Общая классификация
Будем осуществлять классификацию по следующим признакам (1;200):
1) по отношению к системе;
2) по сферам возникновения преимущества;
3) по содержанию фактора преимущества;
4) по времени реализации преимущества;
5) по месту реализации преимущества;
6) по виду получаемого конечного результата.
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (табл. 2).
Таблица 2
Классификация конкурентных преимуществ (1.201-205)
Признак классификации | Виды преимуществ | Примеры преимуществ |
1.Отношение к системе (организации, стране и т.п.) | 1.1 Внешние (по отношению к системе) 1.2 Внутренние (в системе) | Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны. Принятые обществом ценности организации. Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации. |
2.Сфера возникновения преимуществ | 2.1 Природно-климатические 2.2 Социально-политические 2.3 Технологически 2.4 Культурные 2.5 Экономические | Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгонное географическое положение страны. Умеренно-континентальный климат. Устоявшиеся рыночные отношения в стране. Стабильность политической ситуации в стране. Отлаженная законодательная система в стране. Низкий уровень общей преступности в стране. |
Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации производства и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации. Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе. Мобильность технологий. Ценности страны, организации, ориентированны на духовное развитие личности. Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба. Устойчивая налоговая система. Устойчивая система государственного регулирования экономики. Применение в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны. Высокая квалификация кадров. | ||
3.Содержание фактора преимущества | 3.1 Качество товара (услуги) 3.2 Цена товара 3.3 Затраты у потребителя товара 3.4 Качество сервиса товара | Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Современный дизайн, комфортность. Оптимальная производительность (скорость, мощность и т.д.) Экологичность. Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология. Высокая конкуренция у поставщиков. Наличие товаров-заменителей для потребителей товара. Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара. Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтоспособность товара. Автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя. Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара. Надежный имидж изготовителя. Обоснованные гарантии в сопроводительной документации. Наличие станции гарантийного обслуживания товара. Качественная инфраструктура рынка. Качественная упаковка товара. |
4.Метод, средство получения преимущества | 4.1 По наследству (объективно) 4.2 Обучение 4.3 Внедрение новшеств (инновация) 4.4 Перемещение | Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара. Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики. Изобретатели. Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованное новой технологии. Внедрение ноу-хау в область менеджменте. Освоение нового рынка. Внедрение новых технологий в область рекламирования товара. Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами. |
5.Место реализации преимущества | 5.1 Рабочее место 5.2 Организация 5.3 Регион 5.4 Отрасль 5.5 Страна 5.6 Мировое сообщество | Система «канбан» (точно в срок). Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место конструктора. Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности. Высокая конкуренция на «входе» организации. Система автоматизированного проектирования (САПР) Качественная производственная инфраструктура региона. Экологичность региона. Устойчивость кредитно-финансовой системы региона. Высокая конкуренция в отрасли. Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли. Наличие отраслевого центра научно-технической информации. Наличие отраслевого патентного фонда. Действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер страны в целом. Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности. Защита прав человека. Интеграция и кооперирование. Взаимопомощь стран. Защита планеты Земля. |
6.Время (продолжительность) реализации преимущества | 6.1 Стратегические факторы преимущества 6.2 Технические факторы преимущества | Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период. Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР. Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования. Заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента. |
7.Вид получаемого эффекта от реализации преимущества | 7.1 Научно-технический 7.2 Экологический 7.3 Социальный 7.4 Экономический | Получение патента. Увлечение веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий. Освоение ресурсосберегающих технологий. Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Улучшение экологичности выпускаемых товаров. Автоматизация мониторинга ОПС. Прирост добавленной стоимости (прибыли) на одного работника по сравнению с конкурентами. Повышение безопасности труда. Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников (жителей). Повышение уровня образования работников. Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций. |
|
|
|
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование (1;205-206).
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирования нового преимущества.
Функция планировании включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров), с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента).
2.2 Персонал
В работе персонал будет подразделяться на три категории: рабочий, специалист, менеджер.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремится) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.
К наследственным конкурентным преимуществам персонала относим (1;206-207):
способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
темперамент;
физические данные.
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:
деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения);
интеллигентность и культура;
целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
эмоциональность;
общительность, коммуникабельность;
организованность;
возраст и т.п.
Товары и услуги
Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статическими интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне конкурентоспособности): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл; качество сервиса потребителей товара, а также динамическими факторами.
Значения перечисленных четырех стратегических интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества (1;207-208).
2.4 Организация
Факторы конкурентного преимущества организации подразделяют на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.
Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее (1;212).
Регион
К разновидностям региональных образований относятся республика, край, область, город.
Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов (1;218):
1) конкурентоспособность страны, в которую входит регион:
2) природно-климатическими, географическими, экологическими параметрами региона;
3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
4) уровень соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
5) уровень международной интеграции и кооперирования региона.
На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья страна) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций.
2.6 Страна
Конкурентными преимуществами страны могут быть(1;2180-219):
1) значительный расход из бюджета на НИОКР;
2) значительное вложение в развитие человека;
3) стабильность политической правовой системы страны;
4) доля ВВП на душу населения;
5) высокая продолжительность жизни;
6) высокая эффективность использования ресурсов;
7) оптимальный экспорт;
8) низкая инфляция;
9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;
10) значительная доля конкурентоспособных фирм;
11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;
12) гибкость финансовой системы;
13) динамичность внутреннего рынка;
14) отсутствие сверхнормативных государственных задолжностей;
15) высокая образованность населения страны;
16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;
17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов (субъектов Федерации);
19) низкие налоговые и таможенные ставки;
20) высокая культура бизнеса в стране.