Факультет филологический
Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка
Любимова Наталия Максимовна
Использование текста романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в процессе изучения заимствованной лексики в школе.
(бакалаврская работа)
Квалификация – бакалавр
Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профили (направленность) – Русский язык и История
Форма обучения – заочная
РУКОВОДИТЕЛЬ _____________ д.п.н., доцент __О.М.Косянова подпись «» ____________ 2020 г. |
Нормоконтроль пройден _____________ д.п.н., доцент Г.М. Кулаева подпись «» _____________ 2020 г. |
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ зав. кафедрой русского языка и методики преподавания руссокго языка _____________ д.п.н., доцент Г.М. Кулаева «» ___________ 2020 г. |
Оренбург, 2020
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. |
ГЛАВА 1. Проблема описания заимствованной лексики современного русского языка в научной литературе………………….. |
1.1. Причины возникновения иноязычных заимствований в русском языке……………………………………………………………………………. |
1.2. Процессы освоения заимствованных слов русским языком…… |
1.3. Семантические и грамматические изменения заимствованных слов, функционирующих в русском языке………………………………….. |
ГЛАВА 2. Дидактический потенциал использования на уроках русского языка заимствованной лексики, функционирующей в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»……………………………….. |
2.1. Изучение заимствованной лексики в школьном курсе русского языка……………………………………………………………………………. |
2.2. Классификации заимствованной лексики, функционирующей в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…………………………………… |
2.3. Методические приемы работы изучения заимствованной лексики в школьном курсе русского языка на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»………………………………………………….. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. |
|
Введение
Лексика является наиболее динамичной стороной языка в любой период времени. Она представляет собой наименьшую степень абстракций в языке, поскольку слово всегда предметно ориентировано; оно может заимствоваться, образовываться заново или из имеющихся в языке элементов. В данной работе заимствование рассматривается как один из главных способов пополнения языкового лексикона.
Научно-исследовательские работы о заимствованной лексике в лингвистике в последнее десятилетие публикуются чаще. Ученые рассматривают заимствования как процесс усвоения одним языком понятий из другого языка. В работах В.М. Аристовой, Е.Э. Биржаковой, А.Д. Васильевой, Л.П. Крысина, Л.П. Кунина предложена классификация заимствований. В лингвистике заимствования изучаются в аспекте этимологии и хронологии, в социологическом и семантическом аспекте. Например, О.Э. Бондарец проводил исследование англицизмов в произведениях детективного жанра, Т. З. Черданцева рассматривала лексическую систему итальянского языка с точки зрения ее развития.
Актуальность данного исследования заключается в методическом решении проблемы использования заимствованной лексики на уроках русского языка в школе.
|
Степень изученности проблемы отражается работах теоретиков С.В. Гринева, Ю.Н. Караулова, Л.П. Крысина, Л.В. Щербы о заимствованиях как отражениях языковых контактов (дать ссылки на работы названных авторов). Актуальными для изучения данной темы являются труды зарубежного лингвиста Дж. Данна о функциях англицизмов в современном русском языке [28].
Проблема исследования: оптимизация методических приемов изучения заимствованной лексики на уроках русского языка путем обращения к тексту романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Тема исследования: «Использование текста романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в процессе изучения заимствованной лексики в школе»
Цель выпускной квалификационной работы – разработать методы и приемы изучения заимствованной лексики в школе на материале текста романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Объект исследования: методика изучение лексики на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: методы иприемы изучения заимствованной лексики в школе на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в процессе.
Гипотеза исследования: изучение заимствованной лексики в школе на уроках русского языка будет эффективнее, если в процессе обучения в качестве дидактического материала использовать поэтические тексты романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Задачи исследования:
1) определить причины возникновения иноязычных заимствований в русском языке;
2) выявить процессы освоения заимствованных слов русским языком;
|
3) изучить семантические и грамматические изменения заимствованных слов, функционирующих в русском языке;
4) охарактеризовать изучение заимствованной лексики в школьном курсе русского языка;
5) классифицировать заимствованную лексику, функционирующей в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
6) разработать методические приемы работы изучения заимствованной лексики в школьном курсе русского языка на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Методы исследования??
Практическая значимость??
База исследования??
Логика изложения результатов исследования, его цель и задачи, а также характер объекта и предмета изучения определили структуру работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.