Системный анализ в политической науке.
Структурный функционализм как методологическая основа теории политической системы.
Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.
Явные и латентные функции политической системы.
Коммуникации политической системы.
Структуры “входа” и структуры “выхода” политической системы.
“Структурные альтернативы” политических систем.
Характер и содержание процессов политической институционализации.
Условия политической стабильности и методы ее обеспечения.
Политическая стабильность советской и российской политических систем: сравнительный анализ.
Основная литература
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: Учебное пособие / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. М., 2002. С. 74 – 89.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2003. Гл. 6.
Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.
Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. М., 1994. Гл.I.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. М., 1997. Лекция 11.
Политология: учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. М., 2003. Гл. 7.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2000. Гл. 11.
Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. I. Гл. II-IV. Ч. II. Гл.I. Разд.II.
Галкин А.А. Стабильность и изменения сквозь призму культуры мира // Полис. 1998. № 5.
Камалов М.М. Системный структурный функционализм Габриэля Алмонда как методология сравнительного политического анализа // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 6.
Дополнительная литература
Гончаров П.К. Национальная доктрина возрождения и оптимальная модель политической системы как концептуальная модель реформирования России // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 3.
|
Давыдов А.А., Чураков А.Н. Анализ процессов «входа»-«выхода» в социальных системах // Социс. 1999. № 5.
Дерлугьян Г. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение // Полис. 2000. № 3.
Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 3.
Макарычев А.С. Стабильность и нестабильность при демократии: методологические подходы и оценки // Полис. 1998. № 1.
Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии исследования // Полис. 2002. № 2.
Пушкарева Г.В. Политическая система: синергетический подход // США: экономика, политика, культура. 2001. № 11.
Распопов Н.П. Социально-политическая стабильность региона - субъекта РФ // Полис. 1999. № 3.
Риггс Ф.У. Непрочность режимов “третьего мира” // Международный журнал социальных наук. Сравнительная политология. 1993. № 3.
Чуль Х.Е. Стабильность и легитимность при Брежневе: модель режима дрейфующего типа // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.
Тесты
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) артикуляция интересов;
б) политическая стабильность;
в) эффективность политической системы;
г) политическая функция;
д) поддержка;
е) политическая адаптация;
ж) политическая роль;
з) агрегирование интересов;
|
и) структурная дифференциация;
к) политическая система;
л) политическая коммуникация;
м) политическая структура;
н) рекрутация.
1) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
2) лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
3) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
4) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
5) отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе;
6) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
7) предписанные ожидания политического поведения, в соответствии с занимаемым политическим статусом;
8) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе (Д. Истон); «совокупность институтов (таких как парламенты бюрократии и суды) которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп» (Г. Алмонд).
9) процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим решения;
10) совокупность взаимодействий, образующих политическую систему;
11) устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться, реагировать на воздействие окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность принимать и реализовывать властные решения;
|
12) полезная деятельность, вклад отдельной структуры в политическую жизнь или политическую систему в целом;
13) придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы.
2. Согласно Г. Алмонду, политическая система представляет собой:
а) совокупность институтов (таких как парламенты бюрократии и суды) которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;
б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;
г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
3. С точки зрения теории Д. Истона, политическая система – это:
а) совокупность институтов (таких как парламенты бюрократии и суды) которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;
б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;
г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
4. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов:
а) придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы;
б) процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;
в) выражение лояльности по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
г) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем.
5. Придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы – это содержание процесса:
а) политической социализации;
б) политической коммуникации;
в) артикуляции интересов;
г) агрегирования интересов.
6. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции политической коммуникации?
а) выработка новых норм и правил;
б) информирование населения о проводимой политике;
в) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
г) принятие наиболее важных решений.
7. Какая из нижеперечисленных структур не относится к структурам «входа»?
а) политическая партия;
б) исполнительные органы власти;
в) группы интересов;
г) законодательные органы власти.
8. Какая из нжеперечисленных структур не относится к структурам «выхода»?
а) исполнительные органы власти;
б) бюрократия;
в) группы интересов;
г) суд.
9. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «входа» политической системы?
а) принятие решений;
б) артикуляция интересов;
в) исполнение решений;
г) контроль за исполнением решений.
10. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «выхода» политической системы?
а) артикуляция интересов;
б) агрегирование интересов;
в) политическая социализация;
г) контроль за исполнением решений.
Вопросы и задания
1. Какие гносеологические и социальные условия обусловили возникновение теории политической системы?
2. Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы:
а) система – это сумма частей, ее составляющих;
б) система – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство;
в) система – это относительно замкнутое, автономное целое;
г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
д) любая система взаимодействует с окружающей средой;
е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий;
ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.
3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:
а) международная система культуры;
б) международные социальные системы;
в) социальная структура;
г) система культуры;
д) международная экономическая система;
е) демографическая система;
ж) международная социальная структура;
з) биологическая система;
и) международные биологические системы;
к) социальные системы;
л) экологическая система;
н) международные политические системы;
о) международная демографическая система?
Заполните таблицу.
Таблица 1.
Окружающая среда политической системы
Внутренняя среда | Внешняя среда |
1..... | 1. … |
2..... | 2. … |
3..... | 3. … |
5. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?
а) политическая власть; е) политическая культура;
б) экология; ж) политические партии;
в) внешняя среда; з) государство;
г) политика; и) связь-коммуникация;
д) международное сообщество; к) политический результат.
6. Опишите механизм функционирования политической системы.
7. Что понимается под “входом” в политическую систему, а что – под “выходом”?
8. Политическая система состоит из совокупности подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.
9. Какое значение имеет понятие “структура” в теории политической системы?
10. Какое значение имеет понятие “функция” в теории политической системы?
11. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.
12. Могут ли внешне схожие структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.
13. Могут ли различные структуры политической системы выполнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.
15. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?
16. Используя нижеприведенную схему, определите, какие структуры выполняют функции «входа» и «выхода» в политической системе.
Схема 2.
|
Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:
Таблица 2.
Функции «входа» и «выхода» политической системы
Функции “входа” | Функции “выхода” |
1..... | 1. … |
2...... | 2. … |
3..... | 3. |
17. Какие из названных структур выполняют функцию артикуляции интересов?
а) суд;
б) избирательные системы;
в) правительство;
г) законодательные органы;
д) политические партии;
е) группы интересов.
18. Современные политологи выделяют несколько форм артикуляции интересов. Охарактеризуйте, используя таблицу 3, взаимосвязь между формами артикуляции интересов, масштабами артикуляции и уровнем давления на элиту.
Таблица 3.
Формы артикуляции гражданами своих интересов
Форма артикуляции | Масштаб интересов | Уровень давления на элиты |
Голосование на выборах | Широкие, коллективные решения относительно лидеров правительства и их программ | Умеренное, но несфокусированное давление |
Неформальная группа, социальное движение | Коллективное действие, направленное на достижение общего интереса | Сильное давление |
Непосредственный контакт | Как правило, конкретная, личная проблема | Слабое давление |
Протестная деятельность | Активно выраженная поддержка особых интересов | Высокое давление |
* Алмонд Г, Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология. Мировой обзор: Учебное пособие / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. М., 2002. С. 123.
19. Какие из перечисленных структур выполняют функцию агрегирования интересов?
а) законодательные органы; г) группы интересов;
б) политические партии; д) правительство;
в) избирательные системы; е) суд.
20. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?
а) избирательные системы; г) суд;
б) законодательные органы; д) группы интересов;
в) политические партии; е) правительство.
21. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
22. Некоторые ученые утверждают, что демократические системы в большей степени ориентированы на функции “входа”, а авторитарные - на функции “выхода”. Можно ли согласиться с подобным утверждением? Обоснуйте свой ответ.
23. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую систему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Tребования можно классифицировать на требования, касающиеся распределения благ и услуг; требования, связанные с регулированием поведения; требования в сфере коммуникации и информации. Раскройте содержание этих требований.
24. Представьте модель политической системы, в которой отсутствует такой компонент как “требования”. Опишите возможные варианты функционирования такой модели.
25. В стране Х функционирует политическая система, в которой поступающие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов?
26. Как известно, политическая система “производит” политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.
Вид политики | Цели политики | Содержание политики |
Экстраординарная (“добывающая”) политика | … | … |
Дистрибутивная (“распределяющая”) политика | … | … |
Процедурная (“административная”) политика | … | … |
27. Рассмотрите основные критерии эффективности политической системы. Проанализируйте способности российской политической системы:
а) к мобилизации ресурсов;
б) контролировать поведение индивидов и групп;
в) распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы;
г) сохранению и воспроизводству ценностей.
28. Какой из типов стабильности является идеальным и не встречается в действительности?
а) динамическая стабильность;
б) мобилизационная стабильность;
в) абсолютная стабильность;
г) статистическая стабильность.
29. Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабильность. Какая из них основывается на легитимности, а какая – на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?
30. Означает ли наличие стабильности политической системы отсутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.
31. Выберите из приведенного перечня условий те, которые способствуют укреплению политической стабильности.
а) отсутствие оппозиции;
б) обеспечение возможности участия групп и индивидов в формировании власти;
в) легитимность политической власти;
г) низкая степень институционализации;
д) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;
е) отсутствие политических прав и свобод в обществе;
ж) высокие показатели экономического развития и удовлетворенность большинства общества своим уровнем жизни;
з) наличие классового типа стратификации;
и) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;
к) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответствии с ними;
л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;
м) устойчивая и эффективная система политической социализации.
32. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирование; политическое манипулирование; диалог с оппозицией, применение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопоставьте их по степени результативности.
Деловая игра
«Определение уровня политической стабильности
Российской Федерации»
Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эффективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность) причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система считается нестабильной.
Попытайтесь определить уровень политической стабильности для России. Для этого необходимо знать:
1) уровень легитимности власти;
2) уровень эффективности власти.
Глоссарий
Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы.
Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;
Поддержка – лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти.
Политическая адаптация – приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем.
Политическая коммуникация – распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.
Политическая роль – предписанные ожидания политического поведения, в соответствии с занимаемым политическим статусом.
Политическая система – совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе (Д. Истон); «совокупность институтов (таких как парламенты бюрократии и суды) которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп» (Г. Алмонд).
Политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы.
Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться, реагировать на воздействие окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность принимать и реализовывать властные решения.
Политическая структура – совокупность взаимодействий, образующих политическую систему.
Политическая функция – полезная деятельность, вклад отдельной политической структуры в политическую жизнь или политическую систему в целом.
Рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе.
Система – совокупность устойчивых взаимодействий между людьми порядок взаимозависимости компонентов.
Структура – 1) совокупность относительно устойчивых взаимоотношений между элементами системы; 2) совокупность стандартных отношений исполнителей ролей.
Структурная дифференциация – относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку. Высокий уровень с. д. является признаком современных политических систем.
Эффективность политической системы – общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать
и размещать ценности.