Архетип Карла Юнга: Трикстер




 

Объяснение Карла Юнга архетипов, которые имеют место в культурной и религиозной литературе, состоит в том, что они являются результатом того, что он называет коллективным бессознательным. Эта нить сознания, которая соединяет всех людей и культуры по всему миру. Тем не менее, это не видно невооруженным глазом, нужно искать признаки этого, исследуя культуры, которые давно прошли, и сравнивая их друг с другом и с нашими. Изучение этого напоминает нам, что все люди связаны общим источником.

«Трикстер» - это архетип, который появляется во многих культурных и религиозных историях. Каждый трюк уникален своей культуре, но все трюки связаны определенными характеристиками независимо от того, какую религию они проявляют. Антропологи утверждают, что каждый трюк должен оцениваться в своей собственной культурной среде, но для того, чтобы увидеть их архетипическую ценность, они должен быть и может быть оценен как группа.

Юнг сказал бы, что он является проявлением нашего собственного коллективного бессознательного. Доказательства для поддержки такого иска были найдены психологом Джоном Лейнардом. В своих исследованиях, посвященных шизофрении, он обнаружил, что в обмороке обнаруживаются качества обманщика (стр.54 Euba). Это говорит о том, что Trickster находится внутри всех нас, просто сидящих на границе сознательного и бессознательного.

Так кто же этот Trickster? Он имеет много форм как человека, так и животных. Его физическая форма, по-видимому, характерна для каждой религии. Лучшим способом просмотра трюка является его личность. «[Он] Восхищен, Любимый, почитаемый за свои заслуги и добродетели, он представлен как воровство, обман, паническое, кровосмесительное и людоедское. Злобный практический шутник обманут почти всем; изобретатель гениальных стратагемов представлен как идиот; мастер магической власти иногда бессилен вырваться из затруднений »(стр.67 Хайнс и Доти). Трюк, кажется, комедия противоположностей. Для каждого хорошего аспекта его персоны есть равный и противоположный аспект. В религиозных рассказах его роль очень разнообразна. Он запрет, если табу. Он обеспечивает комическое облегчение религиозному мифу.

Trickster делится с мужчиной многими атрибутами. В индейских историях он принимает форму койота. Он земной, как человек, но постоянно пытается превзойти эту судьбу. Он всегда пытается летать (что является признаком бога коренным американцам) с катастрофическими последствиями. Как бы он ни старался, он не может избежать состояния человека. Возможно, эти истории предназначены для того, чтобы научить коренных американцев не стремиться быть чем-то большим, чем человеком.

Трикстера можно рассматривать как пародию на шамана или духовного лидера племени. Шаман смотрит на сверхъестественное по своей силе, в то время как койот полагается на свои собственные соображения. Койот всегда ищет короткий отрезок. С помощью медитации шаман, как говорят, способен летать. Это признак его божественности. У койота всегда есть сложная схема полета, такая как приведение в движение канюка, но конец всегда один и тот же. (Стр.87 Хайнс и Доти)

Знает ли этот персонаж знакомый? Миллионы детей росли с таким же характером, но мы знали его как Уил Койота. Персонаж Looney Toons, который всегда был после Road Runner. Создатели его интересовались комедийной ценностью, которую они видели в рассказах коренных американцев, и адаптировали его в мультфильм. Уайль придумал некоторые сложные схемы, но в итоге результат всегда был таким же. Длительное падение от обрыва до земли.

Трикстер греческой мифологии был Богом по имени Гермес. Еще раз мы видим своего рода мост между средним человеком и богами. Гермес - единственный Бог в греческой мифологии, рожденный нимфой (смертный). Также с Гермесом мы видим повторяющуюся тему полета. Говорят, что у Гермеса есть крылья по обе стороны головы.

В греческой культуре Гермес рассматривается как покровитель облегчения роли, выступающей против командных ролей (с.48 Хайнс и Доти). Иконы Гермеса показывались перед домами и где пересекались дороги. Он рассматривается как руководство людьми с переходной экономикой. Рассказы о нем также предоставляют комический рельеф и делают его одним из любимых богов греков.

В Африке Trickster, с которым мы встречаемся, идет по имени Esu. Эсу - великий сатирик, и его всегда обвиняют в том, что жизнь играет трюк с африканскими людьми. Esu также отлично подходит для разоблачения безумства. В одной истории два фермера, которые живут рядом друг с другом, решили заключить пакт, что они никогда не будут спорить друг с другом, так как они такие хорошие друзья. Однажды Эсу надел шляпу, которая черная с одной стороны, а другая - белая. Затем он идет между двумя фермерами. Затем фермеры начинают рассуждать о цвету шляпы, которую носит Эсу. После того, как они воевали некоторое время, Эсу возвращается и показывает им, что они оба ошибаются в шляпе. Он поворачивает шляпу наизнанку и показывает им, что она красная. (Стр.54 Эуба) Эсу, как символически, так и через насмешки, показывает фермерам их ошибку.

Библиография

1. «Мифические фигуры трикстера», Уильям Дж. Хайнс и Уильям Г. Доти

c) 1993 год Университет Алабамы Пресс; Тускалуса, Алабама

2. «Архетипы, искусители и жертвы судьбы», Феми Эба

(c) 1989 год «Гринвуд Пресс»; Нью Йорк, Нью Йорк

 

 

Оригинальный текст

 

Carl Jung’s Archetype: The Trickster

Carl Jung’s explanation for the archetypes that surface in cultural and religious literature is that they are the product of what he calls the collective unconsciousness. That thread of consciousness that connects all human beings and cultures around the world. Yet it is not visible to the naked eye, one must look for the signs of it by researching cultures who are long gone and comparing them to each other and our own. Studying it reminds us that all humans are bound together by a common source.
The “Trickster” is an archetype that surfaces in many cultural and religious stories. Each trickster is unique to it’s own culture, but all tricksters are bound by certain characteristics no matter what religion they show up in. Anthropologists would argue that each trickster should be evaluated in its own cultural setting, but in order to see their archetypal value they must be and can be evaluated as a group.

Jung would say he is a manifestation of our own collective unconscious. Evidence to support such a claim was found by psychologist John Laynard. In his research on schizophrenia he found the qualities of the trickster surfacing in the disorder (p.54 Euba). This suggests that the Trickster is within all of us just sitting on the borderline of conscious and unconscious though.

So who is this Trickster? He has many forms both human and animal. His physical form seems to be particular to each religion. The best way to view a trickster is by his personality. “[He is] Admired, Loved, venerated for his merits and virtues, he is represented as thievish, deceitful, parricidal, incestuous, and cannibalistic. The malicious practical joker is deceived by just about anybody; the inventor of ingenious stratagems is presented as an idiot; the master of magical power is sometimes powerless to extricate himself from quandaries.” (p.67 Hynes and Doty). The trickster seems to be a comedy of opposites. For every good aspect of his persona there is an equal and opposite aspect. In religious stories his role is very diverse. He is the breaker if taboos. He provides comic relief to a religious myth. And he will pull off elaborate schemes to teach a moral lesson or expose the folly of men.

The Trickster shares many attributes with man. In Native American stories he takes the form of the coyote. He is earthbound, like man, but is constantly trying to transcend this fate. He is always attempting to fly (which is the sign of a god to the Native Americans) with disastrous consequences. No matter how hard he tries he cannot escape the human condition. Perhaps these stories are meant to teach Native Americans not to aspire to be anything more than human.

The Trickster can be seen as a parody of the Shaman, or the spiritual leader of the tribe. The Shaman looks to the supernatural for his strength while the coyote relies on his own wits. The coyote is always looking for the short cut. Through meditation the Shaman is said to be able to fly. This is a sign of his divinity. The coyote always has an elaborate scheme for flight, like hitching a ride with a buzzard, but the end is always the same.(p.87 Hynes and Doty)

Does this character sound familiar? Millions of kids grew up with this very same character, but we knew him as Wile Coyote. The Looney Toons character that was always after the Road Runner. The creators of him were interested in the comedic value they saw in Native American stories and adapted him into a cartoon. Wile would come up with some elaborate schemes, but in the end the result was always the same. The long fall from the cliff to the ground.

The Trickster of Greek mythology was a God by the name of Hermes. Once again we see a sort of bridge between the average man and the gods. Hermes is the only God in Greek mythology that is born to a nymph (a mortal). Also with Hermes we see the recurring theme of flight. Hermes is said to have wings on either side of his head.

In Greek culture Hermes is seen as a patron of facilitating roles as oppose to commanding roles (p.48 Hynes and Doty). Icons of Hermes were displayed in front of houses and where roads intersect. He is seen as guiding people in transition. Stories about him also provide comic relief and make him one of the Greeks favorite Gods.

In Africa the Trickster we encounter goes by the name of Esu. Esu is a great satirist and is always blamed when life plays a trick on the African people. Esu is also great at exposing mans follies. In one story two farmers who live next to each other decide to make a pact that they will never argue with each other again since they are such good friends. One day Esu put on a hat that is black on one side and white on the other. He then walks between the two farmers. The farmers then proceed to argue about the color of the hat that Esu is wearing. After the have fought for a while Esu returns and shows them that they are both wrong about the hat. He turns the hat inside out and shows them that it is red.(p.54 Euba) Esu, both symbolically and through ridicule shows the farmers their error. Once again we see the trickster (either by example or by tricking humans) telling people not to become too full of themselves or think that they are somehow invulnerable in one way or another.

Bibliography

1. “Mythical Trickster Figures”, William J. Hynes and William G. Doty
(c) 1993 The University of Alabama Press; Tuscaloosa, Alabama

2. “Archetypes, Imprecators, and Victims of Fate”, Femi Euba

(c) 1989 Greenwood Press; New York, New York




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: