Географические особенности географических районов: Евро- пейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал Гео- графическое положение Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития Классифи- кация субъектов Российской Федерации Западного макрореги- она по уровню социально-экономического развития; их вну- тренние различия
Практические работы
1 Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации
2 Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-эко- номического развития на основе статистических данных
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
Географические особенности географических районов: Си- бирь и Дальний Восток Географическое положение Особенно- сти природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство Социально-экономические и экологические проблемы и пер- спективы развития Классификация субъектов Российской Фе- дерации Восточного макрорегиона по уровню социально-эконо- мического развития; их внутренние различия
Практическая работа
1 Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным кри- териям
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы Государ- ственная программа Российской Федерации «Социально-эко-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 27
номическое развитие Арктической зоны Российской Федера- ции»
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия в системе международного географического разделе- ния труда Россия в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ ЕврАзЭС
Значение для мировой цивилизации географического про- странства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей Объекты Всемирного природного
и культурного наследия России.
28 Примерная рабочая программа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного об- щего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных цен- ностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений вос- питательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской граж- данской идентичности в поликультурном и многоконфессио- нальном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Роди- ны — цивилизационному вкладу России; ценностное отноше- ние к историческому и природному наследию и объектам при- родного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края
Гражданского воспитания: осознание российской граждан- ской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к про- шлому и настоящему многонационального народа России, чув- ства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других лю- дей; активное участие в жизни семьи, образовательной органи- зации, местного сообщества, родного края, страны для реали- зации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультур- ном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно- образной совместной деятельности, стремление к взаимопони- манию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на мораль- ные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; го- товность оценивать своё поведение и поступки, а также пове- дение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружа- ющей среды; развивать способности решать моральные пробле- мы на основе личностного выбора с опорой на нравственные
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 29
ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этниче- ских культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и куль- туре других регионов и стран мира, объектам Всемирного куль- турного наследия человечества
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географиче- ских наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социаль- ной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников геогра- фической информации при решении познавательных и практи- ко-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление со- вершенствовать пути достижения индивидуального и коллек- тивного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; от- ветственное отношение к своему здоровью и установка на здоро- вый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регуляр- ная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; спо- собность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющим- ся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать прави- ла здорового, безопасного и экологически целесообразного обра- за жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде Трудового воспитания: установка на активное участие в ре- шении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способ- ность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе при-
30 Примерная рабочая программа
менения географических знаний; осознание важности обуче- ния на протяжении всей жизни для успешной профессиональ- ной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и обще- ственных интересов и потребностей
Экологического воспитания: ориентация на применение гео- графических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по- следствий для окружающей среды; осознание глобального ха- рактера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в услови- ях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности эко- логической направленности