Богатство, выразительность речи




Практическое занятие № 5

Вопросы для обсуждения.

1. Фонетические средства и речевое богатство.

2. Лексика и фразеология как источник богатства речи.

1. Использование в речи синонимов.

2. Антонимия как способ обогащения речи.

3. Фразеологизмы как средство обогащения речи.

Выразительность речи – такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание слушателя или читателя. Условия создания: 1) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи; 2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; 3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей; 4) хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.

Богатство речи – максимально возможное насыщение речи разными, неповторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Условия создания: лексическое богатство (знание словарного и фразеологического фонда русского языка), семантическое богатство, синтаксическое богатство (умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций), интонационное богатство.

 

 

Задание 1. Выпишите из следующих предложений стилистически окрашенную лексику: просторечную, жаргонную, книжную,

1. Ах! И до чего же вы обидчивые, эти интеллигенты! — вскричал друг. — Не думаю же я, что это вы сперли (М. Булгаков). 2. А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет (М. Зощенко). 3. Но вообще учти — жизнь придумана не нами. И придумана здорово. Тот, кто ее придумал — не фраер. А мы ее сами портим. Берем и портим. 4. Разбойник увидел меня — босую, обледенелую, завернутую в простыню. И офонарел (В. Токарева). 5. Мне все старухи верную гибель сулили. А я им всем шиш показал. Взял да и выжил (В. Белов). 6. Первые уроки Кастанеды были связаны с приемом наркотиков, и именно описание глюков особенно привлекало внимание читателей его первых книг. 7. Я хорошо работаю на натуре, а съемки в павильоне не люблю. 8. Задержанные сразу сознались и стали закладывать остальных. 9. Инфляция за месяц сжирает деньги, рассчитанные на полгода. Надо любой ценой отстаивать свои права, добиваться экономической независимости, без которой слова о свободе являются пустым звуком (Журнал «Эхо планеты»). 10. Помереть — это как из тюрьмы на зону. Отправляют душу на такую небесную пересылку, мытарства называется. Все как положено, два конвойных, все дела, снизу карцер, сверху ништяк (В. Пелевин).

Задание 2. Вставьте вместо точек подходящие но смыслу глаголы.

1. Полуразрушенную церковь решили.Ребята... лагерь у самого ледника и стали... костры. 3. Почетного доктора торжественно... в мантию. 4. Военнопленные... побег из лагеря. 5. Для отличников гимназии... летом бесплатную поездку в Москву. 6. Слова женщины... ему боль. 7. Туристы... привал на берегу реки. 7. В больнице медицинские услуги... бесплатно. 8. На город... огромная туча и заслонила солнце. 9. Необходимо... кровопролитие. 10. Наутро на улицах... вооруженные столкновения.

Задание 3. Найдите и выпишите синонимы. Подчеркните устаревшие слова или словоупотребления.

1. (Раскольников) с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинойОн подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. 3. Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... и несколько раз посматривал на сходы в канавуОн никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый и измученный, которому было бы всего выгоднее воротиться домой самым кратчайшим и прямым путем, воротился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти. Крюк был небольшой, но очевидный и совершенно ненужныйвезде люди так и кишатКругом теснилось множество народуЕго почему-то тянуло со всеми заговариватьБольшая группа женщин толпилась у входаОдин оборванец ругался с другим оборванцемКатерина Ивановна... была действительно в настоящем исступлении... Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться.Куда-то хотел войти, но как будто забыл куда (Ф. М. Достоевский).

Задание 4. Замените, если возможно, выделенные заимствованные слова подходящими по смыслу словами из данного ниже списка.

Интерактивная передача, мутация взглядов, эксклюзивная модель, корректный тон, бороться за электорат, просторная рекреация, обсуждение в кулуарах, локальная власть, искусство андеграунда, удачливый коммерсант, презентация модели, транспарентностъ лозунга, лимитировать время, наш любимый слоган.

Слова для замены: изменение; прозрачность, понятность; девиз, лозунг; представление (показ); обратная связь; подпольный; уникальный, единственный; местный; правильный; избиратели; место для отдыха; коридоры, помещения для отдыха; предприниматель.

Задание 5. Подберите русские слова-синонимы к словам иноязычного происхождения.

Аплодировать, аргумент, вояж, детектив, имидж, имитировать, летальный, маркетолог, претендовать, пролонгировать, пунктуальный, статус, статут, толерантный, фатальный.

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие слова из данных синонимических рядов.

1. В своей речи директор завода признал, что совершил.... Да-а, что-то я, брат, не рассчитал, извини,... вышла. У меня в курсовой все нормально, а вот в пятом задании я такой... сделал — и не заметил! И на старуху бывает.... Сроки надо2. Органы-имплантанты чужеродны для организма, он должен... к ним. Молодая лошадь все никак не могла... к бегу упряжной, сбивалась с шага. Потеряв зрение, люди... жить, развивая другие каналы связи с окружающим миром.

Синонимы: 1. Ошибка, просчет, оплошность, погрешность; проруха, накладка (простор.); оплошка (разг.); ляп (жаргАдаптироваться, приспосабливаться, приноравливаться, привыкать.

Задание 7. Подберите русские соответствия заимствованным словам, обратите внимание, как в результате изменяется смысл предложения и его стилистическая окраска.

1. Примадонна согласна с мнением, что «главное, что дает этот конкурс — это промоушн». 2. Сегодня нерабочая суббота, завтра нерабочее воскресенье. А в понедельник день памяти павших солдат — тоже нерабочий. Итак, долгий уикэнд. 3. Вот такой он Бельмондо а ля рюсс. 4. Ничего интересного: развлечение для тинейджеров. 5. Нет, ты только послушай! Батарейки — «энерджайзер», напитки — «энсрджайзер», таблетки — «энерджайзер»! 6. В 1914 году герцог Монако бросил клич: «Копы, бобби, фараоны всех стран, соединяйтесь!». 7. Тебе не удастся манкировать просьбой шефа. 8. От частого повторения слова девальвируются, теряют свою значимость. 9. Реши, наконец, этот вопрос, что за инфантильность! 10. «Школа выживания» обучает поведению в экстремальных условиях. И. Перед выборами многие партии выступили в альянсе. 12. В «Огоньке» поместили эксклюзивные фотографии президента. 13. Эти музыканты представляют на сцене прямо какое-то инфернальное действо! 14. В муниципальном хозяйстве одни прорехи.

Слова для вставки: подросток, пренебрегать, ребячество, полицейский, обесцениваться, союз, городской, энергоемкий, выходные, продвижение (раскрутка, жарг.), по-русски (на русский манер, лад), крайне сложный, адский, исключительный (редкий, уникальный).

Задание 8. Подчеркните антонимы в следующих предложениях. 1. Теплое лекарство для холодной погоды (Реклама). 2. Доля экспорта товаров несопоставима с долей импорта. 3. То, что

цивилизация понимает как прогресс, можно рассматривать как регресс в некотором роде. 4, От других мне хвала — что зола. От тебя и хула — похвала (А. Ахматова). 5. У нее не глаза, а очи, и не губы — уста (М. Цветаева). 6. За нашей спиною остались паденья, закаты, — ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет! Мне хочется верить, что черные наши бушлаты дадут мне возможность сегодня увидеть восход. (В. Высоцкий). 7. Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг — а так... (В. Высоцкий). 8. Сытый голодного не разумеет (ПоелДобрая слава лежит, а худая слава бежит (ПоелГоворит бело, а делает черно (Поел.).

Задание 9. Составьте антонимические пары, используя заимствованные приставки, например: демократический — антидемократический.

Конструктивный, гармоничный, моральный, монополистический, эмигрант, интеграция, долларизация, регулярный, комфорт.

Задание 10. Выпишите пары слов с противоположным значение^, например: беспредел — законность, пиратский — законный.

Беспредел, малообеспеченный, демократия, стабилизация, прогресс, фирменный, всеобщий, поддельный, массовый, элитарный, национализация, приватизация, обналичить, ухудшение, денационализация, мирный, законность, противостояние, эксклюзивный, коммерческий, локальный, сотрудничество, согласие, пиратский, спад, доступный, кризис, богатый, фальшивый, малоимущий, законный, лицензированный, силовой, подъем, государственный, частный, тоталитаризм, обезналичить.

Задание 11. Выберите из данных слов антонимы, синонимы и паронимы. Составьте предложения с паронимами.

Закоснелый — закостенелый, движимость — недвижимость, любознательность — любопытство, прецедент — инцидент, минимум — максимум, рэкет — вымогательство, многообразие — плюрализм, воинственный — воинствующий, эмигрант — иммигрант, дипломатический — дипломатичный, мизантроп — альтруист, претендент — соискатель, великий — ничтожный, приоритет -— первенство, бережный — бережливый, падший — павший, опробовать — апробировать, опасный — опасливый.

Задание 12. Подберите синоним из данного ниже списка заимствованных слов к одному из членов данных антонимических пар.

Безразличный – заинтересованный, обычный — особенный, короткий — длинный, подлинник — подделка, сократить — продлить, принимать во внимание — оставлять без внимания.

Слова для подстановки: игнорировать, пролонгировать, индифферентный, оригинал, экстраординарный, лаконичный.

Задание 13. Разверните следующие высказывания так, чтобы устранить двузначность выделенных слов:

1. Врач решил лекарство оставить. 2. Я прослушал ваши замечания. 3. Мы обошли площадь. 4. Автор оговорился в предисловии. 5. Врачи просмотрели симптомы болезни. 6. После тяжелого приступа больной стал отходить. 1. Бабушка задула лампу. 8. Профессор бросил эту идею.

Задание 14. Вставьте, если нужно, буквы вместо точек.

Оф...шорный, ас..., апеллировать, о...нонент, количество, те...ниска, им...итация, идил...ия, ил...юзорный, коммюнике, оф-...орт, дил...етант, киднс...пинг, бестсел...ер, ап..робировать.

Задание 15. Напишите стилистические пометы (разг., простор., жарг., книжн.) к следующим словам. Составьте с ними предложения.

Рыцарь пера, репортер, газетчик, журналюга, папарацци, стрингер, писака, борзописец (о журналисте); ботаник, зубрил-ка, уникум, ньютон (об отличнике); наставлять, воспитывать, лечить (о процессе воспитания); компьютерщик, программист, пользователь, юзер.

Задание 16. Перед вами излюбленный журналистский прием — переиначенные цитаты. Восстановите изначальное выражение.

Не сыром единым жив человек. Горе от зубов. Не рой Иса-акию яму. Блеск и нищета рудокопа. Особенности национального костюма. Где ваше не пропадало.

Задание 17. Исправьте «опечатки» газетных публикаций.

Это великоляпие. Троцкий собор. Великоушный рыцарь. Мы недоуценили этого сотрудника. Косметику снимаем от переносицы к копчику. Конек-гробунок. Ввернуть рукопись автору. Мужикальйый марафон. Трепортаж с места событий. Телевидимокомпания. Брекламная пауза. Бодрое утро («Журналист»).

Задание 18. Подчеркните омонимы, поставьте в них ударения. Напишите их в исходной (словарной) форме, например: стрелкистрелок, стрелки — стрелка.

1. Куда указывают стрелки, туда идут наши стрелки, 2. Как ни далека дорога, мы знаем: честь дорога, и хоть плачем и трусим, но трусим себе потихонечку и песню распеваем для храбрости. 3. Портной чинит нам одежду, а враг чинит препятствия. 4. Плачу за расхлябанность: плачу горькими слезами, да поздно. 5. О чем спор? Он на работу спор. 6. Бросали косточки от слив, вот и засорился слив. 7. Нигде нет шила — сапог чем шила? 8. Для нежных дам — цветы, а вам — репейник дам. 9. Мокрая земля парит — дедушка в бане косточки парит

Задание 19. Богатство речи. Сравните два текста и оцените их с точки зрения правильности и богатства речи. Какие языковые средства делают речь богатой?

1. Наступал вечер. Солнце садилось за горизонт. Его лучи были еле видны сквозь деревья. На небе появилась заря.

2. «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, обливали стволы осин таким тёплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй». (И. Тургенев. Отцы и дети)

Задание 20. Богатство речи. Подберите синонимы к слову «хороший». Определите, в чём заключаются различия между ними.

 

Задание 21. Богатство речи. О какой особенности русского языка идёт речь в данном тексте?

Как, например, передать по-французски разницу между: «я переставляю стулья», «я перестановляю их», «я перестанавливаю их», «переставил», «перестановил»? Или удаётся ли найти в другом языке слова одного корня, чтобы передать фразу: «Когда настойка настоялась, я настоял, что настало время наставить рабочих, как должно наставлять воронку на бутылку?» (В. Брюсов).

 

Задание 22. Выразительность речи. Соотнесите тропы и стилистические фигуры с их определениями.

 

1. Анафора а) перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метафора ­ б) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
3. Антитеза в) замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков
4. Гипербола г) употребление слов в переносном значении на основе сходства
5. Метонимия д) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
6. Градация е) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда
7. Эпифора ж) иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа
8. Парафраза з) соединение понятий, противоречащих друг другу
9. Синекдоха и) намеренное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета
10. Аллегория к) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
11. Оксюморон л) членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах
12. Риторический вопрос м) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда
13. Парцелляция н) намеренное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета
14. Литота о) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ

 

Задание 23. Выразительность речи. Укажите средства выразительности, использованные в данных примерах.

А. 1. Светало. Чередою облака, подобные верблюдам, жевали медленно последнюю звезду (Ю. Давыдов). 2. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (А. Пушкин). 3. Ягнёночек кудрявый месяц гуляет в голубой траве (С. Есенин). 4. У меня в Москве – купола горят, У меня в Москве – колокола звенят (М. Цветаева). 5. Всё было вдесятеро слышнее, чем днём, каждое слово, каждый всплеск весла, каждый удар сердца (Е. Замятин). 6. Плыву я по долгой и зыбкой реке, Где сны говорят на двойном языке (Ф. Григорьев). 7. На асфальт растаявшего пригорода, сбросивши пальто и буквари, девочка в хрустальном шаре прыгалок тихо отделилась от земли (А. Вознесенский). 8. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил своё чело, дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло (А. Фет). 9. Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).

 

Б. 1. Дождь шепелявил в листьях, в георгинах (Г. Семёнов). 2. Орехи рассмеялись по чистому полу дробным смехом, зеркало подмигнуло и качнулось, задремавшие стены выпрямились, стали бодро, как солдаты, каблук в каблук (В. Шишков). 3. И вылезал на палубу кочегар, весь чёрный, с глазами, подведёнными угольной пылью, с поддельным рубином на указательном пальце (В. Набоков). 4. В голой комнате, где за низкой перегородкой, в душной волне солнца, сидели за своими столами чиновники, опять была толпа, которая, казалось, только затем и пришла, чтобы во все глаза смотреть на то, как эти угрюмые господа пишут (В. Набоков). 5. Утром, когда с росою целовались первые лучи, земля оживала, воздух наполнялся звуками радости, восторга и надежды, а вечером та же земля затихала и тонула в суровых потёмках (А. Чехов). 6. Иногда сквозь облака на мгновение выглядывала луна, но хмурые тучи стремились заслонить её, точно не хотели, чтобы она светила на землю (В. Арсеньев).

Задание 24. Выразительность речи. Исправьте речевые ошибки, допущенные при употреблении тропов.

1. Человек – чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры. 2. Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет. 3. Степь цвела: словно факелы стояли красные и жёлтые тюльпаны, голубые колокольчики, степные маки. 4. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лёд. 5. На месте происшествия обнаружена гармошка, на которой приклеена девушка. 6. Подземные богатыри (о шахтёрах) в четвёртом квартале вышли на более высокие рубежи. 7. Почему-то всегда домой корабль идёт быстрее, словно хочет поскорее прижаться к родной земле. 8. Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор. 9. Стюардесса смотрела на меня нежным глазом и пропустила вперёд. 10. Лиза с матушкой жили бедно и, чтобы прокормить старушку-мать, бедная Лиза собирала в поле цветы.

Задание 25. Выразительность речи. Найдите и назовите средства выразительности (тропы, стилистические фигуры), использованные в стихотворении.

 

Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста красоты В тихую, звездную ночь. Друг мой! В сиянье ночном Как мне печаль превозмочь?.. Ты же светла, как любовь, В тихую, звездную ночь. Друг мой, я звезды люблю – И от печали не прочь… Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь. (А. Фет) Я жду… Соловьиное эхо Несётся с блестящей реки, Трава при луне в бриллиантах, На тмине горят светляки. Я жду… Тёмно-синее небо И в мелких и в крупных звездах, Я слышу биение сердца И трепет в руках и в ногах. Я жду… Вот повеяло с юга; Тепло мне стоять и идти; Звезда покатилась на запад… Прости, золотая, прости! (А. Фет)
   
Две жизни (Дума) Две жизни в мире есть. Одна светла горит она, как солнце; В ее очах небесный тихий день; В сиянии – святая мысль и чувство; Ее живая сила так роскошно Звучит свободной и разумной речью. И это – жизнь земнова духа; Долга она, как божья вечность… Другая жизнь темна; В ее очах – земная грусть и ночь; И спит она сном крепким и мятежным, Таится мысль в ее цветистых формах, Но не звучит свободной речью; Наклоннее во тьме она к молчанью. И это – жизнь земнова праха; Кратка она, как блеск звезды падучей… (А. Кольцов) Я был у ней Я был у ней; она сказала: «Люблю тебя, мой милый друг!» Но эту тайну от подруг Хранить мне строго завещала. Я был у ней; на прелесть злата Клялась меня не променять; Ко мне лишь страстию пылать, Меня любить, любить, как брата. Я был у ней; я с уст прелестной Счастливое забвенье пил И все земное позабыл У девичьей груди прелестной. Я был у ней; я вечно буду С ее душой душою жить; Пускай она мне изменит – Но я изменником не буду. (А. Кольцов)

Задание 1. Приведите 2-3 высказывания писателей, лингвистов или общественных деятелей о богатстве русского языка.

Задание 2. В данных ниже отрывках из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» найдите синонимы, определите их типы и стилистическую функцию.

1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца были с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала пришлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался поразить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.

2. На столах художественного отдела лежали иностранные журналы, на полу валялись обрезки фотографий: чье-то плечо, чьи-то ноги и кусочки пейзажа.

3. Внезапно Остап заревел и схватил Воробьянинова за бицепс.

– Смотрите, смотрите! – крикнул он. Остап, хохоча, высунулся из окна и гаркнул:

– Пашка! На толкучку едешь?

4. По окончании его речи оба корреспондента, прислушиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали: «Шумные аплодисменты, переходящие в овацию...».

5. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил. Он брел по шоссе, согнувшись и прижимая к груди мокрый кулак.

Задание 3. Подберите как можно больше синонимов к словам

Бежать; отлично; играть; быстро; проблема; обеднеть; умный; сказать; шалун; заболеть; сильный; сделать.

Задание 4. Подберите как можно больше определений к словам

Голос, улыбка, ум, характер

Задание 5. Подберите антонимы к словам

Движение; начало; твердый; сила; болезнь; просторный; шум; верх; уважать; награда; вред; лениться; усталый; ненастье.

Задание 6. Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания – близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. Докажите, что фразеологизмы обогащают речь:

а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, лить воду на чью-либо мельницу, вывести на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;

б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, легкомысленный человек, не суметь разобраться в чем-либо, усердно работать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: