Методические рекомендации для преподавателей.




В целях эффективного восприятия материала студентами по любой дисциплине преподаватель должен определить совокупность методов обучения (игры, тренинги, конференции, тестирование и т.д.), используемых технических средств и форм самостоятель­ной работы студентов, адекватных формам обучения (видам лекционных и практических занятий). Необходимо также предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на предписанный программой уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив порядок и предельные сроки их выполнения и сдачи. Организуя самостоятельную работу студентов, преподаватель должен быть готов постоянно оказывать консультации студентов по направлениям и методам такой работы.

Лекция. Лекция – основной вид учебных занятий в ВУЗе, а их проведение – наиболее широко используемый метод обучения в высшем образовании. Целью лекций является формирование у студентов базовых системных знаний для последующего усвое­ния материала методом самостоятельной работы. Задачами, решаемыми преподавателем в ходе проведения лекции, являются раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений путем изложения учебного материала согласно учебной программе и формирование, и развитие у студентов навыков самостоятельной работы по поиску информации в учебной и научной литературе, интернет-источниках. Преподаватель, читающий лекционные курсы в ВУЗе, должен знать существую­щие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидакти­ческие и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре про­цесса обучения. В ходе подготовки лекции преподаватель должен разработать план лекции, в котором должен определить те основные материалы, которые студенты должны понять и записать за время лекции.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта. Содержание лекции должно быть организовано и четким. Это делает усвоение материала доступным для студентов, им не трудно выделить главное из содержания всей лекции (например, что будут спрашивать на экзамене). Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; логичность, четкость и ясность в изложении материала; возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации дея­тельности студентов; опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистиче­ские данные; тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессио­нальной деятельностью студентов.

На первой (вводной) лекции необходимо раскрыть место и роль курса (дисциплины) в системе наук, ее практическое значение, довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим с порядком ее изучения. Кроме того, необходимо довести до студентов требования кафедры, предъявляемые к студентам при изучении ими дисциплины.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников по данной теме. Во вступительной части лекции необходимо обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая (вводная) лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Следует также раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов. При изложении лекционного материала преподавателю следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам, приводить примеры, раскрывать положительный зарубежный опыт, обосновывать возможности его использования в условиях России. По ходу изложения лекционного материала необходимо задавать риторические вопросы и самому давать на них ответ.

Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя понятийно-категориальный аппарат, а также характерные признаки и особенности проявления различных процессов.

При проведении лекционных занятий желательно использовать существующие технологии презентаций, слайды и проектор, для демонстрации основных понятий курса. Визуальный ряд помогает студентам вести конспекты, и улучшает темп предложения материала лекции.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Необходимо учитывать, что, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональ­ном общении следует исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умениям. Преподаватели в целом не должны отвлекаться от излагаемого материала лекции. Отвлечения от темы обычно затрудняют ведение конспектов даже для тех студентов, которые обычно хорошо с этим справляются, так как выделить наиболее важные факты из лекции становится для них труднее. Однако полезно в целях умственной разгрузки в период кризиса внимания предлагать юмористические или стилистически иные высказывания исключительно по теме лекции.

В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции.

Источники дополнительной информации.

Для закрепления лекционного материала, подготовки к семинарам, лабораторным работам и выполнения самостоятельных работ необходимо рекомендовать студентам достаточно большое количество литературы. Список литературных источников, рекомендуемых преподавателем для изучения курса, должен содержать основную и дополнительную учебную литературу, рекомендуемую студентам к изучению, в том числе учебно-методические материалы, подготовленные в образовательном учреждении, как самим преподавателем, так и другими преподавателями. Учитывая то, что в современных условиях предмет изучения данной дисциплины весьма динамичен, необходимо предлагать к активному использованию студентов электронные и периодические источники текущей деловой и экономической информации – нормативно-правовые документы, аналитические и мониторинговые материалы экспертных организаций, материалы периодических изданий, доступные в сети Интернет. Список интернет-ресурсов, предлагаемый в качестве дополнительных источников информации, должен содержать только профильные сайты по предмету учебной дисциплины.

Практические занятия.

Организация преподавателем практических занятий должна удовлетворять следующим требованиям:

- количество занятий должно соответствовать учебному плану специальности;

- содержание планов должно соответствовать ФГОС специальности и программе курса (рабочей программе);

- планы занятий должны содержать перечень рассматриваемых вопросов (заданий).

Практические занятия следует организовывать так, чтобы закрепление лекционного материала проводилось в активных формах, предполагающих значительную работу студентов с конкретными документами, статистическими материалами и другими информационными источниками.

Практические занятия по дисциплине проводятся в следующих формах: семинарское занятие, практическое занятие, на которых происходят текущие опросы, контролируются самостоятельные домашние задания, изучение реальных документов – программ и отчетов по результатам исследований, методик, правовых документов, диссертационных работ, и т.д.

Занятие может проводиться в формах диспута и конференции. В ходе диспута студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции в свободной форме по перечню вопросов, которые предварительно готовит ведущий. Ведущим может быть либо преподаватель, либо один или несколько слушателей, которые в этом случае получают возможность практиковаться в ведении дискуссии и экспресс-анализе высказанных в ходе дискуссии суждений. Диспут заканчивается подведением итогов и обобщением основных высказанных позиций. На конференции происходит подготовка и презентация докладов. Слушатели самостоятельно работают с первоисточниками и делают в ходе каждого занятия несколько докладов, которые потом обсуждаются в режиме «вопросы-ответы».

При подготовке к практическому занятию преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение. По возможности необходимо ознакомиться с новыми публикациями по теме занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Следует оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

В начале практического занятия преподаватель во вступительном слове должен раскрыть теоретическую и практическую значимость темы занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. В ходе занятия следует дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем, а также поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю.

В заключительной части практического занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом, раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного занятия, ответить на вопросы студентов, назвать тему очередного занятия и дать необходимые задания.

Текущий, рубежный, промежуточный и итоговый контроль изучения дисциплины.

При проведении контроля и аттестации студентов преподавателю важно всегда помнить, что систематичность, объективность и аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Критерии оценки должны быть заранее известны не только преподавателю, но и студенту.

Текущий контроль осуществляется в процессе практических занятий в форме опроса (устного или письменного), в том числе текущего тестирования, выступлений и докладов, контроля уровня ведения конспектов, самостоятельной подготовки или выполнения иных заданий, практически не требует выделения дополнительного времени. Оценка может быть как по балльной, так и по зачетной форме.

Рубежный контроль осуществляется по мере прохождения модульного материала в форме теста, реферата, контрольной или курсовой работы, сквозного индивидуального задания или задачи. Рубежный контроль по дисциплине осуществляется в форме тестирования и курсовой работы. Промежуточный контроль осуществляется в случае, если дисциплина изучается в течение более чем одного семестра, и проводится обычно в форме зачета. Итоговый контроль осуществляется в конце изучения дисциплины и имеет форму зачета, дифференцированного зачета или экзамена. На зачёте определяется качество и объем усвоенных студентами знаний по соответствующей учебной дисциплине. Требования к знаниям студентов, демонстрируемым в ходе итогового контроля по конкретной учебной дисциплине, определены федеральным государственным образовательным стандартом и учебной программой учебной дисциплины, подготовленной соответствующим образовательным учреждением на основе ФГОС ВО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: