Тема «Половые закономерности проявления индивидуальных различий. Половой диморфизм как основа психологических типов»




 

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомофизиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

В формировании мужских и женских особенностей психики существенную роль играют как средовые, так и генетические факторы. Организм женщины отличается от организма мужчины по целому ряду признаков. Например, в среднем мужчины крупнее, чем женщины, но медленнее созревают; длительность жизни мужчин меньше, чем длительность жизни женщин; взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а также более широкие плечи и более узкий таз; мужчины в большей степени подвержены сердечным заболеваниям; у мужчин и женщин формируются разные рельефы накопления жировых отложений и т.д.

Разными исследователями половые различия отмечаются также при исследовании общих функций жизнедеятельности и психических функций. Половой диморфизм, по мнению Б.Г.Ананьева, охватывает как самые ранние, так и самые поздние периоды человеческой жизни, не ограничиваясь периодами половозрелости и полового созревания, т.е. относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека, видоизменяющимся лишь по степени интенсивности (усиления или ослабления полового диморфизма).

В исследованиях, проведенных в лаборатории Ананьева, обнаружены половые различия в сенсомоторных функциях (острота зрения, поле зрения, глазомерные оценки, отмеривание и воспроизведение временных интервалов, точность реакции на движущийся объект и др.) и хронометрических характеристиках (время словесно-ассоциативных реакций, скорость реакции на световые и слуховые раздражения и др.) в различных возрастных группах. На основании анализа этих различий и различий в их динамике в разные возрастные периоды Ананьев пришел к выводу о большей надежности систем саморегулирования жизненных функций женского организма.

Что касается других психологических характеристик, то исследователями показано, что мальчики и мужчины несколько более агрессивны, превосходят девочек и женщин в оперировании пространственными представлениями и решении математических задач. В то время как девочки (женщины) имеют преимущество в темпах освоения речи, и у них лучше развиты вербальные навыки.

Американские психологи Э. Маккоби и К. Джеклин проанализировали результаты 5 тысяч опубликованных работ о половых различиях в психологических характеристиках и установили, что данные различия могут рассматриваться как достоверные. Однако в более поздних исследованиях было показано, что эти различия не так сильны, как это считалось ранее, и часто не превышают 5% от максимально возможной величины.

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к пятилетнему возрасту. Но некоторые специфические для своего пола модели поведения они проявляют уже в 13 месяцев. В исследованиях С. Голдберга и М. Левиса матери и дети наблюдались в игровой комнате с широким ассортиментом игрушек. Исследователями было отмечено, что девочки менее охотно, чем мальчики, сходили с рук матери, держались ближе к ней, чаще оглядывались на нее и возвращались, чтобы прикоснуться к ней. Через 15 минут дети и игрушки были разделены барьером. Девочки кричали и бежали к матери за помощью. Мальчики пытались обойти перегородку. Различались и стили поведения во время игры. Девочки больше сидели и играли игрушками. Мальчики были подвижнее, бродили от игрушки к игрушке, толкали девочек. Часто считают, что к началу второго года сказываются эффекты родительского научения, что и позволяет трактовать описанные различия в поведении как ролевые. Однако описанные различия наблюдаются и у человекообразных обезьян, а это не позволяет говорить о культурной обусловленности и ролевой природе различий. Здесь проявляются еще не социокультурные, а этологические, а возможно, и генетические механизмы и эффекты.

Существуют определенные особенности (помимо игрушек разного вида) в играх мальчиков и девочек. Игры девочек характеризуются генденцией к компактному размещению, для них интереснее всего то, что происходит внутри домика, в замке, кастрюле, то есть во внутренней области; игры мальчиков имеют генденцию к расширению игрового пространства в горизонтальном и вертикальном плане (лазание по деревьям), для них интереснее всего внешний план. Мальчики постоянно нарушают игровое пространство девочек. Если девочка демонстрирует поведение, свойственное мальчику, к этому относятся с улыбкой, снисходительно. Если же мальчик начинает демонстрировать девичье поведение (например, чрезмерную нежность, слезы), то это может привести к отвержению со стороны сверстников, насмешкам и т.д. Мальчики подвержены даже такому психическому нарушению, как феминофобия. То есть, межполовые границы легче проходят девочки, чем мальчики.

У девочек выше вербальные способности, беглость речи, словарный запас, они легче осваивают чтение. Такие нарушения, как дислексия и дисграфия, чаще отмечаются у мальчиков. У мальчиков выше математические способности (с 11-12 лет). Девочкам легче дается алгебра, тяжелее геометрия (пространственное мышление). У девочек меньше время, необходимое для вхождения в урок. Они лучше решают типовые задачи. Хорошо успевающие девочки учатся одинаково хорошо почти по всем предметам, их оценки стабильны и одинаковы. Оценки мальчиков «пестрят». В процессе общения девочки ориентированы на контакт, они часто смотрят в лицо, ждут одобрения; мальчики ориентированы на получение информации. Креативность — ниже у девочек (многие авторы подчеркивают наличие не количественных, а качественных различий в креативности: мужчины проявляют более высокий уровень креативности в выборе основополагающего направления, а женщины — в его совершенствовании, разнообразии). Девочки более внушаемы и конформны.

В зрелом возрасте мужчины лидируют в области пространственных представлений, математической и вербальной логики. Женское мышление характеризуется большим процентом интуитивности, тонким восприятием. По словам О. Бальзака: «Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей». А К. Юнг подчеркивал: «Женщина со столь непохожей на мужскую психологией есть источник информации (и всегда им была) о вещах, недоступных мужчине».

Разброс коэффициента интеллекта больше у мужчин, а средние показатели выше у женщин; женщина лучше сохраняет интеллект в старости.

Внимание женщин характеризуется большей избирательностью и устойчивостью. У мужчин — большими показателями по распределению.

В восприятии времени и пространства для женщин характерна переоценка длительности временного интервала, т.е. для женщин время субъективно течет быстрее. Для мужчин фатальное значение имеет дата рождения, выступающая как особая точка отсчета, по которой мужчина оценивает свою жизнь. Иногда эта оценка может быть неудовлетворительна, что приводит к стрессу, обострению хронических и появлению острых заболеваний, смерти. По статистике большое количество мужчин умерло за неделю до дня рождения.

Восприятие и внимание к изменению деталей обычно также лучше развито у женщин. К гендерным особенностям социальной перцепции относятся более высокая точность фиксирования характеристик внешности, более детализированное описание внешности другого человека, точность определения эффекта собственного влияния на собеседника, характерные для женщин.

В структуре темперамента наблюдаются следующие различия. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, у мужчин — эргичности, пластичности, темпа. Эмоциональная чувствительность, нестабильность, возбудимость, экспрессивность в большей степени характерны для женщин. Высокая вегетативная реактивность — для мужчин.

Существуют различия между мужчинам и женщинам в качестве агрессивных реакций. Так, для женщин характерна непрямая, косвенная агрессия, вербальный компонент резко преобладает над невербальным, для мужчин — прямая, доля невербальной агрессии значительно выше, чем у женщин. У мужчин преобладают активные и агрессивные стратегии преодоления конфликтов, у женщин — стратегии компромисса и избегания. В целом, для женщин в большей степени по сравнению с мужчинами характерна партнерская стратегия достижения цели

Мотивация у женщин преобладает внешняя, у мужчин — внутренняя, имеются различия в доминировании определенных защитных механизмов. Уровень эмпатии изначально выше у девочек. Но у женщин с возрастом он больше не возрастает, тогда как у мальчиков с возрастом имеется генденция к его росту.

В то же время по любой из указанных психологических характеристик женщины, как и мужчины, сильно отличаются друг от друга. Чаще всего межиндивидуальные различия выражены более сильно, нежели межгрупповые. Здесь уместно было бы вспомнить реакцию Джонсона на вопрос: «Кто умнее, мужчина или женщина?» — «Какой мужчина? Какая женщина?» — ответил он.

 

В последние 10-15 лет накапливаются данные о различиях в степени развития определенных структур мозга мужчин и женщин. Во взрослом состоянии различия проявляются в размерах преоптических ядер гипоталамуса (у женщин данные ядра несколько меньше, чем у мужчин). Кроме того, величина мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария, у женщин больше, чем у мужчин, что способствует более интенсивному межполушарному взаимодействию.

По-видимому, многие из физических и некоторые из психологических отличий генетически обусловлены, однако этого нельзя утверждать наверняка. Например, Маккоби и Джеклин считают, что большая агрессивность мужчин может быть вызвана тем, что их организм в пренатальный период получал большее количество половых гормонов. Т. Тиджер, не соглашаясь с этой точкой зрения, утверждает, что у мужчин отсутствует какая бы то ни было биологическая предрасположенность к проявлению агрессивности. Он считает, что повышенная агрессивность мужчин обусловлена, скорее, полоролевой социализацией. Косвенное подтверждение этому мы находим и у М. Мид. Исследуя различные типы островных культур народов Океании, она приходит к выводу, что многие, если не все личностные черты, которые мы называем маскулинными или феминными, имеют не биологическую, а социальную природу.

 

На изучении социальных аспектов половых различий делается акцент в рамках гендерной психологии.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

В рамках гендерного подхода объяснение различиям мужчин и женщин ищется, как правило, не в гормонах или хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих мужчинам и женщинам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом; в той половой роли, которую реализует человек в рамках своей культуры.

Выделяют следующие гендерные характеристики личности — гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной — это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная идентификация — процесс, результатом которого является гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Понятие роли как социальной функции личности ввел Дж. Мид. В его интерпретации оно означало отвечающий принятым нормам способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции и статуса в обществе.

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время.

Под гендерной ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). В результате множества гендерных исследований в рамках американской и западноевропейской культур было установлено, что наиболее явные различия между мужчинами и женщинами проявлялись по следующим признакам: независимость/привязанность, социальная доминантность, агрессивность и сексуальность. В то же время исследователями было показано, что многие из существующих различий в чертах личности поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.

На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы — стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин — обслуживающая и исполнительская, для мужчин — инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей — маскулинный, феминный, андрогинный.

Маскулинность и феминность — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики — верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.

Для андрогинной (от лат. andros — мужской, gynes — женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки — мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Таким образом, андрогиния — характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.

Гендерная идентичность проходит ряд этапов в своем развитии (табл.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: