Самоконтроль (рефлексия)




—Владеть способами самоконтроля и рефлексии;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоя- тельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других:

—Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

—признавать своё право на ошибку и такое же право другого

 

34 Примерная рабочая программа


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 
 

5 КЛАСС

—Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

—приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

—выбирать источники географической информации (картогра- фические, текстовые, видео- и фотоизображения, интер- нет-ресурсы), необходимые для изучения истории географи- ческих открытий и важнейших географических исследований современности;

—интегрировать и интерпретировать информацию о путеше- ствиях и географических исследованиях Земли, представ- ленную в одном или нескольких источниках;

—различать вклад великих путешественников в географиче- ское изучение Земли;

—описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

—находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад рос- сийских путешественников и исследователей в развитие зна- ний о Земле;

—определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

—использовать условные обозначения планов местности и гео- графических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—применять понятия «план местности», «географическая кар- та», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности»,

«стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

—различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

—приводить примеры влияния Солнца на мир живой и нежи- вой природы;

—объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 35


—устанавливать эмпирические зависимости между продолжи- тельностью дня и географической широтой местности, меж- ду высотой Солнца над горизонтом и географической широ- той местности на основе анализа данных наблюдений;

—описывать внутреннее строение Земли;

—различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «ми- нерал» и «горная порода»;

—различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

—различать изученные минералы и горные породы, материко- вую и океаническую земную кору;

—показывать на карте и обозначать на контурной карте мате- рики и океаны, крупные формы рельефа Земли;

—различать горы и равнины;

—классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

—называть причины землетрясений и вулканических извер- жений;

—применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вул- кан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и

«очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практи- ко-ориентированных задач;

—применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг зем- летрясения» для решения познавательных задач;

—распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, зем- летрясений; физического, химического и биологического ви- дов выветривания;

—классифицировать острова по происхождению;

—приводить примеры опасных природных явлений в литосфе- ре и средств их предупреждения;

—приводить примеры изменений в литосфере в результате де- ятельности человека на примере своей местности, России и мира;

—приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

—приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования и наличия полезных ископаемых в своей мест- ности;

—представлять результаты фенологических наблюдений и на- блюдений за погодой в различной форме (табличной, графи- ческой, географического описания)

36 Примерная рабочая программа


 
 

6 КЛАСС

—Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изу- ченных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;

—приводить примеры опасных природных явлений в геосфе- рах и средств их предупреждения;

—сравнивать инструментарий (способы) получения географи- ческой информации на разных этапах географического изу- чения Земли;

—различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

—применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цу- нами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;

—различать питание и режим рек;

—сравнивать реки по заданным признакам;

—различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезиан- ские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—устанавливать причинно-следственные связи между питани- ем, режимом реки и климатом на территории речного бас- сейна;

—приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

—называть причины образования цунами, приливов и отливов;

—описывать состав, строение атмосферы;

—определять тенденции изменения температуры воздуха, коли- чества атмосферных осадков и атмосферного давления в зави- симости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенно- стях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;

—объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температу- ры воздуха и распределение атмосферных осадков для от- дельных территорий;

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 37


—различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообра- зующие факторы;

—устанавливать зависимость между нагреванием земной по- верхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;

—сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных уг- лах падения солнечных лучей;

—различать виды атмосферных осадков;

—различать понятия «бризы» и «муссоны»;

—различать понятия «погода» и «климат»;

—различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфе- ра», «верхние слои атмосферы»;

—применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «ат- мосферные осадки», «воздушные массы» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных задач;

—выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориенти- рованных задач;

—проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, баро- метр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблю- дений в табличной и (или) графической форме;

—называть границы биосферы;

—приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;

—различать растительный и животный мир разных террито- рий Земли;

—объяснять взаимосвязи компонентов природы в природ- но-территориальном комплексе;

—сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;

—применять понятия «почва», «плодородие почв», «природ- ный комплекс», «природно-территориальный комплекс»,

«круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—сравнивать плодородие почв в различных природных зо- нах;

38 Примерная рабочая программа


—приводить примеры изменений в изученных геосферах в ре- зультате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологи- ческих проблем

 

 
 

7 КЛАСС

—Описывать по географическим картам и глобусу местополо- жение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;

—распознавать проявления изученных географических явле- ний, представляющие собой отражение таких свойств геогра- фической оболочки, как зональность, ритмичность и целост- ность;

—определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об осо- бенностях их природы;

—различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;

—приводить примеры изменений в геосферах в результате де- ятельности человека;

—описывать закономерности изменения в пространстве релье- фа, климата, внутренних вод и органического мира;

—выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пре- делах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;

—называть особенности географических процессов на грани- цах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;

—устанавливать (используя географические карты) взаимосвя- зи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;

—классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;

—объяснять образование тропических муссонов, пассатов тро- пических широт, западных ветров;

—применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пасса- ты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 39


—описывать климат территории по климатограмме;

—объяснять влияние климатообразующих факторов на клима- тические особенности территории;

—формулировать оценочные суждения о последствиях измене- ний компонентов природы в результате деятельности челове- ка с использованием разных источников географической ин- формации;

—различать океанические течения;

—сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Ми- рового океана на разных широтах с использованием различ- ных источников географической информации;

—объяснять закономерности изменения температуры, солёно- сти и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источ- ников географической информации;

—характеризовать этапы освоения и заселения отдельных тер- риторий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учеб- ных и практико-ориентированных задач;

—различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;

—сравнивать плотность населения различных территорий;

—применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—различать городские и сельские поселения;

—приводить примеры крупнейших городов мира;

—приводить примеры мировых и национальных религий;

—проводить языковую классификацию народов;

—различать основные виды хозяйственной деятельности лю- дей на различных территориях;

—определять страны по их существенным признакам;

—сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к раз- ным природным условиям регионов и отдельных стран;

—объяснять особенности природы, населения и хозяйства от- дельных территорий;

—использовать знания о населении материков и стран для ре- шения различных учебных и практико-ориентированных за- дач;

—выбирать источники географической информации (карто- графические, статистические, текстовые, видео- и фотоизо- бражения, компьютерные базы данных), необходимые для

40 Примерная рабочая программа


изучения особенностей природы, населения и хозяйства от- дельных территорий;

—представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую инфор- мацию, необходимую для решения учебных и практико-ори- ентированных задач;

—интегрировать и интерпретировать информацию об особен- ностях природы, населения и его хозяйственной деятельно- сти на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

—приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

—распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления от- сталости стран, продовольственная) на локальном и регио- нальном уровнях и приводить примеры международного со- трудничества по их преодолению

 

 
 

8 КЛАСС

—Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

—находить в различных источниках информации факты, по- зволяющие определить вклад российских учёных и путеше- ственников в освоение страны;

—характеризовать географическое положение России с ис- пользованием информации из различных источников;

—различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

—приводить примеры субъектов Российской Федерации раз- ных видов и показывать их на географической карте;

—оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную де- ятельность населения;

—использовать знания о государственной территории и исклю- чительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для реше- ния практико-ориентированных задач;

—оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

—проводить классификацию природных ресурсов;

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 41


—распознавать типы природопользования;

—находить, извлекать и использовать информацию из различ- ных источников географической информации (картографи- ческие, статистические, текстовые, видео- и фотоизображе- ния, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

—находить, извлекать и использовать информацию из различ- ных источников географической информации (картографи- ческие, статистические, текстовые, видео- и фотоизображе- ния, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять за- кономерности распространения гидрологических, геологиче- ских и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

—сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

—объяснять особенности компонентов природы отдельных тер- риторий страны;

—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимо- действия природы и общества в пределах отдельных терри- торий для решения практико-ориентированных задач в кон- тексте реальной жизни;

—называть географические процессы и явления, определяю- щие особенности природы страны, отдельных регионов и сво- ей местности;

—объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулка- низма;

—применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «ба- раньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—применять понятия «солнечная радиация», «годовая ампли- туда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффи- циент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—описывать и прогнозировать погоду территории по карте по- годы;

42 Примерная рабочая программа


—использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосфер- ный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

—проводить классификацию типов климата и почв России;

—распознавать показатели, характеризующие состояние окру- жающей среды;

—показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы берего- вой линии России; крупные реки и озёра, границы климати- ческих поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы рас- пространения многолетней мерзлоты;

—приводить примеры мер безопасности, в том числе для эко- номики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

—приводить примеры рационального и нерационального при- родопользования;

—приводить примеры особо охраняемых природных террито- рий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;

—выбирать источники географической информации (картогра- фические, статистические, текстовые, видео- и фотоизобра- жения, компьютерные базы данных), необходимые для изу- чения особенностей населения России;

—приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

—сравнивать показатели воспроизводства и качества населе- ния России с мировыми показателями и показателями дру- гих стран;

—различать демографические процессы и явления, характери- зующие динамику численности населения России, её отдель- ных регионов и своего края;

—проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;

—использовать знания о естественном и механическом движе- нии населения, половозрастной структуре и размещении на- селения, трудовых ресурсах, городском и сельском населе- нии, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте ре- альной жизни;

—применять понятия «рождаемость», «смертность», «есте- ственный прирост населения», «миграционный прирост на-

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 43


селения», «общий прирост населения», «плотность населе- ния», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация»,

«городская агломерация», «посёлок городского типа», «по- ловозрастная структура населения», «средняя прогнозируе- мая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «тру- доспособный возраст», «рабочая сила», «безработица»,

«рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

—представлять в различных формах (таблица, график, геогра- фическое описание) географическую информацию, необходи- мую для решения учебных и (или) практико-ориентирован- ных задач

 

 
 

9 КЛАСС

—Выбирать источники географической информации (карто- графические, статистические, текстовые, видео- и фотоизо- бражения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;

—представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую инфор- мацию, необходимую для решения учебных и (или) практи- ко-ориентированных задач;

—находить, извлекать и использовать информацию, характе- ризующую отраслевую, функциональную и территориаль- ную структуру хозяйства России, для решения практико- ориентированных задач;

—выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной за- дачи;

—применять понятия «экономико-географическое положение»,

«состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и террито- риальная структура», «условия и факторы размещения про- изводства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой ком- плекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства»,

«природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный ком- плекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура»,

«сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс»,

«химико-лесной комплекс», «машиностроительный ком-

44 Примерная рабочая программа


плекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;

—различать территории опережающего развития (ТОР), Арк- тическую зону и зону Севера России;

—классифицировать субъекты Российской Федерации по уров- ню социально-экономического развития на основе имеющих- ся знаний и анализа информации из дополнительных источ- ников;

—находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать ин- формацию из различных источников географической инфор- мации (картографические, статистические, текстовые, ви- део- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регио- нов страны для развития энергетики на основе возобновляе- мых источников энергии (ВИЭ);

—различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функцио- нальная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);

—различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой регио- нальный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;

—различать природно-ресурсный, человеческий и производ- ственный капитал;

—различать виды транспорта и основные показатели их рабо- ты: грузооборот и пассажирооборот;

—показывать на карте крупнейшие центры и районы размеще- ния отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;

—использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ори- ентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия от-

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 45


дельных территорий для размещения предприятий и различ- ных производств;

—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимо- действия природы и общества в пределах отдельных терри- торий для решения практико-ориентированных задач в кон- тексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безо- пасности;

—критически оценивать финансовые условия жизнедеятельно- сти человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяй- ства, предприятия и национальной экономики;

—оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяй- ственную деятельность населения;

—объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;

—сравнивать географическое положение, географические осо- бенности природно-ресурсного потенциала, населения и хо- зяйства регионов России;

—формулировать оценочные суждения о воздействии челове- ческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;

—приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;

—характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве

 

 

46 Примерная рабочая программа


 
 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1

Всего 272 часа, из них 21 час — резервное время

КЛАСС

(1 час в неделю, всего 34 часа, 3 часа — резервное время)

 

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов)
Введение. География — наука о планете Земля (2 часа)   Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления Как география изучает объекты, процессы и явления Географиче- ские методы изучения объектов и явлений 2. Древо географических наук Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяе- мых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информа- цию, подтверждающую то, что люди обладали географиче- скими знаниями ещё до того, как география появилась как наука)

 

 

 
 

1 Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться

2 Курсивом в содержании тематического планирования выделяется материал, который не является обязатель- ным при изучении и не входит в содержание промежуточной или итоговой аттестации по предмету


Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся  
  Практическая работа1 Организация феноло- гических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой рабо- ты, форма систематиза- ции данных    
Тема 1. Представления о мире Различать вклад великих путешественников в географическое  
История в древности (Древний изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их  
географи- Китай, Древний Египет, путешествий;  
ческих Древняя Греция, Древ- различать вклад российских путешественников и исследовате-  
открытий ний Рим) Путешествие лей в географическое изучение Земли, описывать маршруты  
(7 часов) Пифея. Плавания фини- их путешествий;  
кийцев вокруг Африки. характеризовать основные этапы географического изучения  
   
  Экспедиции Т. Хейердала Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих  
  как модель путеше- географических открытий, в XVII—XIX вв, современные  
  ствий в древности. географические исследования и открытия);  
  Появление географиче- сравнивать способы получения географической информации  
  ских карт на разных этапах географического изучения Земли;  
  География в эпоху сравнивать географические карты (при выполнении практиче-  
  Средневековья: путеше ской работы № 3);  
  ствия и открытия викин- представлять текстовую информацию в графической форме  
  гов, древних арабов, (при выполнении практической работы № 1);  
  русских землепроходцев находить в различных источниках, интегрировать, интерпре-  
  Путешествия М. Поло тировать и использовать информацию необходимую для  
  и А. Никитина. Эпоха решения поставленной задачи, в том числе позволяющие  

   
 
 
 

  Великих географических открытий Три пути в Индию Открытие Нового света — экспеди- ция Х Колумба Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф Магелла- на Значение Великих географических откры- тий Карта мира после эпохи Великих географи- ческих открытий. Геог- рафические открытия XVII—XIX вв Поиски Южной Земли — откры- тие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кру- госветная экспедиция (Русская экспедиция Ф Ф Беллинсгаузена, М П Лазарева — откры- тие Антарктиды) Географические исследо- вания в ХХ в Исследова- ние полярных областей Земли Изучение Мирово- го океана Географиче- оценить вклад российских путешественников и исследовате- лей в развитие знаний о Земле; находить в картографических источниках аргументы, обосно- вывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2); выбирать способы представления информации в картографи- ческой форме (при выполнении практических работ № 1);

Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся
  ские открытия Новейше- го времени Практические работы 1 Обозначение на кон- турной карте географиче- ских объектов, открытых в разные периоды 2 Сравнение карт Эра- тосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам  
Раздел 2. Изображения земной поверхности (10 часов)
Тема 1. Планы местности (5 часов) Виды изображения земной поверхности Планы местности Услов- ные знаки Масштаб Виды масштаба Способы определения расстояний на местности Глазомер- ная, полярная и марш- рутная съёмка местности Изображение на планах местности неровностей земной поверхности Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «гори- зонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местно- сти (при выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при выполнении практиче- ской работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местно- сти;

   
 
 
 

  Абсолютная и относи- составлять описание маршрута по плану местности (при вы-  
тельная высоты полнении практической работы № 2);  
Профессия топограф. проводить по плану несложное географическое исследование  
Разнообразие планов (при выполнении практической работы № 2);  
(план города, туристиче- объяснять причины достижения (недостижения) результатов  
ские планы, военные, деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оцени-  
исторические и транс- вать соответствие результата цели (при выпонении практиче-  
портные планы, планы ской работы № 2)  
местности в мобильных    
приложениях) и области    
их применения    
Практические работы    
1 Определение направле-    
ний и расстояний по    
плану местности    
2 Составление описания    
маршрута по плану    
местности    
Тема 2. Различия глобуса и гео- Различать понятия «параллель» и «меридиан»;  
Географиче- графических карт определять направления, расстояния и географические  
ские карты Способы перехода от сфе- координаты по картам (при выполнении практических работ  
(5 часов) рической поверхности № 1, 2);  
глобуса к плоскости определять и сравнивать абсолютные высоты географических  
   
  географической карты объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим  
  Градусная сеть на глобусе картам;  
  и картах Параллели объяснять различия результатов измерений расстояний между  
  и меридианы Экватор объектами по картам при помощи масштаба и при помощи  
  и нулевой меридиан градусной сети;  
  Географические коорди- различать понятия «план местности» и «географическая  
  наты Географическая карта»,  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: