В науке принято подразделять познавательные действия людей на две формы познания: чувственное познание, рациональное познание. Рассмотрим специфику каждой из этих форм.
Чувственное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредствам человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. В философской литературе иногда чувственное познание называют понятием «живое созерцание». Чувственное познание в свою очередь включает четыре формы, которые Вам известны уже из психологии (они там так и называются — познавательные процессы), а именно: ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение — это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующие на органы чувств (зрительное ощущение, слуховое ощущение, обонятельное ощущение, вкусовое ощущение, осязательное ощущение, т.е. по типу анализаторов человека).
Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие более сложная форма чувственного познания, которая характеризуется такими свойствами как целостность, предметность, обобщенность, контактность, осмысленность, изобретательность.
Представление — это высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Это представление человека о минувших событиях, запомнившихся предметах, контактировавших с человеком людей и т.д.
Воображение — это форма чувственного познания или процесс создания новых образцов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Воображение по степени активности подразделяют на активное и пассивное. Формой проявления активности воображения являются мечты. Мечты — отодвинутое во времени желание.
|
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредствам мыслительной деятельности человека. Основное его отличие от чувственного познания состоит в том, что оно:
1) строится на объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне;
2) направлено на отражение общих свойств познаваемых предметов, т.е. отвлечение от их единичных свойств;
3) непосредственная связь рационального познания с языком, ибо язык является материальной оболочкой мысли (В.К. Лукашевич).
Основными формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках или по-другому — это совокупность существенных признаков предмета. Например, понятие «библиотечный каталог» — перечень библиографических описаний документов, имеющихся в фонде библиотеки или группе библиотек, составленный по определенному плану и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.
Суждение — Это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом или его признаком или отношение между предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Например, библиографическая продукция по признаку содержания документов подразделяется на виды: универсальная, отраслевая, тематическая и т.д.
|
Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, в каждом регионе есть потребность в информации, не связанной с регионом (по общим вопросам развития науки и практики). В каждом регионе есть, естественно, потребность в информации о своем регионе. Два суждения.
Умозаключение. Информационные потребности региона имеют в своей структуре два уровня: общий и региональный. Значит, ИП региона и региональные ИП соотносятся между собой как целое и часть.
Процесс рационального познания регулируется законами и требованиями логики, а также правилами понятийно-логического рассуждения, т.е. выводами следствий из посылок в умозаключения.
Рациональное познание не исчерпывается рассмотренными процессами. Оно включает в себя и такое явление как интуицию или внезапное постижение искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому результату. В логике под интуицией понимается «сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы». Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории науки и техники. Однако интуитивно полученные знания не всегда включаются в систему знаний (отсутствие доказательств и проверка их на практике порой не позволяют их считать истинными).
Существуют различные виды или типы научных исследований, в основу которых положены те или иные методы исследования. В зависимости от критерия связи науки с запросами практики все исследования ученые делят на три вида: фундаментальные, прикладные и разработки. К фундаментальным исследованиям обычно относят изучение природы (естественные и точные науки). Здесь преобладают методы общелогические и общенаучные теоретические методы. Прикладные исследования выявляют способы включения уже познанных законов и закономерностей в практическую деятельность. Здесь обязателен непосредственный контакт с изучаемыми явлениями (практикой), информация о которых может быть получена только в результате определенных операций с ними.
|
Разработки направлены на внедрение новых технологий, методов в практическую деятельность (в библиотечном деле это деятельность методических служб).
В учебном пособии по методологии научных исследований В.К. Лукашевича (1) выделяется два вида научных исследований: теоретические и эмпирические. Эмпирическое исследование (от латинского experimentum – проба, испытание) означает научно поставленный опыт наблюдения вызначенного явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Теоретический уровень (или вид) исследования отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. В теоретических исследованиях ученый оперирует интеллектуально контролируемым (идеальным) объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — реальным объектом. Однако в действительности эти два вида исследований (эмпирический и теоретический) не исключают, а дополнят друг друга. Поэтому существует третий вид исследований: смешанный (одна глава или часть является эмпирической, а вторая теоретической или наоборот).
По другому признаку, например аспект науки, исследования могут подразделяться на теоретические, исторические, методологические, технологические, методические, организационно-управленческие.
Разновидностью исторических исследований является — историко-биографические исследования, посвященные изучению научного вклада определенной личности в развитие науки и практики. Например, монография Л.М. Равич «Г.Н. Геннадии (1826-1880)», вышедшая в серии «Деятели книги» и посвященная его библиографической деятельности.
Таким образом, научная деятельность, как по форме, так и по содержанию имеет свою специфику, которая позволяет ее рассматривать, по мнению доктора философских наук В.К. Лукашевича, в пяти ипостасях: 1) наука как специфический вид деятельности; 2) наука как система знаний; 3) наука как социальный институт; 4) наука как производительная сила; 5) наука как форма общественного сознания.
Науки, которые призваны сформировать у студентов ФИДК профессиональный когнитивный уровень: книговедение, документоведение, библиотековедение, библиографоведение относятся к общественным (или социальным) наукам, а если в них рассматриваются явления и факты на индивидуальном (личностном) уровне, то они связаны с гуманитарными науками.
Ключевые слова: наука, знание, научное знание, чувственное познание, рациональное познание, научный язык, ощущение, восприятие, представление, воображение, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, теоретическое исследование, эмпирическое исследование.
Вопросы для повторения.
1. Что такое наука как вид человеческой деятельности?
2. В чем состоит специфика научного познания в отличие от вненаучных познавательных действий?
3. Какие функции выполняет наука как специфический вид деятельности человека и как социальный институт?
4. Что такое научное знание?
5. Чувственное и рациональное познание и их формы.
6. Какие бывают виды научных исследований?
Литература:
Основная
1. Лукашевич, В.К. Методология научного исследования: учеб. пособие для студентов / В.К. Лукашевич. – Мн., 2002. – С. 7-36.
2. Панковская, П.Я. Методология научных исследований: курс лекций / П.Я. Панковская. – Мн.: Информпресс, 2002. – С. 7-10.
Дополнительная
3. Лукашевич, В.К. Анатомия научного метода: пособие для магистрантов и аспирантов высших учебных заведений. – Мн.: ООО «Мисанта», 1999. – С. 5-9.
Тема 2. Методология научного познания
Вопросы:
1. Что означает понятие «метод» и «методология»?
2. В чем сущность философско-методологического анализа науки?
3. Что включает общенаучная методология познания?
4. Что относится к частно–научной методологии, а именно: книговедения, библиотековедения, библиографоведения?
Основной целью изучения этой темы являются овладение студентами нормативно-регулятивным знанием (философским, общенаучным, частно-научным), используемым в познании (и деятельности) книгоиздательского, библиотечного дела и библиографии.