Человек и судьба. Понятие судьбы. Предопределение жизненного пути. Роль человека в своей судьбе. Жизненные планы. Самостоятельность осознанность нахождения смысла и целей жизни. В добрый путь!
Календарно-тематическое планирование
курса «Предпрофильной подготовки» 9 класс
Количество часов на год -17;
Г.К.Селевко; О.Ю.Соловьева «Найди свой путь»:Учебное пособие для предпрофильного обучения.-М.: ООО «ИМЦ Арсенал образования», 2007.-с.176
Всего в неделю 1час.
№ | Название раздела, темы | Практическая часть | Цель темы | Кол-во час. |
Раздел I.Личностное самоопределение. | ||||
Тема 1.Самоопределение личности. | 2 часа | |||
Самоопределение | Понятие Самоопределения | 1)Познакомить с термином самоопределение; 2)Дать представления о себе как о личности; 3) Научить правильно оценивать свои возможности; 4)Определить различие понятий «индивид», «индивидуальность» | ||
Познание себя | Упражнение «Какие качества самые важные?» Упражнение-тест «Знаете ли вы себя?» Упражнение «Выяснение сходств и различий» | |||
Тема 2. Самовоспитание личности. | 2 часа | |||
Самовоспитание | Упражнение «Какой у меня характер» | 1)Познакомить с термином самовоспитание; 2)Обеспечить понимание «Я-образов» личности; 3)Заложить основы понимания качеств общей культуры труда. 4) Закрепить знания по теме «Самовоспитание личности» | ||
Самооценка | Упражнение «Собрание субличностей» | |||
Упражнение-тест «Я определяюсь в этом мире» | ||||
Упражнение «Народная мудрость о труде» | ||||
Раздел II.Сферы самоопределения. | ||||
Тема 1.Ученическое самоопределение. | 1 час | |||
Самообразование. | Упражнение-тест «Умеете ли вы учиться?» | Познакомить с правилами по организации умственной деятельности | ||
Тема 2. Профессиональное самоопределение. | 4 часа | |||
Мир профессий. | Упражнение «В мире профессий», опросник-тест Е.А.Климова «Что вы предпочтете?» | 1)Закрепить понимание различия терминов «профессия» и «специальность»; 2)Продолжить знакомство с классификацией профессий; 3) Познакомить с основными понятиями рыночной экономики; 4)Рассказать о понятии «потребности», как мотивационной базе выбора профессии; 5) Рассказать о «способностях», как о качествах обеспечивающих успех в деятельности; 6) Разъяснить понятие «социальный заказ»; 7)Заложить основы понимания фактора трех «Я»; 8)Познакомить с понятие профессиограмма; 9) Закрепить знания по темам «Ученическое и профессиональное самоопределения». | ||
Ее величество «Экономика». | Упражнение «Составьте рекомендации по трате денег» | |||
Я хочу. Я могу. Я надо. | Упражнение «Карта интересов» | |||
Защита профессий. | Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств» | |||
Упражнение-дискуссия «Кто нужен нашему поселку?» | ||||
Упражнение «Оптимальный вариант» | ||||
Упражнение «Составление профессиограммы» | ||||
Тема 3. Социальное самоопределение. | 5 часов | |||
Уровень притязаний. | Тест «Насколько вы притязательны?» | 1)Познакомить с разновидностями социальных положений; 2)Обеспечить понимание ступеней взрослости; 3)Рассказать об условиях успешной карьеры; 4)Рассказать о качествах лидера; 5)Заложить понимание любви к родителям, как основе всех добродетелей; 6)Объяснить суть разновидностей любви; 7)Познакомить с двумя альтернативными системами ценностей; 8)Привить ответственное отношение к понятиям «гражданин», «Родина», «патриот»; 9) Закрепить знания по темам «Социальное самоопределения». | ||
Упражнение «Я в развитии» | ||||
Упражнение «Я в моем имидже» (самооценка) | ||||
Многоликий лидер. | Тест «Лидер ли я» | |||
Тест на взаимную любовь детей и родителей | ||||
Упражнение-анкета «Моя любовь в разрезе» | ||||
Союз личности и коллектива. | Упражнение «Выбор позиции «Я» в пространстве «индивидуализм-коллективизм» | |||
Круг общения. | Упражнение-тест «Ваша уличная компания» | |||
Гражданином быть обязан. | Упражнение «Я патриот» | |||
Тема 4. Духовное самоопределение. | 1 час | |||
Духовное самоопределение (научное мировоззрение) Духовное самоопределение (нравственность и религия) | Ситуация-проба «Поверь в себя» | 1)Познакомить с понятие «духовные ценности»; 2)Обеспечить понимание трех областей духовной культуры; 3)Объяснить взаимосвязь понятий «нравственность» и «религия». | ||
Упражнение «Я в духовной сфере» | ||||
Тема 5. Жизненное самоопределение. | 2 часа | |||
Человек и судьба. Жизненные планы. | Упражнение «Жизненные планы» | 1)Разъяснить две позиции в понимании «судьбы»; 2) Закрепить знания по темам «Духовное и жизненное самоопределение» Закрепить понимание самоопределение как осознанного нахождения смысла и целей всех сторон жизнедеятельности. | ||
В добрый путь! | Упражнение-анкета «Я в этом мире» | |||
Итого | 17часов |
Перечень литературы
Литература для обучающихся
1. Пряжников, Н.С. "Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения" /Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
2. Саруханов, Э.Р. "Проблемы управления профессиональной ориентацией" / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
3. Павлютенков, Е.М. "Формирование мотивов выбора профессии" / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
4. Чернявская, А.П. "Психологическое консультирование по профессиональной ориентации" / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
5. Пряжников, Н.С. "Игровые профориентационные упражнения" / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
6. Пряжников, Н.С. "Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения" /Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.- 80 с.
7. Чистякова, С.Н. "Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи" / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
8. Резапкина Г.В. "Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов"./ Г.В. Резапкина. — М.: Генезис, 2004.
9. Павлова Т.Л. "Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости". / Т.Л. Павлова. — М: ТЦ «Сфера», 2005.
Литература для учителя
- Бендюков М.А., Соломин И.Л, Ткаченко Л.П.Азбука профориентации XXIвека.Издательский дом «РОСТ» Санкт-Петербург, 2001г
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.-223с.
- Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. Материалов/ сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой._ Волгоград: Учитель, 2007.-120с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники(8-11 классы).-М.: ВАКО, 2006.- 288с.
- Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.-метод. Пособие.- 2-е изд. Исправ. И доп.-М.: Планета, 2011.-304с.-(Профильная школа).
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. -М.: ТЦ Сфера, 2005г.-128с.
- Щербакова Т.Н. Психологическое сопровождение развития готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2004г