Практические рекомендации по поведению в экстремальных ситуациях




В критической ситуации агрессивность конфликтующих сторон по мере развития событий возрастает. Этому есть несколько причин:

Во-первых, многие считают, что отсутствие энергичного отпора возражениям противника является проявлениям слабости и неуверенности.

Во-вторых, тот кто действительно испытывает неуверенность, использует агрессивность для маскировки собственной несостоятельности, а также с целью придать дополнительный импульс своей активности.

В-третьих, такое поведение может свидетельствовать о желании высказать негативное мнение о своем оппоненте или предъявить ему какое-либо обвинение.

В-четвертых, причиной подобного поведения может быть и невоспитанность участников спора.

В-пятых, такое поведение характерно для так называемого реактивного мышления, возникающего под воздействием стресса. В таком состоянии не только нарушается способность анализировать ситуацию, но и способность адекватно воспринимать происходящее.

Но благоприятное разрешение экстремальной ситуации во многом зависит именно от Вашей способности сохранять самообладание и трезво оценивать происходящее.

Существует много методик, позволяющих управлять своим состоянием, но все они, как правило, требуют предварительного обучения и некоторой подготовки. Тем не менее, психологи дают несколько рекомендаций, позволяющих достаточно быстро вернуть себе самообладание, итак:

В экстремальной ситуации стоит задышать ровно и спокойно, так мышцы расслабятся тоже, и вы быстро успокоитесь. Для этого взгляните вверх, сделав при этом полный глубокий вздох и, опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив от него легкие и одновременно расслабляя все мышцы. Расслабить мышцы можно лишь, когда упорядочится дыхание. Несколько полных вдохов и выдохов, и вы в порядке.

При возникновении экстремальной ситуации посмотрите на что-нибудь голубое или еще лучше представьте себе голубой, очень глубокий и насыщенный фон. В древней Индии и Китае этот цвет недаром считали цветом покоя и отдыха.

Если вы почувствовали, что страх сковывает вас и мешает действовать, громко спросите себя о чем-либо и дайте ответ. Это поможет вам немного прийти в себя.

Кроме того, специалисты реко мендуют следующие правила поведения, если вы все таки стали жертвой преступников.

Человек становится жертвой с момента захвата (похищения). И хотя это происходит в разных условиях, жертва всегда испытывает сильное психическое потрясение (шок). Оно обусловлено внезапным резким переходом от фазы спокойствия к фазе стресса. Люди реагируют на такой переход по-разному: одни оказываются буквально парализованы страхом, другие пытаются дать отпор. Поэтому жизненно важно быстро справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шансы своего спасения. Преступники «работают» с жертвой так, чтобы максимально полно использовать его в своих интересах. Так, они всячески демонстрируют свое превосходство и власть над жертвой, даже если та не сопротивляется. Они стремятся подавить волю своего пленника и запугать его. Поэтому человек должен определить для себя позицию во взаимоотношениях с преступниками. Как свидетельствует практика, безвольное поведение, мольбы о пощаде, сверхуступчивость реальной пользы принести не могут. Преступники в любом случае действуют исходя из своих планов и

складывающихся обстоятельств. Так или иначе, если они захотят, то заставят вас говорить.

Поэтому вам надо определить:

а) насколько важна для вас скрываемая информация;
б) насколько далеко могут зайти преступники в своих зверствах;
в) что вам надо скрыть от бандитов в любом случае.

Руководствуйтесь следующими правилами:

— перед каждым ответом на очередной вопрос делайте паузу подлиннее, чтобы понять, куда клонит преступник, а также для того, чтобы он не мог уяснить ваши слабые места. Паузы объясняйте тем, что вы вспоминаете подробности, думаете, как лучше сказать;
— говорите, максимально используя профессиональные термины и любой известный вам специфический жаргон, чтобы вас меньше понимали;
— старайтесь выражаться неясно, двусмысленно, многозначно;
— подробнее останавливайтесь на несущественных деталях, на разных мелочах, не имеющих прямого отношения к сути заданного вопроса;
— при каждом мало-мальски удобном случае повторяйте, что вы не располагаете нужной информацией, так как это не входило в сферу ваших обязанностей, интересов, компетенции;
— притворяйтесь, что из-за боли, страха, волнения вы не способны собраться с мыслями, логично рассуждать, последовательно излагать;
— в некоторых случаях можно делать вид, будто вы не понимаете обращенных к вам вопросов из-за акцента преступника, использования им блатного жаргона, неясного произношения и т.д.;
— говорите монотонно, без эмоций, без жестикуляции, чтобы труднее было понять, где правда, а где — ложь;
— избегайте смотреть в глаза преступникам;
— будьте вежливы в своей речи, не оскорбляйте, не говорите с ни-ми о том, о чем они не хотят, не спорьте, не критикуйте. Проводите свою линию не возражениями, а кажущимся согласием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: