Древний мир – принятое в историографии обозначение периода раннеклассовых обществ на Древнем Востоке, в Греции и Риме.
Культура – понятие для обозначения многомерного общественного явления, введенное в 45 г. до н.э. М.Т. Цицероном. Первое научное определение культуры было дано Э. Тайлором (1871 г.). В настоящее время насчитывается несколько сотен различных определений культуры, обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение: психо-аналитическое, антропо-структуралистическое, гуманистическое, деятельное, символическое и т.д. Определение "культура" – это творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества, в результате которой формируется конкретно–историческая система создания, сохранения и потребления материальных и культурных ценностей.
Культурология – термин обозначения науки о культуре, включающий общетеоретические проблемы теории и истории культуры, а также специальных наук о различных типах и явлениях культуры и культурной жизнедеятельности человека.
Периодизация, деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества.
Период, 1) промежуток времени, охватывающий какой–либо законченный процесс; 2) этап общественного развития, общественного движения.
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – во времена античности противопоставлялось понятию "silvaticus" – лесной, дикий. Уже в те времена люди видели разницу между жизнью цивилизационной и варварской, дикой. Понятие можно рассматривать как: а) синоним культуры; б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; в) ступень общественного развития, следующая за варварством; г) в некоторых философских теориях – эпоха деградации и упадка культуры.
|
Этнография – наука, изучающая бытовые, культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно–исторические взаимоотношения народов (историческая этнография). Как наука оформилась в XIX в.
Этнология – наука о духовной культуре и жизни этносов, их психологических особенностях и исторических связях.
Этнос – коллектив людей, возникающий и исчезающий в историческом времени.
Анимизм – вера в существование душ и духов.
Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.
Архантроп – обобщенное название питекантропов, синантропов, антлантропов и других сходных с ними по уровню эволюционного развития и характеру культуры древних ископаемых людей, живших 650-350 тыс. лет назад. Речевое общение находилось у них на ранней стадии развития.
Гиксосы – кочевые азиатские племена, около 1700 г. до н.э. завоевавшие Древний Египет. В начале XVI в. до н.э. господство гиксосов было ликвидировано древними египтянами.
Гипостиль – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.
Магия – стремление воздействовать на людей, животных, явления природы в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний, пассов и т.д., связанных с верой в сверхъестественную способность воздействия колдуна, шамана, жреца и др. на людей и явления природы. Делится на "белую" (обращение к "добрым духам") и ч ерную (обращение к "злым духам").
|
Неоантроп – обобщенное название людей современного типа (Homo Sapiens), ископаемых и ныне живущих.
Палеантроп – обобщенное название ископаемых людей (неандертальцы, кроманьонцы и др.), обитавших в Азии, Африке и Европе и живших 250 – 35 тыс. лет назад.
Религия – одна из форм общественного сознания и духовной культуры общества. Более или менее стройная система представлений, настроений и действий, выражающих признание человеком существования неземных сверхъестественных сил, Бога. Религиозные действия относятся к области религиозного поклонения или культа, совокупности религиозных обрядов, жертвоприношений, молитв и т.д. Вера в сверхъестественное составляет основу любой религии как части духовной культуры и жизни общества.
Сакральный – священный, относящийся к религиозному культу; обрядовый.
Тотемизм – древнейшая форма религии, комплекс верований и обрядов раннеродового строя, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и видами животных, растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами).
Фетишизм – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных по представлениям верующих сверъестественными свойствами.
Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общестенно-исторической деятельности и культуры.
Экзогамия – запрет браков в пределах одного коллектива. Возникла как экзогамия рода; обычно сочеталась с эндогамией племени.
|
Эндогамия – брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытнообщинного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов.
Аллювий (аллювиальные отложения) – отложения постоянных и временных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломочного материала (галечник, гравий, песок, суглинок, глина).
Варна – четыре основные сословия, выделившиеся в древнеиндийском обществе (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставшие основой кастовой системы.
Дао – в конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенства, совокупность морально-этических норм; в даосизме – первооснова мира, закон природы.
Зиккурат – культовая башня в Двуречье.
Иероглифы – древние рисунчатые знаки египетского письма, используются во многих других неалфавитных письменностях, в частности, китайской.
Карма – 1) сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения; 2) влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.
Каста – в странах Востока – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.
Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
Пиктографическое письмо – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков; не является средством фиксации какого-либо языка.
Сансара – одно из понятий индийской религии и религиозной философии, – перевоплощение души или личности в цепи новых рождений; осуществляется по закону кармы.
Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.
Ступа, буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы (канонический тип), позже – колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и другие.
Агора (agora) – народное собрание у древних греков, а также название площади, где оно проходило. По ее сторонам строились храмы, здания, в которых размещались государственные учреждения, портики с торговыми лавками.
Академия (греч. Academia) – название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Ведет начало от наименования северо-западного пригорода Афин, где находились роща и храм, посвященные мифологическому герою Академу, в дальнейшем гимнасий и сад, обнесенный стеной, с жертвенниками Музам, Прометею, Эроту и святилищем Афины. Около 387 г. до н.э. Платон купил гимнасий и создал школу, получившую название Академия Платоновская и просуществовавшую почти тысячу лет – до 529 г. н.э. В XVII в. в Европе сформировались первые академии наук, высшие научные учреждения. В России Академия наук была основана в Петербурге в 1724 г.
Акведук (лат. aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод для подачи воды к населенным пунктам. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.
Акрополь (греч. akropolis [akros крайний – polis город]) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно возводились храмы божеств, покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах.
Античность (от лат. antiquus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более широком значении – греческая и римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима).
В эпоху Возрождения древнегреческое и древнеримское искусство стали называть античным. Античное искусство зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в эпоху рабовладельческой демократии Древней Греции в V–IV вв. до н.э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, на Ближний и Средний Восток. Сложившиеся традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили продолжение и развитие в искусстве Древнего Рима.
Апсида (абсида) – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.
Аркада (от франц. arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Применяются для устройства открытых галерей.
Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах в VII в. до н.э. коллегия архонтов состояла из 9 лиц. В V в. до н.э. утратили свое значение.
Базилика (от греч. basikike – царский дом, в Афинах – портик, где заседал архонт-басилей) – вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть которого, прорезанное окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом в базилику – поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ (апсида). В Древнем Риме базилики служили судебными зданиями, рынками, биржами и т.д. В дальнейшем архитектурный тип базилики был широко использован при строительстве христианских храмов. Они получили широкое распространение в византийской, сирийской, романской, готической архитектуре.
Камеи – камни с выпуклым рельефным изображением, использовавшиеся исключительно в декоративных целях, появляются с конца IV в. до н.э. Особого расцвета это искусство достигает в эпоху эллинизма. Камея Гонзаго создана в Александрии в III в. до н.э. и изображает обожествленных правителей Египта – Птоломея II Филадельфа и его жену Арсиною. Неизвестный резчик-виртуоз в рельефе передал идеализированный облик царя и царицы, прекрасно использовав природную расцветку трехслойного камня – сардоникса. История знаменитой камеи прослеживается лишь начиная с XVI в, когда она принадлежала Изабелле д¢Эсте – жене мантуанского герцога Гонзаго – отсюда и ее название.
Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. В "Политике" он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, у них возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели "получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием..."
Колизей, Колоссей (от лат. colosseus – громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев в Риме – памятник древнеримской архитектуры (75–80 гг. н.э.). Включает эллиптическую в плане арену и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50 тыс.). Предназначался для боев гладиаторов и других зрелищ. При строительстве Колизея использовали туф, мрамор, кирпич, бетон. Сильно разрушен в последующие эпохи.
Метеки – в Древней Греции чужестранцы и отпущенные на волю рабы, лично свободные, но не обладавшие гражданскими правами. Они не имели, например, права на покупку земельной собственности в Афинах. Так, метек-Аристотель не мог приобрести в свое владение Ликей, где им была открыта (около 385 г. до н.э.) философская школа, поэтому Ликей был куплен его учеником Феофрастом на свое имя. Зато в Афинах поощрялись занятия метеков ремеслами, что способствовало укреплению экономики и финансов полиса. Среди метеков встречались рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.
Ордер (архитектурный) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер имеет несущие части (колонна с капителью, базой, пьедесталом) и несомые (фриз, карниз, архитрав). Различают дорический, ионический и коринфский ордера.
Пантеон (лат. Раntheon, от греч. Pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) в Древнем Риме – храм "всех богов"; 2) усыпальница выдающихся людей (в Риме, Париже, Лондоне – в Вестминстерском аббатстве). В Риме Пантеон – памятник древнеримской архитектуры, построенный в 125 г. н.э. на месте одноименного храма. Римский Пантеон представляет собой величественную ротонду, перекрытую полусферическим куполом диаметром около 43 м, в центре которого девятиметровое отверстие, через которое освещается интерьер. Вход в него подчеркивает портик из 16 коринфских колонн. В средние века Пантеон был превращен в церковь, а в дальнейшем стал национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства. В 1755–1789 гг. в Париже архитектор Ж. Суфло построил гигантскую церковь с грандиозным куполом. В 1791 г. Национальное собрание Франции решило похоронить в этом храме одного из депутатов – О. Мирабо, видного лидера революции, депутата от крупной буржуазии в парламенте. Было решено хоронить впредь в этой церкви всех великих людей Франции. Храм стал Пантеоном. В нем похоронены Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В. Гюго, Э. Золя и другие. В Англии пантеоном стало Вестминстерское аббатство с церковью, построенной в готическом стиле, в России – Архангельский собор Московского Кремля и Собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Парфенон (греч. Parthenon, от parthenos – дева) в Афинах – памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос и главный храм афинского полиса. Возведен на скале Акрополя в 447 – 438 гг. до н.э. в ознаменование победы над персами. Представляет собой окруженный колоннадой мраморный храм (30,89´69,54 м), отличающийся спокойной величественностью и совершенством архитектурных форм, гармонией частей, соразмерной масштабу человека, искусным соединением дорического и ионического ордеров (высота колонн 10,43 м). Интересны горельефы храма, выполненные под руководством Фидия (завершены в 432 г. до н.э.). Разрушен в 1687 г. при осаде Акрополя венецианцами. В 1801 – 1803 гг. большая часть сохранившихся скульптур вывезена в Великобританию (с 1812 г. находится в собрании Британского музея Лондона).
Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма. Внутри он обычно состоял из пронаоса (преддверия, полуоткрытой части античного храма) и наоса (целлы, внутреннего помещения античного храма, где находилось изваяние божества).
Перистиль (от греч. peristylos – окруженный колоннами, от peri – вокруг и stylos – столб) – прямоугольный двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э.
Портик (от лат. portikus) – часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие. Портик обычно завершается фронтоном или аттиком. Широко были распространены в античную эпоху, когда сооружались также отдельно стоящие портики (так называемые "стоя"). Особое значение портики получили в европейской архитектуре XVIII – первой половине XIX вв. (преимущественно в классическом стиле).
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – древний вид изобразительного искусства. Имеет объемную трехмерную форму из твердых или пластических материалов. Главные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения. Различаются круглая скульптура (статуя, статуэтка, группа, торс, бюст), и рельеф (барельеф, горельеф), где изображение располагается на плоскости. Подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, станковую.
Стоя, стоа (греч. stoif, stoa), в античной архитeктуре длинная галерея-портик, обычно с 1 – 2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Нередко украшались статуями и живописью.
Театрдревнегреческий (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – предназначался для театральных представлений. Имел три основные части: орхестра (круглая площадка с алтарем посредине, означавшая одну из основных функций хора – orcheisthai, т.е. плясать, или делать мимические телодвижения); зрительные места, называвшиеся театром (от слова "смотреть"), как правило, располагавшиеся на склоне холма; скена (буквально означавшая слово "палатка"), первоначально – деревянная палатка для театральной бутафории, из которой актеры-драматурги выходили на площадку орхестры для исполнения своих ролей.
Термы – общественные бани в Древнем Риме, являлись также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложился ко II в. до н.э. В их состав входили горячие (кальдарий), теплые (тепидарий) и холодные (фригидарий) бани, парильни, раздевальни, вестибюль, залы для занятий спортом, проведения собраний. Эти помещения располагались симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами. Площадь главного здания терм Каракаллы в Риме составляла прямоугольник 216´112 м, диаметр купола 35 м. В термах использовались термальные воды.
Триумфальные арки появились в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний въезда победителей (арки Тита, 81 г., Константина, 315 г. и др.). Обычно имели один или три пролета, перекрывались полуцилиндрическими сводами; завершались антаблементом и аттиком, украшались скульптурами и памятными надписями.
Форум в Древнем Риме – площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни. Здесь находились храмы главных богов – покровителей города, базилики для суда и других целей, здания для заседаний сената или городского самоуправления. Развиваясь с VI в. до н.э., в императорский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли, окаймленные портиками и украшенные статуями.
Августинцы (латин. augustiniani) – один из "нищенствующих" католических орденов, принявший в XIII в. устав, ложно приписываемый св. Августину. Был создан папством в противовес францисканцам и доминиканцам.
Агиография (от греч. hagios – святой и grapho – пишу) – биографии ("Жития") святых.
Алтарь (греч. altaria, от altus – высокий) – жертвенник, возвышение для жертвоприношения. Первоначально алтари представляли собой земляную насыпь или груду камней на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме их стали украшать барельефами и другими скульптурными изображениями. На ранней стадии христианства алтарь был столом, затем – более возвышенная часть храма, на которой совершалась бескровная жертва евхаристии. С IV в. часть храма, где находился алтарь, стала отделяться от остальной его части особой оградой или декоративной стенкой. В православной церкви название алтаря присвоено части храма, огражденной иконостасом. В католической и протестантской церквях алтарем называется стол для совершения евхаристии, в православной церкви именуемой престолом. Главный алтарь воздвигается посредине восточной стороны храма, на возвышении, а другие ставятся в боковых приделах и криптах. Реформаторская церковь вернулась к алтарю в виде простого стола ранних времен христианства. Алтарь имеет три входа-двери, завешанные особыми завесами. Центральный вход называют царскими вратами, через который могут входить только священнослужители и православный царь. Мирянам вход в алтарь через царские врата воспрещается.
Баптистерий (греч. – купель) – крещальня, помещение для крещения в христианском храме. В западноевропейских странах – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершающееся куполом.
Бенедиктинцы (латин. Ordo santi Benedicti) – старейший из католических монашеских орденов, основанный в Монтекассино (Италия) Бенедиктом из Нурсии в 530 г. Бенедиктинский устав требовал постоянного пребывания монахов в монастыре, воздержания и послушания, предписывал физический и умственный труд. Орден сыграл большую роль в развитии католического богословия, укрепления католической церкви и папства.
Ваганты (лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Европе бродячие студенты, школяры и низшие церковные клирики (служители). XI – XII вв. – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной, в основном песенной, поэзии вагантов. Преследовались официальной церквью.
Вышгород – внутренняя крепость, кремль, детинец в Восточной Европе
Доминиканцы (позднелат. dominicani, или fratres praedicatores – братья-проповедники) – монашеский орден в католической церкви. Основан монахом Домиником и утвержден папой Гонорием III в 1216 г. В 1232 г. доминиканцам была передана инквизиция. Они вели борьбу с ересями и вольнодумством в университетах, вмешивались в борьбу городов, императоров и пап.
Донжон – главная башня в средневековом укрепленном замке, служившая жилищем феодалу и последним убежищем во время осады.
Замок – укрепленное жилище феодала, состоящее из одного или нескольких сооружений, в развитой форме – из двора, обнесенного стеной с башнями, главной башни (донжона), помещений для жилья, капеллы, подсобных помещений.
Инквизиция (от лат. inquisitio – розыск) – в католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями, применявшее пытки и ведшее тайное судопроизводство. Лиц, объявлявшихся еретиками, обычно сжигали на кострах.
Капелла (позднелат. captlla) – 1) католическая или англиканская часовня. Может быть небольшим, отдельно стоящим сооружением или помещением в храме (в боковом нефе, обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.п.; 2) хор певчих; коллектив исполнителей-инструменталистов.
Кармелиты – католический монашеский орден, основанный во второй половине XII в. в Палестине. Первоначальная резиденция на горе Кармель, отсюда название.
Крипта (от лат. crypta, от греч. krypta) – в первые века христианства капелла в катакомбе, в которой погребались святые и мученики, проходили молитвенные собрания верующих. В западноевропейской церковной архитектуре особые помещения – род склепов со сводами и подпирающими их столбами или колоннами. Устраивались под алтарной, хоровой частью храмов. Служили для погребения уважаемых и знатных покойников, главным образом – для отправления богослужения и потому имевшие один или несколько алтарей.
Миннезингеры (старонем. Minnesinger – певцы любви) – придворные рыцарские поэты и певцы в германских странах средневековой Европы.
Орден (латин. ordo – ряд, порядок) – монашеская католическая организация с определенным уставом; католическая средневековая рыцарская организация, носящая полумонашеский характер.
Трубадур (франц. troubadour, от прованс. trobador) – средневековый провансальский поэт-певец; искусство трубадуров зародилось в Провансе, достигло расцвета в XI-XIII вв.; трубадуры воспевали рыцарскую доблесть и любовь.
Университет (от лат. universinas – совокупность) – высшее учебно-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям экономики и культуры. Первые университеты появились в XI-XII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России – Академический (1726-1766 гг., Петербург) и Московский (1755 г.). В 1916 г. в России было 11 университетов.
Францисканцы (латин. franciscani) – члены первого нищенствующего католического ордена, основанного в Италии в 1207-1209 гг. Франциском Ассизским. С основания ордена берут начало нищенствующие ордена. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией.
Христианство – одна из мировых религий. Возникло в I тыс. н.э. в Восточной провинции Римской империи – в Палестине – как религия угнетенных. В IV в. стала государственной религией Римской империи. Имеет три основные направления: католицизм, протестантизм и православие. Общий объединяющий признак христианских вероисповеданий и сект – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть – Новый завет). Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвещение, священство (посвящение в священники).
Католицизм, одно из основных направлений в христианстве, распространено в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Литве, многих странах Латинской Америки. Разделение христианства на католическую и православную церкви произошло в 1054-1204 гг. В XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Центр – Ватикан, глава – Папа римский. Особенности католичества: добавление в догмат о Троице (об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына); наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непорочности папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат, т.е обязательное безбрачие католического духовенства.
Протестантизм (от лат. protestans, protestantis – публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др. ). Для него характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, в т.ч. в украшении церквей (кирх), отсутствие монашества, целибата. В протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено в двум (крещение и причащение, в англиканской церкви три таинства – крещение, причащение и церковной брак).
Православие, одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную с центром в Риме и на Восточную с центром в Византии. Богословские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. В середине XVII в. от Русской православной церкви отделилась часть верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Совокупность религиозных групп и церквей, не принявших реформ Никона, стали именовать старообрядцами, или раскольниками. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Делится на несколько течений, толков и согласий.
Церковь (от греч. kyriake (oikia), букв. – божий дом) – в узком смысле – здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь. В широком смысле – особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Часовня – небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря (в часовне читаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятником, ставились в городах, в деревнях, на кладбищах, на дорогах, устраивались в богатых домах.
Агиография –наука, занимающаяся изучением жизни святых.
Акафист – церковные песнопения, в которых прославляются святые.
Апсида (абсида) – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.
Боярская дума – 1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV – начала XVIII в. – постоянный сословно-представительный совещательный орган аристократии при великом князе (царе), обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.
Глава (также маковица) – верхняя часть церкви; может иметь различную форму (в арабской архитектуре – грушевидную, армянской и грузинской – пирамидально-многогранную, в русской – луковицеобразную). Число глав над русской православной церковью имеет символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три – во имя Пресвятой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа (главу церкви) и четырех евангелистов, семь – семь таинств или семь вселенских соборов, девять – чины ангельские, тринадцать – в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.
Иосифляне – церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV – середины XVI в. Идеолог течения – Иосиф Волоцкий. Сторонники отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Иосиф Волоцкий считал, что поскольку большая часть дня монаха уходила на богослужение, вполне законно и необходимо, чтобы монастыри владели землей и селами для того, чтобы "церковную утварь создавать, святые иконы, и священные сосуды, и книги, и ризы, и братию кормить... и нищих, и странников, и путников кормить, и милостыню давать" и т.д. Он был сторонником богатого внешнего и внутреннего убранства храмов (росписи, иконы), обеспечения обители книгами и т.д.
Противоположным иосифлянам течением выступали нестяжатели (заволжские старцы), проповедовавшие аскетизм, уход от мира; нестяжатели выступали за отказ церкви от земельной собственности. Идеологами этого церковно-политического течения были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и др. Н. Сорский высказывал мысль о том, "чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням, а на жизнь зарабатывали рукоделием". Нестяжательство осуждено на церковных соборах 1503 и 1531 гг.
Исихасты (от греч. – покой, безмолвие, отрешенность) – безмолвики, молчальники. Они появились одновременно с монашеством. В IV в. в Византии возникло течение исихазм – о пути к единению человека с Богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания, которые ведут к божественному озарению, дающему возможность человеку усовершенствоваться по подобию Божию.
Канон (греч., буквально – прямой шест) – 1) свод основных положений, правил, имеющих аксиоматический или догматический характер; 2) в широком смысле все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда отношение к творениям отдельных отцов церкви; 3) особая группа христианских богослужебных песнопений, входящих в состав церковной службы. Состоит из 9 песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого.
Кондак – первоначально так назывались свитки исписанного с обеих сторон пергамента, а затем данное название получили краткие православные песнопения на тему праздника или жизни святого. Кондак исполняется на утрене после третьей и шестой песен канона, а также на литургии.
Кормление – на Руси система содержания должностных лиц (наместников и волостелей) за счет местного населения. Ликвидирована земской реформой 1555–1556 гг.
Местничество – система распределения служебных мест в Русском государстве, существовавшая в XIV–XV вв., при назначении на придворную, военную и административную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682 г. царем Федором Алексеевичем.
Парсуна – условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, техникой исполнения и образной системой мало отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками. Как правило, парсуны писались живописцами Оружейной палаты – С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым и др.
Патерики – в византийской аскетической литературе так назывались сборники, состоявшие или из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители, или из кратких аскетически-нравоучительных "слов" этих отцов церкви, или и тех и других.
Приказы – 1) органы централизованного управления в России с XVI до начала XVIII в., когда Петр I заменил их коллегиями; 2) местные органы дворцового управления в XVI–XVII вв.
Славяно-греко-латинская академия – Открытие школ в Заиконоспасском и Богоявленском монастырях и при Печатном дворе привело в 1687 г. к созданию Эллино-греческого училища (его еще называли Эллино-греческой академией). Со временем статус училища был поднят до академии, что стало первым опытом организации в России высшего учебного заведения. Тогда его торжественно именовали "Московские новосияющие Афины". Училище замышлялось как светское учебное заведение. Оно должно было давать широкое общее образование.
В XVII в. в академии преподавали греческий (в качестве основного), латинский, старославянский языки, богословие, "семь свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В начале XVIII в. курс обучения расширили: начали изучать немецкий и французский языки, медицину, физику и другие дисциплины; латинский язык сделали основным, ибо латинский в то время был международным языком и языком научного общения.