Об искажении целей программы обучения в Красносельском училище ХОМ




 

При произошедших изменениях главной ошибкой, является то, что в определении целей образовательной программы училища ХОМ, была пересмотрена и отменена истинная задача — изобразительного художественного образования. Основной стала считаться подготовка к использованию выпускников лишь в ювелирной промышленности, как участников технологического процесса. Вот выдержки из Положения и Плана развития:

«...Из числа педагогического коллектива 14 человек закончили Красносельское училище в разные годы, что важно для сохранения традиций красносельского ювелирного промысла...»

«...Среднее учебное заведение предлагает востребованные на рынке труда специальности...»

«...Анализ трудоустройства по специальности показывает, что

сегодня на рынке труда востребованы специальности ювелирной отрасли, по которым ведется подготовка в училище...»

«...Это связано, прежде всего, с потребностью рынка труда Костромы и Красного-на-Волге, где сосредоточено более 300 ювелирных предприятий...»

«...Педагогический состав Красносельского училища художественной обработки металлов на протяжении более, чем 100 лет осуществляет подготовку специалистов для ювелирных предприятий...»

Казалось бы всё правильно, но «телега оказалась впереди лошади» потому, что история, на самом деле была несколько иной...

Когда в 1897 году был образован класс технического рисования, основателем класса был выпускник Строгановского училища Монастырский С. Г., он подготовил программы обучения с целью поднять художественное образование ювелиров для развития их мастерства до уровня произведений высокого искусства — тем самым расширив для них социальные возможности. Это то, что обеспечило появление замечательных произведений, которые мы можем увидеть сегодня и в коллекции музейных экспонатов училища. Его идея, в итоге, привела к возникновению знаменитой школы, опирающейся на твёрдый фундамент народных промыслов и за счет качественного классического художественного образования обеспечила появление высших достижений в искусстве обработки металла. Училище воспитывало Художников прежде всего! И это была дорога вверх до бесконечности!

Сегодня же мы видим обратный процесс - художественное образование обрублено под потребности ювелирного рынка рабочей силы. Может быть в ювелирной промышленности сохранились рабочие места для скульпторов, живописцев или балерин?

Стремление промышленности к снижению издержек и технологичности, уже приведшее большинство заводов к кризису перепроизводства, привело и к отказу училища от преподавания редчайших специальностей, требующих индивидуального мастерства художника, а не простого исполнительства. Мастер - ювелир в промышленности и мастер - ювелир создающий произведения искусства имели одну и туже специальность в дипломе, но один из них - Художник-Мастер, а это область изобразительного искусства, тот же скульптор, музыкант, актёр. Здесь речь о высшем исполнительском мастерстве, а значит имеет отношение не только к промышленности, но к развитию культуры и даже к престижу государства.

Однако, нельзя рассматривать выпускаемых здесь специалистов только как представителей лишь сферы искусства и культуры. Правильным будет понимание того, что полный объем знаний и навыков состоял из четырёх параллельных частей:

- одной части курса изучения общих основ изобразительного искусства;

- второй, неотъемлемой части, из промышленных технологий, знания свойств различных используемых материалов и способов массового производства продукции из металлов;

- третьей частью было освоение навыков технического и художественного проектирования будущих произведений;

- и четвёртая была основной - наработка практического мастерства исполнения в различных техниках.

Ни одно из других видов искусства и в том числе народных промыслов, не могут сравниться по количеству необходимых знаний и навыков профессионального художника по металлу. И для этих целей здесь должны готовиться специалисты — одновременно, и художники, и технологи, и практики, и дизайнеры, и управленцы. Ведь по частям в этой профессии достойно не получится, шагами пропасть не перепрыгнуть!

 

Специалистов - что выходят из училища сегодня, готовят во многих учебных заведениях страны, а так же профильных частных школах, да и сами предприятия вполне справляются, организовать для себя курсы подготовки работников, не сильно уступающих в умении нынешним красносельским выпускникам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: