Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЕОГРАФИЯ
(для 5–9 классов образовательных организаций)
МОСКВА 2021
СОДЕРЖАНИЕ | |||||||||||||||||
Пояснительная записка | |||||||||||||||||
Общая характеристика учебного предмета | |||||||||||||||||
«География» | |||||||||||||||||
Цели изучения учебного предмета «География» | |||||||||||||||||
Место учебного предмета «География» | |||||||||||||||||
в учебном плане | |||||||||||||||||
Содержание учебного предмета «География» | |||||||||||||||||
5 класс | |||||||||||||||||
6 класс | |||||||||||||||||
7 класс | |||||||||||||||||
8 класс | |||||||||||||||||
9 класс | |||||||||||||||||
Планируемые результаты освоения учебного | |||||||||||||||||
предмета «География» на уровне основного | |||||||||||||||||
общего образования | |||||||||||||||||
Личностные результаты | |||||||||||||||||
Метапредметные результаты | |||||||||||||||||
Предметные результаты | |||||||||||||||||
5 класс | |||||||||||||||||
6 класс | |||||||||||||||||
7 класс | |||||||||||||||||
8 класс | |||||||||||||||||
9 класс | |||||||||||||||||
Тематическое планирование | |||||||||||||||||
5 класс (34 часа) | |||||||||||||||||
6 класс (34 часа) | |||||||||||||||||
7 класс (68 часов) | |||||||||||||||||
8 класс (68 часов) | |||||||||||||||||
9 класс (68 часов) |
|
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 3
Примерная рабочая программа по географии на уровне ос- новного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федераль- ном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики пла- нируемых результатов духовно-нравственного развития, вос- питания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г)
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Фе- дерального государственного образовательного стандарта основ- ного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образова- ния, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвеще- ния и науки Российской Федерации от 24 12 2018 года
Согласно своему назначению примерная рабочая програм- ма является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт представление о целях обучения, воспи- тания и развития обучающихся средствами учебного предме- та «География»; устанавливает обязательное предметное со- держание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт при- мерное распределение учебных часов по тематическим разде- лам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реали- зации требований к результатам освоения программ основно- го общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучаю- щихся
4 Примерная рабочая программа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентиро- ванных знаний о Земле как планете людей, об основных зако- номерностях развития природы, о размещении населения и хо- зяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий
|
Содержание курса географии в основной школе является ба- зой для реализации краеведческого подхода в обучении, изуче- ния географических закономерностей, теорий, законов и гипо- тез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уров- невой дифференциации
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на до- стижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на осно- ве формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состояни- ем окружающей среды, решения географических задач, про- блем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей со- временному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географи- ческих особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объясне- ния и оценки разнообразных географических явлений и про- цессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития на- выков их использования при решении проблем различной
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 5
сложности в повседневной жизни на основе краеведческого ма- териала, осмысления сущности происходящих в жизни процес- сов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необхо- димых для продолжения образования по направлениям подго- товки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обяза- тельным учебным предметом, который входит в состав пред- метной области «Общественно-научные предметы»
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сфор- мированные ранее в курсе «Окружающий мир»
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образователь- ного процесса в целях формирования вариативной составляю- щей содержания конкретной рабочей программы При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, уста- новленная примерной рабочей программой должна быть сохра- нена полностью
6 Примерная рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления Как география изучает объекты, процессы и явле- ния Географические методы изучения объектов и явлений 1Древо географических наук
Практическая работа
1 Организация фенологических наблюдений в природе: пла- нирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных2