3.1. Определение вида проходок (лобовая: по прямой, по зигзагу, уширенная; боковая).
Разработка грунта экскаватором прямая лопата производится боковым и лобовым (тупиковым)
забоем. При боковом забое транспортные средства располагаются на уровне подошвы забоя или выше его и имеют сквозной проезд, расположенный параллельно пути перемещения экскаватора только на уровне подошвы забоя сзади или сбоку от экскаватора; схема транспортных путей при этом - тупиковая.
Разработка выемок способом лобового забоя создаёт тяжёлые условия для работы транспорта. Много времени затрачивается на развороты автомашин и подачу их под погрузку задним ходом. Средний угол поворота платформы экскаватора для погрузки грунта в транспортные средства, особенно при работе в узких забоях, может достигать 180°, что увеличивает время рабочего цикла и снижает производительность экскаватора. Поэтому ширину лобового забоя целесообразно увеличить до размеров, в 2,5 – 3,5 раза превышающих наибольший радиус резания грунта экскаватором, и разработку вести путём перемещения экскаватора по зигзагу или поперёк котлована (рис.21).
Уширенный лобовой забой улучшает условия подачи транспорта и
позволяет работать с углом поворота экскаватора в пределах 90 – 110° вместо 180°, что в итоге повышает производительность экскаватора и работающих с ним в комплекте автомобилей-самосвалов.
Уширенный лобовой забой следует применять только в тех случаях, когда по местным условиям нельзя применять боковой забой либо
при устройстве съезда в котлован и отрывке пионерной траншеи. Уширенным лобовым забоем рекомендуется пользоваться также в тех случаях, когда параметры экскаватора позволяют за одну проходку отрыть котлован, в котором можно производить разворот автосамосвалов и уменьшить углы поворота экскаватора на выгрузку.
|
При производстве работ боковым забоем транспортные пути расположены параллельно оси перемещения экскаватора, что позволяет подавать транспортные средства под погрузку без разворотов и значительно уменьшить угол поворота стрелы экскаватора при погрузке. А это в свою очередь увеличивает производительность экскаватора и работающих с ним транспортных средств.
В широких выемках (котлованах), разрабатываемых несколькими
проходками, лобовым уширенным забоем выполняется лишь пионерная
траншея, а вся дальнейшая разработка грунта в выемке, как правило, производится способом бокового забоя.
Рис. 21. Разработка грунта экскаватором прямая лопата:
а) лобовая проходка с односторонней погрузкой грунта в автосамосвалы;
б) лобовая проходка с двусторонней погрузкой грунта в автосамосвалы;
в) лобовая проходка с перемещением экскаватора по зигзагу;
г) уширенная проходка с перемещением экскаватора поперёк котлована.
При расчётах необходимо следовать рекомендациям, а именно:
а) при B£1,5R – лобовая проходка с односторонней погрузкой грунта в транспорт, рис. 21а.
б) при 1,5R£B£1,8R – с двухсторонней подачей транспортных средств, рис. 21 б.
Наибольшая ширина лобовой проходки составит
B£2 , (46)
где Rоп. – оптимальный радиус резания, принимаемый равным от
0,8 до 0,9 наибольшего радиуса резания;
ln – длина рабочей передвижки экскаватора, принимается
|
равной 0,75 длин рукояти экскаватора или 2м.
в) при 2R£B£2,5R – уширенная лобовая с перемещением экскаватора по зигзагу, рис. 21 в.
Ширина зигзагообразной лобовой проходки по верху составляет
Bз= 2 , (47)
г) при 2,5R£B£3,5R – поперечно-лобовая проходка с двухсторонней погрузкой в транспорт, рис. 21 г.
Ширина поперечно-лобовой проходки
Вп= , (48)
д) при B³3,5R – после первой лобовой проходки продолжается разработка одной или несколькими боковыми проходками.
Ширина каждой боковой проходки равна, рис.22
Вб=В1+0,7Rст, (49)
Рис. 22. Разработка котлована боковой проходкой экскаватором прямая лопата
Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, используются для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора и применяются при разработке траншей и небольших неглубоких котлованов (например, под отдельно стоящие фундаменты). Разработка грунта осуществляется лобовыми и боковыми проходками. При этом лобовые проходки применяются в основном при разработке траншей, а боковые – при разработке широких котлованов. Разработку грунта можно осуществлять как в отвал, так и с погрузкой в транспортные средства. В последнем случае экскаваторы с обратной лопатой имеют преимущество по сравнению с экскаваторами с прямой лопатой, т.к. не требуется спуск автомашин в котлованы. Кроме того, экскаваторы с обратной лопатой имеют возможность отрывать траншеи с вертикальными стенками (в соответствующих грунтах). Экскаваторы с обратной лопатой при разработке грунта могут передвигаться вдоль и поперёк котлована, а также зигзагом, рис.23
|
Рис. 23. Разработка котлована экскаватором обратная лопата:
а) лобовая проходка по прямой; б) лобовая проходка по зигзагу;
в) лобовая уширенная проходка.
а) B£1,6-1,7R – лобовая проходка по прямой
Ширина лобовой проходки по верху при односторонней выгрузке грунта составляет:
B=b1+b2= , (50)
где Rmax – наибольший радиус резания, м;
lп – длина рабочей передвижки экскаватора, 2м;
Rт – наибольший радиус выгрузки грунта в транспорт;
bk – ширина транспортных средств или отвала грунта.
При двухсторонней выгрузке грунта, м,
B=2b1=2(Rст- -1), (51)
Ширина проходки понизу, м,
В1=В - 2mH, (52)
где m – коэффициент откоса;
H – высота забоя, м.
б) 1,7R£В£3R – лобовая уширенная по зигзагу
в) 3R£B£3,5R –лобовая уширенная поперечная проходка.
Ширина лобовой уширенной поперечной проходки определяется по формуле
В= , (53)
г) B³3,5 – после первой лобовой проходки продолжают дальше разрабатывать одной или несколькими боковыми проходками.
Ширина каждой боковой проходки равна,м,
Вб= , (54)
где Rn – радиус резания по дну котлована.
Драглайн.
Выемки разрабатываются экскаватором-драглайном за несколько боковых или за одну лобовую проходку. Размеры забоя для драглайна определяются так же, как и при разработке грунта экскаватором с обратной лопатой.
Дополнительно применяют поперечно челночный и продольно челночный способ (с подачей транспорта по подошве забоя).
При работе экскаватора, оборудованного драглайном, грунт разрабатывается ниже уровня стоянки и грузится в автосамосвалы, устанавливаемые на уровне стоянки экскаватора или в забое (при работе челночным методом). Перед началом работы участки пути, по которым передвигается драглайн, выравниваются бульдозером или автогрейдером. Площадки на местах стоянок экскаватора после перемещения должны иметь горизонтальную поверхность.
В зависимости от ширины котлована и рабочих параметров экскаватора первая проходка выполняется лобовым забоем с перемещением экскаватора по оси отрываемой траншеи или уширенным лобовым забоем с перемещением экскаватора по зигзагообразной линии. Эти схемы применяются главным образом в тех случаях, когда такой проходкой можно отрыть котлован на полную ширину. В остальных случаях первая проходка осуществляется узким лобовым забоем с установкой экскаватора на оси, совмещенной с нижней бровкой котлована.
После отрывки пионерной траншеи, выполненной за первую проходку экскаватора, разработка грунта в котловане ведётся последовательно боковыми продольными забоями с погрузкой грунта в автосамосвалы, устанавливаемые на уровне стоянки экскаватора или в котловане (рис., м).
Расстояние перемещения экскаватора между стоянками принимается равным 1/5 длины стрелы.
При погрузке грунта на транспортные средства, подаваемые к экскаватору на одном с ним уровне, средний угол поворота экскаватора должен быть равен 70°. При разработке грунта навымет ширина проходок должна быть такой, чтобы величина угла поворота при работе не превышала 90°.
Широкие выемки разрабатывают за несколько лобовых проходок или применяют такие технологические приемы, как перемещение по зигзагу или поперечно-торцовую проходку, а также челночный способ работы экскаватора. При устройстве широких котлованов, а также насыпей из грунта резерва в ряде случаев применяют боковую проходку,
ширина которой составляет около (0,7 – 0,8)R, а поворот стрелы экскаватора для разгрузки – 180°.
Преимуществом боковых забоев является возможность перемещения грунта на значительно большие расстояния, чем при работе в лобовых забоях. Однако ширина боковых забоев меньше лобовых, а глубина не превышает 2/3 полной глубины резания.
При разработке грунта в отвал на расстояние, превышающее радиус разгрузки ковша, следует применять бульдозеры для перемещения грунта от места выгрузки из ковша до места укладки в сооружение или отвалы.
Для разработки широких котлованов, когда состояние грунта и размеры проходки драглайна позволяют подавать автомобили-самосвалы по дну проходки, рекомендуется применение челночных способов погрузки грунта. При этих способах автосамосвалы подаются в забой по дну выемки или котлована.
При поперечно-челночной схеме набор грунта производится поочерёдно с каждой стороны автосамосвала. При этом ковш разгружается без остановки поворота стрелы (без реверсирования) в момент нахождения его над кузовом самосвала.
Поперечно-челночная схема обеспечивает уменьшение угла поворота стрелы экскаватора-драглайна до 10 – 15°.
При продольно-челночной схеме грунт набирают перед торцовой
(задней) стенкой кузова самосвала и, подняв ковш, разгружают его над кузовом. При работе по этой схеме поворотные движения экскаватора фактически отсутствуют.
В результате применения челночных способов погрузки грунта
уменьшаются высота подъёма ковша и угол поворота стрелы, что значительно сокращает рабочий цикл экскаватора и повышает его производительность.
Пример:
Требуется определить тип экскаватора для разработки котлована, выбрать типы проходок, рассчитать размеры проходок и их количество, которое необходимо для того, чтобы разработать котлован при следующих данных: Vкотл = 4500 м3, размеры котлована поверху 40×60 м, Hкотл = 1,85 м, mотк = 0,5.
Решение.
Так как Vкотл = 4500 м3для разработки котлована принимаем одно-
ковшовый экскаватор, оборудованный обратной лопатой с ёмкостью ковша 0,5 м3 марки ЭО 5015А (табл. П.3). Согласно ЕНиР § Е 2-1-9 табл. 1 (см. также соответствующие таблицы приложения) экскаватор ЭО 5015А имеет следующие технические характеристики:
- ёмкость ковша – 0,5 м3;
- наибольшая глубина копания – 4,5 м;
- наибольший радиус копания – 7,3 м;
- наибольшая высота выгрузки – 3,9 м.
Ширина котлована В = 40м ³3,5R = 3,5 7,3 = 25,6.
Следовательно, разработка котлована будет вестись боковыми проходками.
Первая проходка – лобовая. Определим её ширину по формуле, подставив следующие значения Rст=7,3 м, Ln = 2 м, Rвт= 6,0 м, bк = 2,64 м – для МАЗ-503 (табл. П.7)
В1= = 10,7 м,
Определим ширину боковых проходок по формуле
Вn = Rвт - mH - – 1+ ,
где Rн = Rст - mH – наибольший радиус резания на уровне подошвы
забоя, м
Rн=7,3-0,5 1,85=6,38 м,
Вн = 6 – 0,5 - – 1+ = 8,8 м.
Определим количество проходок, за которое можно разработать котлован:
40 – 10,7 = 29,3 м
29,3: 8,8 = 3,3 (принимаем 4 проходки).
Котлован разработают за 5 проходок:
I – лобовая, шириной 10,7 м;
II, III, IV – боковые полные, шириной 8,8 м;
V – боковая неполная, шириной 29,3 – (8,8x3) = 2,9 м.
Схема разработки котлована представлена на рис. 6.8.
Рис.6.8. Схема разработки котлована