—Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоя- тельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других:
—Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—признавать своё право на ошибку и такое же право другого
34 Примерная рабочая программа
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
—Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
—приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
—выбирать источники географической информации (картогра- фические, текстовые, видео- и фотоизображения, интер- нет-ресурсы), необходимые для изучения истории географи- ческих открытий и важнейших географических исследований современности;
—интегрировать и интерпретировать информацию о путеше- ствиях и географических исследованиях Земли, представ- ленную в одном или нескольких источниках;
—различать вклад великих путешественников в географиче- ское изучение Земли;
—описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
—находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад рос- сийских путешественников и исследователей в развитие зна- ний о Земле;
—определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
—использовать условные обозначения планов местности и гео- графических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—применять понятия «план местности», «географическая кар- та», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности»,
«стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
—различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
—приводить примеры влияния Солнца на мир живой и нежи- вой природы;
—объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 35
—устанавливать эмпирические зависимости между продолжи- тельностью дня и географической широтой местности, меж- ду высотой Солнца над горизонтом и географической широ- той местности на основе анализа данных наблюдений;
—описывать внутреннее строение Земли;
—различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «ми- нерал» и «горная порода»;
—различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
—различать изученные минералы и горные породы, материко- вую и океаническую земную кору;
—показывать на карте и обозначать на контурной карте мате- рики и океаны, крупные формы рельефа Земли;
—различать горы и равнины;
—классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
—называть причины землетрясений и вулканических извер- жений;
—применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вул- кан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и
«очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практи- ко-ориентированных задач;
—применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг зем- летрясения» для решения познавательных задач;
—распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, зем- летрясений; физического, химического и биологического ви- дов выветривания;
—классифицировать острова по происхождению;
—приводить примеры опасных природных явлений в литосфе- ре и средств их предупреждения;
—приводить примеры изменений в литосфере в результате де- ятельности человека на примере своей местности, России и мира;
—приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
—приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования и наличия полезных ископаемых в своей мест- ности;
—представлять результаты фенологических наблюдений и на- блюдений за погодой в различной форме (табличной, графи- ческой, географического описания)
36 Примерная рабочая программа
6 КЛАСС
—Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изу- ченных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
—приводить примеры опасных природных явлений в геосфе- рах и средств их предупреждения;
—сравнивать инструментарий (способы) получения географи- ческой информации на разных этапах географического изу- чения Земли;
—различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
—применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цу- нами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
—различать питание и режим рек;
—сравнивать реки по заданным признакам;
—различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезиан- ские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—устанавливать причинно-следственные связи между питани- ем, режимом реки и климатом на территории речного бас- сейна;
—приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
—называть причины образования цунами, приливов и отливов;
—описывать состав, строение атмосферы;
—определять тенденции изменения температуры воздуха, коли- чества атмосферных осадков и атмосферного давления в зави- симости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенно- стях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
—объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температу- ры воздуха и распределение атмосферных осадков для от- дельных территорий;
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 37
—различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообра- зующие факторы;
—устанавливать зависимость между нагреванием земной по- верхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
—сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных уг- лах падения солнечных лучей;
—различать виды атмосферных осадков;
—различать понятия «бризы» и «муссоны»;
—различать понятия «погода» и «климат»;
—различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфе- ра», «верхние слои атмосферы»;
—применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «ат- мосферные осадки», «воздушные массы» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных задач;
—выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориенти- рованных задач;
—проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, баро- метр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблю- дений в табличной и (или) графической форме;
—называть границы биосферы;
—приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
—различать растительный и животный мир разных террито- рий Земли;
—объяснять взаимосвязи компонентов природы в природ- но-территориальном комплексе;
—сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
—применять понятия «почва», «плодородие почв», «природ- ный комплекс», «природно-территориальный комплекс»,
«круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—сравнивать плодородие почв в различных природных зо- нах;
38 Примерная рабочая программа
—приводить примеры изменений в изученных геосферах в ре- зультате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологи- ческих проблем
7 КЛАСС
—Описывать по географическим картам и глобусу местополо- жение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;
—распознавать проявления изученных географических явле- ний, представляющие собой отражение таких свойств геогра- фической оболочки, как зональность, ритмичность и целост- ность;
—определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об осо- бенностях их природы;
—различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
—приводить примеры изменений в геосферах в результате де- ятельности человека;
—описывать закономерности изменения в пространстве релье- фа, климата, внутренних вод и органического мира;
—выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пре- делах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;
—называть особенности географических процессов на грани- цах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
—устанавливать (используя географические карты) взаимосвя- зи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
—классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
—объяснять образование тропических муссонов, пассатов тро- пических широт, западных ветров;
—применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пасса- ты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 39
—описывать климат территории по климатограмме;
—объяснять влияние климатообразующих факторов на клима- тические особенности территории;
—формулировать оценочные суждения о последствиях измене- ний компонентов природы в результате деятельности челове- ка с использованием разных источников географической ин- формации;
—различать океанические течения;
—сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Ми- рового океана на разных широтах с использованием различ- ных источников географической информации;
—объяснять закономерности изменения температуры, солёно- сти и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источ- ников географической информации;
—характеризовать этапы освоения и заселения отдельных тер- риторий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учеб- ных и практико-ориентированных задач;
—различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
—сравнивать плотность населения различных территорий;
—применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—различать городские и сельские поселения;
—приводить примеры крупнейших городов мира;
—приводить примеры мировых и национальных религий;
—проводить языковую классификацию народов;
—различать основные виды хозяйственной деятельности лю- дей на различных территориях;
—определять страны по их существенным признакам;
—сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к раз- ным природным условиям регионов и отдельных стран;
—объяснять особенности природы, населения и хозяйства от- дельных территорий;
—использовать знания о населении материков и стран для ре- шения различных учебных и практико-ориентированных за- дач;
—выбирать источники географической информации (карто- графические, статистические, текстовые, видео- и фотоизо- бражения, компьютерные базы данных), необходимые для
40 Примерная рабочая программа
изучения особенностей природы, населения и хозяйства от- дельных территорий;
—представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую инфор- мацию, необходимую для решения учебных и практико-ори- ентированных задач;
—интегрировать и интерпретировать информацию об особен- ностях природы, населения и его хозяйственной деятельно- сти на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
—приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
—распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления от- сталости стран, продовольственная) на локальном и регио- нальном уровнях и приводить примеры международного со- трудничества по их преодолению
8 КЛАСС
—Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
—находить в различных источниках информации факты, по- зволяющие определить вклад российских учёных и путеше- ственников в освоение страны;
—характеризовать географическое положение России с ис- пользованием информации из различных источников;
—различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
—приводить примеры субъектов Российской Федерации раз- ных видов и показывать их на географической карте;
—оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную де- ятельность населения;
—использовать знания о государственной территории и исклю- чительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для реше- ния практико-ориентированных задач;
—оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
—проводить классификацию природных ресурсов;
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 41
—распознавать типы природопользования;
—находить, извлекать и использовать информацию из различ- ных источников географической информации (картографи- ческие, статистические, текстовые, видео- и фотоизображе- ния, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;
—находить, извлекать и использовать информацию из различ- ных источников географической информации (картографи- ческие, статистические, текстовые, видео- и фотоизображе- ния, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять за- кономерности распространения гидрологических, геологиче- ских и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
—сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
—объяснять особенности компонентов природы отдельных тер- риторий страны;
—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимо- действия природы и общества в пределах отдельных терри- торий для решения практико-ориентированных задач в кон- тексте реальной жизни;
—называть географические процессы и явления, определяю- щие особенности природы страны, отдельных регионов и сво- ей местности;
—объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулка- низма;
—применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «ба- раньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—применять понятия «солнечная радиация», «годовая ампли- туда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффи- циент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—описывать и прогнозировать погоду территории по карте по- годы;
42 Примерная рабочая программа
—использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосфер- ный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;
—проводить классификацию типов климата и почв России;
—распознавать показатели, характеризующие состояние окру- жающей среды;
—показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы берего- вой линии России; крупные реки и озёра, границы климати- ческих поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы рас- пространения многолетней мерзлоты;
—приводить примеры мер безопасности, в том числе для эко- номики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
—приводить примеры рационального и нерационального при- родопользования;
—приводить примеры особо охраняемых природных террито- рий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
—выбирать источники географической информации (картогра- фические, статистические, текстовые, видео- и фотоизобра- жения, компьютерные базы данных), необходимые для изу- чения особенностей населения России;
—приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;
—сравнивать показатели воспроизводства и качества населе- ния России с мировыми показателями и показателями дру- гих стран;
—различать демографические процессы и явления, характери- зующие динамику численности населения России, её отдель- ных регионов и своего края;
—проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;
—использовать знания о естественном и механическом движе- нии населения, половозрастной структуре и размещении на- селения, трудовых ресурсах, городском и сельском населе- нии, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте ре- альной жизни;
—применять понятия «рождаемость», «смертность», «есте- ственный прирост населения», «миграционный прирост на-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 43
селения», «общий прирост населения», «плотность населе- ния», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация»,
«городская агломерация», «посёлок городского типа», «по- ловозрастная структура населения», «средняя прогнозируе- мая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «тру- доспособный возраст», «рабочая сила», «безработица»,
«рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
—представлять в различных формах (таблица, график, геогра- фическое описание) географическую информацию, необходи- мую для решения учебных и (или) практико-ориентирован- ных задач
9 КЛАСС
—Выбирать источники географической информации (карто- графические, статистические, текстовые, видео- и фотоизо- бражения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
—представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую инфор- мацию, необходимую для решения учебных и (или) практи- ко-ориентированных задач;
—находить, извлекать и использовать информацию, характе- ризующую отраслевую, функциональную и территориаль- ную структуру хозяйства России, для решения практико- ориентированных задач;
—выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной за- дачи;
—применять понятия «экономико-географическое положение»,
«состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и террито- риальная структура», «условия и факторы размещения про- изводства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой ком- плекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства»,
«природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный ком- плекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура»,
«сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс»,
«химико-лесной комплекс», «машиностроительный ком-
44 Примерная рабочая программа
плекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
—различать территории опережающего развития (ТОР), Арк- тическую зону и зону Севера России;
—классифицировать субъекты Российской Федерации по уров- ню социально-экономического развития на основе имеющих- ся знаний и анализа информации из дополнительных источ- ников;
—находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать ин- формацию из различных источников географической инфор- мации (картографические, статистические, текстовые, ви- део- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регио- нов страны для развития энергетики на основе возобновляе- мых источников энергии (ВИЭ);
—различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функцио- нальная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
—различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой регио- нальный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;
—различать природно-ресурсный, человеческий и производ- ственный капитал;
—различать виды транспорта и основные показатели их рабо- ты: грузооборот и пассажирооборот;
—показывать на карте крупнейшие центры и районы размеще- ния отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;
—использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ори- ентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия от-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 45
дельных территорий для размещения предприятий и различ- ных производств;
—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимо- действия природы и общества в пределах отдельных терри- торий для решения практико-ориентированных задач в кон- тексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безо- пасности;
—критически оценивать финансовые условия жизнедеятельно- сти человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяй- ства, предприятия и национальной экономики;
—оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяй- ственную деятельность населения;
—объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
—сравнивать географическое положение, географические осо- бенности природно-ресурсного потенциала, населения и хо- зяйства регионов России;
—формулировать оценочные суждения о воздействии челове- ческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
—приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
—характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве
46 Примерная рабочая программа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1
Всего 272 часа, из них 21 час — резервное время
КЛАСС
(1 час в неделю, всего 34 часа, 3 часа — резервное время)
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов) | ||
Введение. География — наука о планете Земля (2 часа) | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления Как география изучает объекты, процессы и явления Географиче- ские методы изучения объектов и явлений 2. Древо географических наук | Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяе- мых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информа- цию, подтверждающую то, что люди обладали географиче- скими знаниями ещё до того, как география появилась как наука) |
1 Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться
2 Курсивом в содержании тематического планирования выделяется материал, который не является обязатель- ным при изучении и не входит в содержание промежуточной или итоговой аттестации по предмету
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | |
Практическая работа1 Организация феноло- гических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой рабо- ты, форма систематиза- ции данных | |||
Тема 1. | Представления о мире | Различать вклад великих путешественников в географическое | |
История | в древности (Древний | изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их | |
географи- | Китай, Древний Египет, | путешествий; | |
ческих | Древняя Греция, Древ- | различать вклад российских путешественников и исследовате- | |
открытий | ний Рим) Путешествие | лей в географическое изучение Земли, описывать маршруты | |
(7 часов) | Пифея. Плавания фини- | их путешествий; | |
кийцев вокруг Африки. | характеризовать основные этапы географического изучения | ||
Экспедиции Т. Хейердала | Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих | ||
как модель путеше- | географических открытий, в XVII—XIX вв, современные | ||
ствий в древности. | географические исследования и открытия); | ||
Появление географиче- | сравнивать способы получения географической информации | ||
ских карт | на разных этапах географического изучения Земли; | ||
География в эпоху | сравнивать географические карты (при выполнении практиче- | ||
Средневековья: путеше | ской работы № 3); | ||
ствия и открытия викин- | представлять текстовую информацию в графической форме | ||
гов, древних арабов, | (при выполнении практической работы № 1); | ||
русских землепроходцев | находить в различных источниках, интегрировать, интерпре- | ||
Путешествия М. Поло | тировать и использовать информацию необходимую для | ||
и А. Никитина. Эпоха | решения поставленной задачи, в том числе позволяющие |
Великих географических открытий Три пути в Индию Открытие Нового света — экспеди- ция Х Колумба Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф Магелла- на Значение Великих географических откры- тий Карта мира после эпохи Великих географи- ческих открытий. Геог- рафические открытия XVII—XIX вв Поиски Южной Земли — откры- тие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кру- госветная экспедиция (Русская экспедиция Ф Ф Беллинсгаузена, М П Лазарева — откры- тие Антарктиды) Географические исследо- вания в ХХ в Исследова- ние полярных областей Земли Изучение Мирово- го океана Географиче- | оценить вклад российских путешественников и исследовате- лей в развитие знаний о Земле; находить в картографических источниках аргументы, обосно- вывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2); выбирать способы представления информации в картографи- ческой форме (при выполнении практических работ № 1); |
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
ские открытия Новейше- го времени Практические работы 1 Обозначение на кон- турной карте географиче- ских объектов, открытых в разные периоды 2 Сравнение карт Эра- тосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам | ||
Раздел 2. Изображения земной поверхности (10 часов) | ||
Тема 1. Планы местности (5 часов) | Виды изображения земной поверхности Планы местности Услов- ные знаки Масштаб Виды масштаба Способы определения расстояний на местности Глазомер- ная, полярная и марш- рутная съёмка местности Изображение на планах местности неровностей земной поверхности | Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «гори- зонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местно- сти (при выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при выполнении практиче- ской работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местно- сти; |
Абсолютная и относи- | составлять описание маршрута по плану местности (при вы- | ||
тельная высоты | полнении практической работы № 2); | ||
Профессия топограф. | проводить по плану несложное географическое исследование | ||
Разнообразие планов | (при выполнении практической работы № 2); | ||
(план города, туристиче- | объяснять причины достижения (недостижения) результатов | ||
ские планы, военные, | деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оцени- | ||
исторические и транс- | вать соответствие результата цели (при выпонении практиче- | ||
портные планы, планы | ской работы № 2) | ||
местности в мобильных | |||
приложениях) и области | |||
их применения | |||
Практические работы | |||
1 Определение направле- | |||
ний и расстояний по | |||
плану местности | |||
2 Составление описания | |||
маршрута по плану | |||
местности | |||
Тема 2. | Различия глобуса и гео- | Различать понятия «параллель» и «меридиан»; | |
Географиче- | графических карт | определять направления, расстояния и географические | |
ские карты | Способы перехода от сфе- | координаты по картам (при выполнении практических работ | |
(5 часов) | рической поверхности | № 1, 2); | |
глобуса к плоскости | определять и сравнивать абсолютные высоты географических | ||
географической карты | объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим | ||
Градусная сеть на глобусе | картам; | ||
и картах Параллели | объяснять различия результатов измерений расстояний между | ||
и меридианы Экватор | объектами по картам при помощи масштаба и при помощи | ||
и нулевой меридиан | градусной сети; | ||
Географические коорди- | различать понятия «план местности» и «географическая | ||
наты Географическая | карта», |