Глава 2. Таинство Исповеди как необходимое условие нравственного преображения




"Признавайтесь друг пред другом в проступках

и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться:

много может усиленная молитва праведного"

(Иак. 5, 16).

Таинство Исповеди было установлено Самим Господом. Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Эта благодать и была преподана апостолам и их преемникам. Однажды, явившись ученикам после Воскресения, Спаситель сказал: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23).[17]

Новозаветное учение о покаянии имеет конкретный, практический аспект: «Наблюдайте за собою, — поучает Иисус Христос. — Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17:13-14). С другой стороны, учение святых апостолов о Таинстве дополняет церковно-практический аспект. В связи с ростом христианских общин возникла необходимость покаяния для верных христиан, которые желают очиститься даже от повседневных мелких прегрешений, и вновь предстать пред Богом чистой душой. В Новом Завете есть свидетельства о прощении грехов: «...многие же из уверовавших приходили (к апостолам), исповедуя и открывая дела свои » (Деян. 19:18).[18] Апостол Петр предлагает покаяться Симону, пожелавшему за деньги получить рукоположение: «покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян. 8:22).

Священное Писание дает примеры грешников, через покаяние получивших прощение. Покаянием оправдался мытарь пред Богом; за покаяние помилована грешница, омывшая слезами ноги Спасителя. Покаянием разбойнику открыты райские двери. Покаянием апостол Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен в апостольское звание. Апостол Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли Мессию. О себе апостол Павел говорит, что он прежде был хулитель, а теперь помилован (1Тим 1:13).[19]

Рассмотрим составляющие элементы таинства Покаяния. В догматических богословских системах было принято отдельно рассматривать так называемую невидимую и видимую стороны таинств. В Покаянии невидимая сторона таинства включает, с одной стороны, раскаяние в своих грехах, а с другой — прощение грехов Богом. Видимая же сторона состоит, во-первых, в устном исповедании грехов перед священником, во-вторых, в разрешении грехов кающегося со стороны священника. Поэтому схематически структуру Таинства Исповеди можно представить следующим образом:

1) Раскаяние — 2) Исповедание — 3) Разрешение — 4) Прощение

Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

1. Прежде всего, Покаяние как Таинство следует отличать от покаяния в широком смысле, то есть того постоянного покаянного настроения, сожаления о совершаемых грехах, которое должно сопровождать христианина всегда. Участие в Таинстве Покаяния является особым поступком и особым событием на духовном пути члена Церкви. Подготовка к Таинству включает испытание совести и сознательное осуждение христианином своих греховных деяний, совершенных словом, делом или помышлением.

2. В то же время для совершения Таинства недостаточно внутреннего сожаления и раскаяния: Таинство предполагает устное исповедание грехов перед исповедующим священнослужителем. В Таинстве Покаяния человек участвует как душой, так и телом, как сердцем, так и устами, то есть всем своим существом. Грехи должны быть названы. И все же одного только перечисления грехов также недостаточно: исповедь должна быть соединена с искренним раскаянием, а также с верой и надежной на милость Божию.

3. Разрешение от грехов совершает исповедующий священник. Оно совершается через молитвы, произносимые, согласно Чину исповеди, до и после собственно исповедания грехов.

4. Но прощает грехи кающемуся Сам Богочеловек Иисус Христос. Об этом священник напоминает перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое»,[20] а священник есть только свидетель: «аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне».[21]

Таким образом, таинство Покаяния имеет целью удостоверить как искреннее раскаяние христианина в совершенных им грехах, так и непреложность прощения, дарованного кающемуся Самим Богом.[22] Благодатное действие Святого Духа, соединяющееся с действием власти, разрешающей грехи, состоит в отпущении грехов (Ин.20:23; Лк.18:14), в очищении нас от всякой неправды (1Ин.1:9). С этим действием нераздельно соединяется примирение с Богом (Лк.15:17-24; 2Кор.5:19) и восстановление или приумножение благодати, оправдывающей грешника, дарованной в крещении, но через грех потерянной или умаленной, и надежды на вечную жизнь. Все эти действия соединены между собою неразрывной связью. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает: «Назначение таинства Покаяния – примирение человека с Богом в Церкви. Каждый грех действительно отделяет, или отлучает нас от новой жизни. Каждый раз, когда мы грешим, мы уже не во Христе. Каждый раз, когда мы грешим, мы изменяем своей природе, восстановленной Крещением и Миропомазанием. И только покаяние может нас вернуть в то состояние, которое мы потеряли <…>. Это таинство зависит от моего раскаяния. Покаяние – это, прежде всего, настоящий внутренний кризис совести. Во Христе Бог простил все грехи раз и навсегда, но это прощение относится ко мне, только если я всем сердцем желаю, жажду общения с Богом, жизни с Ним, восстановления во мне той радости и того мира, без которых для христианина ничего не имеет значения и интереса».[23]

Благодатные действия Таинства Покаяния, таким образом, простираются на все грехи человеческие, как бы они ни были тяжки. Милосердие Божие безмерно превышают тяжесть грехов человеческих. Поэтому нет греха, которого бы истинно кающийся грешник не мог загладить покаянием. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Исповедуй все грехи твои подробно, чтобы узнать, сколь велик долг, который тебе прощается, и таким образом возбудишь в себе благодарность к своему Благодетелю».[24] О высоком значении Таинства преподобный авва Исаия замечает: «Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится твоя брань. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы – как благие, так и лукавые».[25]

Кающийся на исповеди сильнее ощущает свою греховность, что способствует исправлению его жизни. Показательно, что те, кто исповедуются редко или не исповедуются вовсе, как правило, совсем не чувствуют себя грешниками: «есть и похуже меня», «кто без греха?» – можно услышать от таких. А регулярно исповедующиеся всегда находят в себе множество недостатков и стараются бороться с ними. Этот парадокс объясняется тем, что, как пыль и грязь видны только там, где свет, так и греховность человека становится для него явной по мере того, как он приближается к Богу, Который есть Свет.[26] В качестве резюме приведем слова святителя Иоанна Златоуста: «Отпущение грехов есть источник здравия и спасения, награда покаянию, а покаяние есть врачество, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов».[27]

Таким образом, участие в Таинстве Исповеди – необходимое условие для восстановления отношений между Богом и павшим человеком. Таинство Исповеди – это дар Божий нам, немощным людям, помогающее на пути к Богу. Зачастую формальное (по тем или иным причинам) отношение к Исповеди не должно затемнять истинного значения Таинства как вхождения в новую жизнь. Регулярное исповедание грехов – залог нравственной победы над самим собой, что совершенно не возможно без благодатной помощи свыше.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: