Классификация политических систем




В зависимости от подхода к анализу политических систем в политической науке существуют различные варианты их типологизации и классификации. Выбор варианта определяется также теми признаками, характеристиками или функциями политических систем, которые рассматривается в качестве основных.

Наиболее распространена типология, основанная на перенесении признаков основных политических режимов (демократического, тоталитарного, авторитарного) на политическую систему в целом. Поэтому выделяются демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы.

Другой вариант, основанный на марксистском подходе, предполагает, что главной функцией политической системы выступает обеспечение стабильности определенного типа отношений собственности, а ее сущность определяется интересами класса, на данном отрезке исторического времени выступающего в качестве господствующего в экономической сфере общественной жизни. Соответственно политические системы классифицируются как рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические.

Альтернативой формационному подходу выступает деление политических систем на традиционные и современные (модернизированные). Для традиционных систем характерно слабое развитие структур гражданского общества, стабильность правящих элит, восприятие власти как главного, стержневого элемента политической жизни, доходящее до ее обожествления в той или иной форме. Эти системы, как правило, обладают значительной устойчивостью, однако они консервативны, трудно воспринимают новации, малоспособны к саморазвитию. Их крушение открывает путь к модернизации, вектором которой выступает становление либеральной демократии, где развито гражданское общество, признается концепция естественных прав человека, а власть выполняет волю избирателей. Предполагается, например, что все человечество может достичь единой, универсальной для всех модели постиндустриализма, которой будет соответствовать типовая либерально-демократическая схема организации политической сферы жизни общества, по достижении которой в мировом масштабе исчезнут острые противоречия.

Эта позиция оспаривается теми, кто подчеркивает многозначность терминам "демократия". В разных странах, как отмечается, под демократизмом понимаются различные, часто противоположные, процессы и признаки политической жизни, а также искусственно объединяются неодинаковые политические культуры.

Демократическая политическая система характеризуется многообразием форм собственности, властью большинства граждан в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона, разделением властей, минимальным вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества. Вмешательство в личную жизнь граждан состоит в запрете тех форм их активности, которые могут причинить вред другим членам общества. Для демократической политической системы характерен политический и идеологический плюрализм, многопартийность. Политические партии борются за власть и приходят к власти только на основе правовых норм через участие в свободных выборах.

Многие современные политические системы стран Азии, Африки и Латинской Америки являются доиндустриальными, а часто - авторитарными. Этим политическим системам свойственна смешанная политическая структура: сочетание западных ценностей, собственных этнических и религиозных традиций властвования. Эклектичность политической культуры систем данного типа сильно отличается от фрагментарности политической культуры западно-европейских систем, соединяя в себе самые неожиданные противоположности. Данные системы имеют неотчетливое разделение властей. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры, партийные решения часто занимают место государственных решений. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие ограничено в лучшем случае местным уровнем.

Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, СССР эпохи сталинизма. В системе этого типа не допускаются добровольные политические ассоциации и инакомыслие, вся сила принуждения монополизирована нелегитимным бюрократическим государственным аппаратом, который, в свою очередь, контролируется одной политической партией. Такая политическая система представляется единой (гомогенной), хотя в действительности ее единство является искусственным.

В системе тоталитарного типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие весьма своеобразно, декоративно, но массово. Политическая коммуникация строго контролируется центром. Характерны чрезмерная централизация и высокая, хотя и не всегда явная степень насилия. Однако, поскольку социалистическая политическая система, построенная только на принуждении, немыслима, в ней действуют некоторые демократически-ролевые процессы:

- социальное и имущественное равенство граждан;

- преобладание принудительных ролей в сочетании с народной инициативой, соревновательностью;

- использование в процессе властвования только общественной собственности в двух разновидностях - государственной и колхозно-кооперативной;

- функциональной неточностью властных ролей бюрократии, партии, армии, службы безопасности, которым часто приходится выполнять нехарактерные для них задачи культурно-массовой, хозяйственной и иной деятельности.

В тоталитарных системах нет реального делегирования власти и создания иных центров власти, чем партийно-номенклатурные. Функции бюрократического аппарата, армии и секретных служб расширяются или ограничиваются, вводятся новые или отменяются существующие функции, в зависимости от потребностей правящей партии.

Существование всякой политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Эволюция политической системы связана в целом с усложнением самой системы и ее подсистем, расширением политического участия масс в жизни общества, реорганизациями отношений власти и народа и т.д. Политические системы могут переходить от открытости к закрытым основам функционирования, и наоборот.

Динамизм политической системы отличен от нестабильности. Он определяет способность системы развиваться, приспосабливаться к изменениям в обществе и в мире, реагировать на них. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном итоге за счет общества или насилия. В древних обществах такие системы могли существовать долго и погибали в основном под влиянием чужеземного нашествия. В новое время срок жизни подобных систем сократился.

Таким образом, элементы и функции политической системы не являются статичными и пассивными. Они находятся в динамике, активно действуют. Эта деятельность в итоге создает в обществе определенный политический "климат", в котором определяющую роль играет политический режим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: