Какой именно логический закон нарушен в каждом данном случае?




Упражнения к вопросу о формах мысли

1.1. Определите, какие предложения выражают суждения, а какие – умозаключения. Выделите в суждениях понятия; в умозаключениях найдите посылки и заключение.

а) Если хочешь сладко кушать,

Надо маму с папой слушать.

б) Когда на улице идет снег, то становится сумеречно, а сейчас, конечно, снега нет, потому что ярко светит солнце.

в) "Если б мишки были пчелами,

То они бы нипочем,

Никогда бы не подумали

Так высоко строить дом".(Б. Заходер)

г) В системе СИ скорость измеряется в м/с, так как расстояние в этой системе измеряется в метрах, а время – в секундах, а скорость есть отношение расстояния к затраченному времени.

д) "Если дятел предупреждает своим криком о приближении врага, то ты можешь ему верить, потому что он честный малый". (Э. Сетон-Томпсон)

е) Побудительные предложения не выражают суждений, потому что все суждения что-нибудь утверждают или отрицают, а побудительные предложения не содержат ни утверждений, ни отрицаний.

ж) Волков бояться – в лес не ходить.

з) Приходите к нам почаще, не забывайте нас.

и) Вы обязаны что-то сделать – значит, вы делаете это.

к) Если пойдёт дождь, то на фейерверк придётся смотреть из-под зонта, и все будут мешать друг другу.

л) Для того чтобы хорошо сдать экзамен, надо иметь учебник, конспект или хотя бы шпаргалку, но экзамен, видимо, не будет сдан хорошо.

м) Кто мало видел, много плачет.

н) Мы не можем видеть молекулы, поскольку они слишком малы.

о) Все события имеют начало и конец, и все события происходят во времени, таким образом, всё, происходящее во времени, имеет начало и конец.

2. Упражнения к теме «Основные законы логики»

2.1. Тождественны ли понятия:

«Физическая культура» и «спорт»; «соревнование» и «чемпионат»; «выполнение упражнений» и «тренировка»; «победитель» и «чемпион»; «игра» и «соревнование»; «капитан команды» и «лидер команды»; «еда» и «пища»; «авария» и «катастрофа».

2.2. Выполняются ли требования закона противоречия в понятиях:

Солнечная ночь. Сухая вода. Равносторонний прямоугольный треугольник. Неправильное правило. Несъедобный суп. Глупая мудрость. Богатый банкрот. Жадный меценат. Противоправные действия прокуратуры. Весёлые похороны. Грустный смех. Талантливый бездельник. Ленивый трудоголик. Сказочная действительность. Рукотворная природа. Четырехугольный квадрат.

2.3. Противоречат ли друг другу суждения и применим ли к ним закон исключенного третьего:

а) "Галкин хорошо знает немецкий язык" и "Галкин плохо знает немецкий язык".

б) "Некоторые птицы летают" и "некоторые птицы не летают".

в) "Все любят цирк" и "никто не любит цирк".

г) "Борода украшает мужчину" и "борода не украшает мужчину".

д) "Никто не любит рыбий жир" и "я люблю рыбий жир".

е) "Никто не хочет быть обманутым" и "мне нравится, когда красиво врут".

ж) "Все граждане равны перед законом" и "на некоторых граждан некоторые законы не распространяются".

з) "Что не запрещено, то разрешено" и "что не разрешено, то запрещено".

и) "Человек – это животное" и "человек – это не животное".

Является ли первое в каждой из приведённых пар суждений достаточным основанием для второго?

а) Треугольник, у которого каждый угол равен 60º, называется равносторонним. Равносторонний треугольник – геометрическая фигура.

б) Конституция – основной закон государства. Все государственные органы действуют в рамках Конституции.

в) Он хорошо учится. Он достоин стипендии.

г) Он нарушил устав университета. Он должен быть отчислен из университета.

д) Это предложение длинное. Это предложение сложное.

е) Данная мысль построена правильно. Данная мысль истинна.

ж) Он беден. Он нуждается в помощи.

з) Он сочиняет стихи. Он – поэт.

Какой именно логический закон нарушен в каждом данном случае?

а) Майор вызвал своего вольноопределяющегося: "Послушайте! Вы, говорят, доктор, - заходите же ко мне время от времени; когда имеешь жену и семерых детей, всегда найдётся кого полечить".

Вольноопределяющийся: "Виноват, господин майор, я доктор философии".

Майор: "Это для меня безразлично. Доктор есть доктор".

б) Если бы все люди были способны к достижению совершенства, то некоторые достигли бы его; но так как ни один из них не достиг совершенства, то, значит, никто не способен к достижению совершенства.

в) Все имеющие смысл предложения должны быть либо истинны, либо ложны. Предложения "Цезарь жив" и "Цезарь умер" - оба имеют смысл, следовательно, либо оба они истинны, либо оба ложны.

г) Этого человека можно не без основания заподозрить в совершении кражи, так как он не может дать определенных показаний о том, что он делал в ту ночь, когда было совершено это преступление; сверх того, это человек дурного характера и, как бедный, он, естественно, податлив на искушение воровства.

д) Тот, кто говорит, что Вы животное, говорит истину. Тот, кто говорит, что Вы гусь, говорит, что Вы животное. Значит, тот, кто говорит, что Вы гусь, говорит истину.

е) "Необязательно большую корову покупать. Ты купи маленькую. Есть такие специальные коровы для котов. Козы называются". (Э. Успенский)

ж) "Если я и дальше буду так уменьшаться, - сказала она про себя, - я могу и вовсе исчезнуть. Сгорю, как свечка! Интересно, какая я тогда буду?" (Л. Кэрролл)

з) Каждое целое число является положительным или отрицательным, а число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.

и) "Кто же в городе клады ищет! Там и копать нельзя – асфальт везде. А здесь вон какая земля мягкая – один песок. Здесь мы в два счета клад найдем". (Э. Успенский)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: