Оценка культурно социального значения, опыта исторических традиций и организационно-методических особенностей Красносельского училища ХОМ.




 

1.1 Значение искусства художественной обработки металлов для любого государства необходимо рассматривать как комплекс следующих важнейших факторов:

-как наиболее яркое выражение культурных особенностей и бытовых традиций коренных народов, дальнейшее развитие их представленности и влияния в мировой культуре, истории и современности;

-сохранение ремесленных традиции народа в развитии технологии обработки металлов, и драгоценных металлов в том числе;

-обеспечение финансового суверенитета государства через создание национального запаса драгоценных металлов в различного вида формах его хранения и обмена,

- обеспечение соблюдения ритуальных традиций, представительства и геральдических государственных символов, государственных наград и представительских предметов дипломатического протокола;

- промышленное производство из драгоценных металлов как одна из финансово ёмких отраслей экономики;

- одно из важнейших направлений декоративного оформления произведениями художественного творчества среды, окружающей человека;

-фактор образования, культурного воздействия и воспитания через творческие произведения как памятники истории или предметы изобразительного искусства.

Все перечисленные направления, присущие художественной обработке металлов, являются не просто значимыми, а архиважными для любого государства. Что означает необходимость самого пристального внимания к их сохранению и развитию.

 

1.2 Красносельское училище — единственное, исторически состоявшееся и сохраняющее в наиболее полном объёме национальные Российские традиции практической обработки металлов в самых разных направлениях и техниках, сочетая художественную культуру с современным уровнем технологий. Главной особенностью данного учебного заведения является уникальный опыт воспитания профессиональных кадров высшего исполнительского мастерства обладающих глубокими знаниями в области культуры и изобразительного искусства с одновременным изучением различных технологий и материаловедения, закреплённых практическим опытом.

Важно, что всё это было обеспеченно высокопрофессиональной подготовкой на учебных предметах изобразительного искусства, теории композиции, истории искусств и народных промыслов. Это учебное заведение - истинно национальное достояние, просуществовавшее уже более 120 лет, сохранившее опыт, передаваемым из рук в руки в течении нескольких поколений.

 

1.3 Необходимо четко отметить, что отличительными особенностями традиционной подготовки учащихся Красносельского училища являлось все, что относилось к воспитанию в учениках стремления к самореализации, через творчество в любых его проявлениях и совершенствование собственного исполнительского уровня в среде обеспечивающей и соперничество и высокие ориентиры для достижений и взаимную дружескую поддержку. Изобразительные искусства, проектирование объектов и пространств, сценическое творчество, музыка, танец, спорт, техническое моделирование, искусство рекламы и ещё много самых неожиданных направлений наполняли учебную среду. Большая часть из них входила в процесс обучения абсолютно неформальным образом, в череде обычных дней жизни большого коллектива. Но это была жизнь наполненная удивительными результатами и формирующая неординарные судьбы. Успех достигался преподаванием в уникальных условиях полного погружения в творческое сообщество, отделённое от влияния современной техногенной среды и создающее абсолютно физическое ощущение самих себя внутри гармонии окружающего мира и способными к взаимодействию с ним.

...«Успешность развития и социализации молодого человека в процессе его обучения в системе общего и профессионального образования зависит не только от успешности реализации уставных образовательных программ, но и от того, насколько она способна приуменьшить или нивелировать отрицательное влияние среды на личность.

Выделяют множество факторов, влияющих на социализацию личности. Образовательное учреждение, наряду с семьей, ближайшим окружением, сверстниками, относится к микрофакторам социализации. Микрофакторы влияют на человека через так называемых «агентов» социализации – лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. В студенческом возрасте – это родители, педагоги, близкие родственники и знакомые, друзья и сверстники.

В студенчестве микрофакторы оказывают преимущественное влияние на социализацию и развитие личности.

Среднее учебное заведение может являться эффективным фактором успешной социализации личности...»

(из работы Сазоновой И. П. «АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»)

 

Хочется тысячу раз положительно подчеркнуть факторы, сложившиеся исторически и благотворно влияющие, а именно:

- обеспеченную в учебно-жилом комплексе Красносельского училища, ограниченность от постороннего влияния внешней среды, его самодостаточную автономность в непосредственной близости к природе!

-Здесь существовала уникальная среда проживания и обучения учащихся, непрерывно наполненная самым разносторонним творчеством, самыми разносторонними общими идеями и их совместной реализацией.

-всегда присутствующее положительное влияние более подготовленных сверстников и старших товарищей, с уже сложившимся творческим мировоззрением. Этот фактор также положительно влиял на способности учащихся к социальной адаптации в современном обществе, способность чувствовать себя уверенно в различных жизненных условиях.

-Особо важно и полезно постоянство присутствия рядом преподавателей — художников и мастеров, проживающих в пределах комплекса учебного заведения вместе с семьями, в качестве наглядного примера грамотных и опытных мастеров в применении творческих приёмов, технологий и практических навыков.

 

1.4 Среди современных тенденций, самыми необходимыми навыками для молодых людей, многие педагоги отмечают, так называемые, «четыре К». Это важнейшие для жизни и любой профессиональной деятельности, на ближайшее будущее, навыки — коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. Историческая обусловленность всех перечисленных особенностей данного учебного заведения этим «К» не только соответствовало, а гарантированно и абсолютно органично наполняло каждого участника большого коллектива. Этому служила также возможность поступления для молодых людей - абитуриентов разных возрастов и уровня подготовки в общие группы. Совместное обучение и проживание обеспечивало образование неформальных отношений и желания соревноваться, достигать большего, преодолевать себя. Всегда было возможно получить хорошую идею, помощь и поддержку товарищей, применить или испытать свои преимущества. Общение не прерывалось и после окончания обучения старшекурсниками. Они часто помогали будущим выпускникам в планировании творческого и жизненного пути, а так же профессиональном становлении. Тёплые дружеские отношения сохраняются практически между всеми выпускниками прошлого долгие годы.

 

1.5 Одним из важнейших методов подготовки учащихся было постоянное использование наиболее способных из них в деятельности по хозяйственному содержанию и оформлению учебно-жилого комплекса училища. Это были желанные и почётные задачи, дававшие практические навыки, возможность предъявить свои качества и творческие способности в реальной жизни. Получить новые знания и, в тоже время, возможность почувствовать собственные силы и готовность к будущей жизни. Этот опыт реальных дел оставался бесценен для молодых людей навсегда. И одним из ответственных и почётных вариантов реализации его, были дипломные задания по оформлению интерьеров, самого здания училища и прилегающей территории.

 

1.6 Итогом верного направления развития учебного заведения стала приобретённая училищем известность и признание, не только на территории бывшего Союза, но и за рубежом.

-За период до изменения образовательной программы, здесь прошли подготовку в уникальных условиях несколько сотен специалистов не просто «сумевших вписаться в рыночные отношения», а чаще всего, готовых обеспечить себя и свою семью в любых критических условиях, и тем самым они доказали эффективность своей подготовки.

=В настоящие время, не смотря на достижение многими пенсионного возраста, выпускники не оставляют творческой активности. Являются членами творческих союзов. работают как мастера — ювелиры, живописцы, фотографы, дизайнеры, практически, в любом направлении искусства. Они способны выполнять кузнечные произведения и литье скульптурных объектов, занимаются ландшафтным дизайном и успешно преподают в учебных заведениях. При этом сторонние специалисты от промышленности и мастера, представляющие другие школы постоянно отмечают высокий уровень профессионализма Красносельской школы.

-Конечно многие из выпускников училища работают на ювелирных предприятиях - мастерами высокой квалификации, технологами, операторами современного высокотехнологичного оборудования, руководят производством, разработкой продукции и оснастки для массового производства.

-Очень многие создали собственные успешные предприятия и смогли обеспечить работой даже не проходивших профессиональной подготовки граждан. А те у кого не оказалось желания организовывать или получать работу на производстве, всегда имеют возможность обеспечить себя применив силы в сфере услуг.

Это показатели востребованности специалистов и надежности приобретенной квалификации.

Уровень подготовки описываемого периода до сих пор постоянно подтверждается профессиональными успехами выпускников тех лет, их постоянными победами в самых престижных конкурсах, не только среди предприятий представляющих собственные промышленные образцы, но и в творческой среде самых значимых российских и международных авторов.

 

1.7 Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит многопрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека (чаще вынужденное), в дальнейшем поменять профессию или повысить квалификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения, не хватит на весь трудовой путь. Но выпускникам училища многопрофессионализм был заложен изначально, с первого курса их обучения. Профессионализм художника по металлу — это соблюдение культурных традиций, владение принципами гармонии, широкое знание материаловедения и технологий, а также, виртуозное владение ручными инструментами в разных техниках, что обеспечивали знания, входящие в прежнюю программу, нацеленную на овладение широким спектром разных технологий, обеспечивших легкость работы с металлом — самым сложным материалом, поскольку самым твёрдым и пластичным одновременно.

 

1.8 Большой ошибкой является происшедшая реорганизация прежде всего потому что административным решением, художественное училище, прославившее российскую школу высшего исполнительского мастерства, преобразовано в «...профессионально- технический техникум для подготовки рабочих кадров, востребованных на рынке труда...». Что непосредственно заявляют учредительные документы «филиала».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: