читателя, факторы, под влиянием которых он обращается к книге
3. Данные формуляра читателя дополнить беседой с читателем, в ходе которой выявить:
- широту и глубину читательских интересов
- отношение читателя к прочитанным книгам
- уровень развития читательской культуры
4. Проанализировать полученные данные, составить рекомендации по чтению этого ребенка.
Материалы, полученные в ходе выполнения практической работы, использовать при написании контрольной работы по курсу.
Тема 4. Методика индивидуальной работы
Методика рекомендательной беседы и беседы о прочитанном. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подготовке и проведении бесед о книгах. Основные приемы, рекомендации научно-познавательной и художественной литературы. Методика проведения беседы о прочитанном.
Литература:
1. Учебник… - С. 141-161.
2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. - М., 1969. - С. 102-118.
3. Гурьева Г. Дом радости // Библиотека. - 1996. - № 5. - С. 56-59.
4. Иванова Г.А. Руководство чтением детей в библиотеке: учеб. пособие. – М., 1990. – С. 31-41.
5. Ищенко Г.Г. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания: актуальные уроки для детей и родителей. – М.: Либерея – Бибинформ., 2007. – 120 с.
6. Пудов В. Воздействие на читателя: методика пропаганды в индивидуальной работе. – М.: Книга, 1990. – С. 85-97.
7. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник / Под. ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – С. 141-161.
8. Самохина Е.О. Человек для откровения // Библиотека. - 1997. - № 6. - С. 33-40.
9. Фомина Л.Н. О спросе читателей детских библиотек // Библиотековедение. – 1995. - № 6. – С. 84-96.
Тема 5. Методика групповой работы
Устные формы рекомендации книг. Наглядные формы работы библиотеки с читателями. Комплексные формы работы с детьми.
Литература:
1. Александрова Л., Веденякина М.А. «Я люблю читать»: Конкурс для детского плаката // Библиотека. – 1999. - № 1. - С. 20-21.
2. Белоколенко М.В. Использование наглядности в детских библиотеках // Библиотековедение. - 1997. - № 3. - С. 54-64.
3. Галамага Т. Лицедеи слова // Библиотека. - 1998. - № 6. - С. 23-24.
4. Гришина Т. Как перевоспитать Бармалея, или веселись, смекай, играй, да книгу не забывай // Библиотека. - 1998. - № 5. - С. 60-61.
5. Кислейко Н. Ильина Н. Формировать характер, воспитывать принципы помогает художественная литература // Библиотека. - 1998. - № 7. - С. 21-22.
6. Клубы по интересам в библиотеке: метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1986. - 40 с.
7. Лебедева А.И. О повышении эффективности массовых форм руководства детским чтением // Актуальные вопросы библиотечной работы. - М.: Книга, 1985. - С. 94-97.
8. Массовая работа c книгой среди подростков: метод. рекомен. для руководителей чтением. – М., 1992. – 31с.
9. Муравьева Л.Н., Руднина Т.В. Литературно - краеведческая игра в библиотеке // Библиотековедение. – 1996. - № 6. - С. 53-58.
10. Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учеб.-метод. пособие. – М.: Литера, 2010. – 135 с.
11. Опарина Н.П. Литературные игры в детской библиотеке: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 96 с.
12. Павлова Н. Диалог энтузиастов // Библиотека. - 1998. - № 4. - С. 100-101.
13. Работа клубов по интересам в детской библиотеке: метод. рекомендации / ГРДБ РСФСР, сост. Бродский М. А. - М., 1987. - 59 с.
14. Тубельская Г.Н. Роль игры в руководстве чтением подростка // Актуальные вопросы библиотечной работы. - М., 1989. - С. 41-47.
15. Янченко Е. Свет рождественской звезды. Праздник для читателей среднего школьного возраста // Библиотека. –1997. - № 11. - С. 55-56.
Тема 6 Воспитание культуры чтения
Теоретические проблемы формирования культуры чтения детей раскрывают характеристики научно обоснованных теоретических подходов к определению культуры чтения, в работах Л.И. Беляевой, С.А. Езовой, Г.М. Замковой, Ю.С. Зубова, Г.А. Ивановой, Н.С. Карташова, Т.Д. Полозовой и др., анализируются пути формирования культуры чтения детей в совместной работе основных социокультурных организаций и учреждений. Воспитание культуры чтения как составная часть единой системы работы детской библиотеки и школы. Значение и задачи формирования библиотечно- информационной культуры у детей и юношества на современном этапе. Содержание работы библиотеки по воспитанию культуры чтения у детей школьников. Современные программы по рекомендации библиотечно-библиографических занятий школьникам. Методика библиотечных занятий с читателями разных возрастов. Координация деятельности библиотеки, школы, семьи, средств массовой информации по воспитанию культуры чтения.
Литература:
1. Библиотечно-библиографические занятия – школьникам: практ. пособие. – М.: Книга, 1989. – 259 с.
2. Зимина Е. Как превратить скучную библиографию в сказку // Библиотека. – 1997. - №7. – С. 20.
3. Любителям чтения о книгах и библиотеках. - М.: Моск. ин-т разв. обр. систем, 1993. - 70 с.
4. Основы библиотечно-информационной культуры: учеб пособие для абитуриентов и студентов младших курсов вузов культуры. - Рязань: РЗИ МГУК, 1997. - С. 102-106.
5. Худякова В. Словарь – инструмент познания мира // Библиотека. –1997. - № 9. – С. 87.
Тема 7. Библиотечная работа с воспитателями, с
педагогами и родителями
Задача воспитателя, педагога, библиотекаря, родителя – создать условия для развития творческого чтения у ребенка. Методика библиотечной работы с воспитателями, педагогами, родителями. Библиотека как центр библиотечно-библиографического просвещения родителей. Семейное чтение как совместная творческая, читательская деятельность взрослых и детей в условиях их субъект – субъектного общения, направленного на целостное развитие личности растущего человека. Взаимодействие детской библиотеки с родителями – основа организации семейного чтения. Активные формы работы с родителями. Библиотеки семейного чтения.
СЕМИНАР №3
Библиотечная работа с воспитателями,
с педагогами и родителями
Вопросы:
1. История семейного чтения.
2. Семейное чтение сегодня. Что может библиотека.
3. Программа семейного чтения В. Невского: теория и практика.
4. С семьей и для семьи. Опыт библиотек в организации семейного чтения.
Литература:
1. Абуткина Е. Библиотека + семья =? // Детская библиотека. - 1998. - № 1. - С. 20-27.
2. Бестужев-Лада И. Как сделать семью счастливой: О задачах библиотек про пропаганде книг и о воспитании детей в семье // Библиотекарь. - 1997. - № 11. - С. 24-26
3. Боева Л. Время доброго общения // Библиотека. - 1999. - № 10. - С. 47.
4. Бондарева П.В. Программа клуба совместного чтения «В некотором царстве, в некотором государстве» // Школа духовности. - 2000. - № 1. - С. 73-81.
5. Детская библиотека и родители юных читателей: метод. реком. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина; Рос. Респ. дет. б-ка РСФСР; Сост О.Л. Кабачек; Ред. Ю.В. Просалкова. – М., 1991. – 93 с.
6. Иванова Г.А., Кадынцева З.И. Работа библиотеки с родителями: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1988. – 68 с.
7. Ищенко Г.Г. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания: актуальные уроки для детей и родителей. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 120 с.
8. Кашкаров А.П. Детское чтение: пособие для отцов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 96 с.
9. Кузьменкова Е. Читает семья // Библиотека. - 1994. - № 6. – С. 28-31.
10. Лебединская Л. Читайте детям вслух: О приобщение к чтению в семье. // Библиотекарь. – 1984. - № 2. - С. 17-19.
11. Массовая библиотека и семья: метод. библиографические материалы / РГБ; Сост. М.И. Акилина; Науч. ред. С.И. Коровицина. – М., 1991. - Ч.1. – 93 с.
12. Невский В. Семейные чтения. // Библиотекарь. - 1991. - № 12. - С. 21-24.
13. Романова Н.И. Какая библиотека нам нужна: Мнение детей и родителей // Библиотековедение. – 1997. - № 1. – С. 65-68.
14. Семейное чтение: Рекомендации по работе детской библиотеки с родителями ГРДБ РСФСР / Сост. Линкова И.Я. – М., 1989. – 60 с.
15. Сокольская Л.В. Материнское чтение: науч.-практ. пособие / Л.В. Сокольская. – М.: Либерея-Бибинформ., 2007. – 80 с.
16. Урбатская О.И. Работа с родителями младших школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
17. Усачева И. Читатель в колыбели: школа чтения // Семья и школа. - 1996. - № 7. - С. 14-15.
18. Темнова В. Библиотека семейного чтения: «за» и «против» // Библиотека. – 1995. - № 1. – С. 24-27.
Тема 8. Библиотечная работа с детьми инвалидами
Права людей с ограниченными возможностями в спектре внимания ООН и других международных организаций. Принятие сорок восьмой сессией Генеральной Ассамблеи ООН «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», документа, гарантирующего людям с ограниченными возможностями право на приобщение к достижениям мировой цивилизации и культуры.
«Международный билль о правах человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» - международные документы, рассматривающие права детей с ограниченными возможностями.
Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О библиотечном деле» - отечественные законодательные акты дающие право детям инвалидам на приоритетное библиотечное обслуживание в нашей стране. Стационарные и внестационарные формы библиотечного обслуживания. Группа детей с органическим поражением головного мозга. Группа детей с полным или глубоким нарушением слуха и связанное с этим отсутствие речи. Группа детей с полной или частичной слепотой. Группа детей с ослабленной двигательной активностью. Индивидуальные и групповые формы работы с этими детьми.
Литература:
1. Дефектология: словарь-справочник. - М.: Нов. школа, 1996. – 80 с.
2. Елкина М. Мы должны быть милосердными: Опыт работы Мурманской областной детской библиотеки по обслуживанию инвалидов // Библиотека. – 1997. - № 6. – С. 57-68.
3. Голубева Е. И. Библиотеки и дети-инвалиды // Библиография. - 1996. - № 4. - С. 123.
4. Гусева Е.В. Мы нужны друг другу. Опыт работы с читателями-инвалидами юношеского возраста // Информ. Бюллетень РБА. – Спб., 1999. - Вып. 15. - С. 192-195.
5. Захарова Л. Анекдот вместо таблетки // Библиотека. - 1997. - № 7. - С. 46-47.
6. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики // Психолог детской библиотеке. - М.: РГДБ, 1994. - С. 22-42
7. Кабачек О.Л. Направления и этапы психолого-педагогической работы массовой детской библиотеки по интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурную среду // Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки. - М.: РГДБ, 1996. - С. 1-14.
8. Кащенко В.П. Психологическая коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 222 с.
9. Матвеева Е.О. Психолого-педагогические принципы сотрудничества библиотекаря с родителями учеников коррекционной школы // Вестник МГУКИ. – 2010. - № 3. – С. 208-212.
10. Матвеева Е.О. Педагогическое мастерство библиотекаря коррекционного заведения // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 2. – С. 137-142.
11. Матвеева Е.О. Реабилитационные задачи библиотеки // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 1. – С. 202-208.
12. Присяжный А.В. Информационные потребности слепых и слабовидящих учащихся и их родителей // Библиотековедение. – 1997.- № 4. – С. 40-45.
13. Программа творческого развития личности ребенка в библиотеке / Сост А.В. Батамирова, О.Л. Кабачек, Ю.В. Матюшина и др. - М.: РГДБ, 1995. - 116 с.
14. Проект «Детская библиотека – центр по работе с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. - Новоуральск, 2001. - С. 130-135.
15. Самохина Е.О. Коррекционно - воспитательная работа библиотекаря с читателями младшими школьниками: лекция. - М.: МГУКИ, 2000. - 37 с.
16. Слайковская Н.Ф. Библиотеки и дети-инвалиды // Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 90-91.
17. Слайковская Н.Ф. Вернем улыбку этим детям // Библиотековедение. - 1996. - № 1. - С. 110-114.
18. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Библиотека и закон: справочник. - М.: Либерия, 1996. - Вып. 1 - С. 42-52.
19. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Льготы инвалидам: Документы и комментарии. - М.: Соц. защита, 1997. - Вып. 7. - С.11-31.
20. Филиал работает при школе // Библиотека. - 2000. - № 9. - С. 5.
21. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции. - М., 1992. - 211 с.
Тема 9. Детские библиотеки: их типологические особенности, задачи и назначение.
Государственная республиканская юношеская библиотека. Государственная республиканская детская библиотека. Областная детская библиотека. Областная юношеская библиотека. Районная детская библиотека. Городская детская библиотека. Библиотеки - филиалы.
Литература:
1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1980. - С. 107.
2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие / Сост.: Ю.В. Просалкова, Х.Д. Хамракулова. - М.: Книжная палата, 1987. - С. 5-6.
3. Бубекина Н.В. «За» и «против» существования детских библиотек // Библиотека. - 1996. - № 12. - С. 8-12.
4. В помощь детским и школьным библиотекам. 1981 год.- М.: Книга, 1981. - 71 с.
5. Голубева Н.А. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч. – метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
6. Гречко Г.С., Семилет Н.В. Детские библиотеки в поисках новых путей // Библиотековедение. - 1997. - № 3. - С. 41.
7. Живи и знай: белая книга детства и образования в России. - М.: Мирос, 1995. - С. 45.
8. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: учебник. - М.: Изд-во МГУК 1997. - Ч.2 - С. 68.
9. Корнеева Е.М. Детская библиотека в наши дни // Библиотековедение. - 1996. - № 6. - С. 17-26.
10. Коряковцева Н.А. Чтение и образование в информационном обществе: учеб. пособие. – М.: Литера, 2009. – 208 с.
11. Краснова Е.С. Библиотеки «новой волны»: приоритеты деятельности // Мир библиотек сегодня. - М.: РГБ, 1994. - Вып. 3. - С. 19-20.
12. Обрядов Н.К., Васильченко Н.В. О задачах и функциях детских библиотек // Библиотека. - 1993. - № 1. - С. 15-17.
Тема 10. Школьная библиотека в современных условиях
Основные направления библиотечной работы с детьми в условиях школьной библиотеки. Выполнение школьными библиотеками информационной и образовательной функций. Работа школьной библиотеки с учителями - предметниками.
Литература:
1. Антипова В. Интеллектуальный труд: под силу ли он учащимся // Библиотека. - 2000. - № 5. - С. 37.
2. Баталина А. Священный храм живых печатных слов // Библиотека. - 2000. - № 8. - С. 21-23.
3. Бубекина Н. Деловые интересы современных старшеклассников // Библиотека. – 1998. - № 9. - С. 48-49.
4. Галамага Т. Лицедеи слова // Библиотека. - 1998. - № 6. - С. 23-24.
5. Голубева Н.Л. Проблемы образования школьных библиотекарей // Учитель: информационно-методический сборник. - Краснодар, 1993. - № 4. - С. 24-29.
6. Журавлева Т. «Мы есть, но нас не замечают» // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 37-38.
7. Зуева Е.М. Школьная библиотека – не только для «учебного» чтения // Сов. библиотековедение. - 1991. - № 2. - С. 46-49.
8. Ильина И. С российским аттестатом в Кембридж // Библиотека. - 1998. - № 9. – С. 44-47.
9. Киселева Т. Ответственность и право // Библиотека. - 2000. - № 7. - С. 24-26.
10. Козлова О. С высоты методического олимпа // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 24-28.
11. Коряковцева Н.А. Чтение и образовании в информационном обществе: учеб. пособие. – М.: Литера, 2009. – 208 с.
12. Мокрецова Н. С компьютером работать было бы проще // Библиотека. - 1998. - № 6. - С. 22.
13. Олифир С.В. Педагогический потенциал и функции школьной библиотеки: комплексный подход // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 4. – С. 21-26.
14. Пищалева О. Что читают сегодняшние ученики // Библиотека. - 1998. - № 7. - С. 49-50.
15. Прибылова Л. Взаимодействие, а не конфликт // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 29-30.
16. Семенова Н. Работа с учебниками, но не только! // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 31-32.
17. Темнова В. Игра в одни ворота // Библиотека. - 1998. - № 3. - С. 60.
18. Типовое (временное) положение о библиотеке общеобразовательной школы // Библиотека. - 1995. - № 5. - С. 37-41.
19. Тихонова И. «Техногенный человек, есть ли у него душа» // Библиотека. - 1998. - № 9. - С. 50-51.
20. Через библиотеку к будущему: Документ Американской ассоциации школьных библиотекарей. Ассоциации библиотечного обслуживания детей / Пер. с англ. В.П. Чудиновой и Р.З. Пановой // Библиотека. - 1994. - № 1. - С. 43-47.
21. Цесарская Г., Чалисова А. Жажда… рядом с источником // Библиотека. - 1998. - № 10. - С. 24-26.
22. «Школьные годы чудесные…» // Библиотека. - 1992. - № 5. - С. 9-11.
Тема 11 Особенности библиотечного обслуживания
читателей-детей за рубежом
Международные центры изучения детского чтения и библиотечной работы с юными читателями. Актуальные проблемы детского, юношеского чтения в зарубежном библиотековедении. Опыт зарубежных библиотек по формированию у детей навыков чтения и пользования библиотекой.
Семинар 4.
Особенности библиотечного обслуживания
читателей-детей за рубежом
Вопросы:
1. Проблемы детского чтения в зарубежном библиотековедении.
2. Библиотечное обслуживание в Норвегии.
3. Библиотечное обслуживание в Швейцарии.
4. Библиотечное обслуживание во Франции.
Литература:
1. Вестхайм Р. Информация или просвещение – решающий выбор публичных библиотек // Библиотековедение. – 1993. - № 5-6. – С. 61-67.
2. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Учеб. пособие. - М: МГУКИ, 1999. - 267 с.
3. Куно К. Чтение во Франции / Франц. Культ. Центр в России; ВГБИЛ, - М.: Рудомино, 1994. – С. 23.
4. Мазняк Н. Имена волшебника // Библиотека. – 1997. - № 2. – С. 59-60.
5. Мяэотс О. Дети не могут ждать // Библиотека. – 1997. - № 1. – С. 79-80.
6. Петер Гир. Встреча с книгой, как первая любовь // Библиотека. – 1997. - № 3. – С. 30-33.