Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
Техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля.
В технических нормативных правовых актах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.
При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.
Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются: 1) обеспечение благоприятной окружающей среды;
2) регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования
и воспроизводства; 3) предотвращение вредного воздействия на окружающую среду
хозяйственной и иной деятельности; 4) улучшение качества окружающей среды;
5) обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.
Задачей природоохранного законодательства является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Основные принципы охраны окружающей природной среды характеризуются:
1) приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; 2) научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 3) рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; 4) соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; 5) гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;
6) международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
ресурсосберегающий, инновационный тип развития; 6) усиление взаимосвязи экономики и экологии; 7) рациональное природопользование; 8) развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем; 9) экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали; 10) ведущая роль государства в осуществлении задач и целей устойчивого развития; 11) повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Для перехода к устойчивому развитию необходимо обеспечить преодоление потенциальных внутренних и внешних рисков, которые могут возникнуть в условиях нашей страны. К потенциальным внутренним рискам относятся: несовершенство правовой базы; неразвитость институтов гражданского общества; экономическая преступность; структурная деформированность экономики; недостаточно высокая инвестиционная деятельность; проблема «утечки мозгов»; неустойчивость финансовой системы и др. Основными потенциальными внешними рисками являются: острая зависимость от поставок минерально-сырьевых ресурсов, обеспечение энергетической безопасности; потеря традиционных рынков; дискриминационные меры со стороны зарубежных стран; вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка; недобросовестная экономическая деятельность ряда зарубежных компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Таким образом, концепция устойчивого развития основной своей целью ставит обращение к человеку, как творчески мыслящему индивиду, за счет расширения интеллектуальной деятельности которого возможен переход к постиндустриальному обществу.