Хара М.В.
Методические указания
к лабораторным работам по дисциплине
«техническое обслуживание транспортных средств»
для студентов направления подготовки
«Транспортные технологии»
специальности «Организация перевезок и управление на транспорте», специализаций: «Организация международных перевезок» и «Организация таможенного контроля на транспорте»
Мариуполь 2013 г.
ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»
Кафедра «Промышленный транспорт»
Методические указания
к лабораторным работам по дисциплине
«техническое обслуживание транспортных средств»
для студентов направления подготовки
«Транспортные технологии»
специальности «Организация перевезок и управление на транспорте», специализаций: «Организация международных перевезок» и «Организация таможенного контроля на транспорте»
Мариуполь 2013 г.
УДК 656.071.08
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Техническое обслуживание транспортных средств» направления подготовки «Транспортные технологии» /Составитель Хара М.В., ПГТУ. – Мариуполь, 2013. - 19 с.
Методические указания составлены на основании рабочей программы по дисциплине «Техническое обслуживание транспортных средств», разработанной на основе образовательно-профессиональной программы высшего образования по направлению «Транспортные технологии»
Рецензент: А.С. Красулин, ст. преподаватель
Составитель: М.В. Хара, к.т.н., доц.
Отв. за выпуск:
Зав. кафедрой Парунакян В. Э., профессор, д.т.н.
Утверждено на заседании
кафедры «Промышленный транспорт»
|
протокол № 4 от 16.11.2012
Рекомендовано методической комиссией
факультета транспортных технологий
протокол № 8 от 20.11.2012г.
Лабораторная работа №1
Изучение состава и основного содержания нормативных документов, регламентирующих техническое обслуживание транспортных средств
Цель работы: Изучить нормативные документы, регламентирующие техническое обслуживание транспортных средств, ознакомиться с оборудованием и инструментом для выполнения лабораторных работ.
Содержание работы:
Техническое обслуживание транспортных средств проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подвижному составу. Эти требования изложены в Правилах технической эксплуатации железных дорог Украины, Правилах технической эксплуатации железнодорожного транспорта предприятий Минчермета, инструкциях по эксплуатации и техническому обслуживанию транспортных средств, в приказах по соответствующим отраслям и специальной учебной и методической литературе.
При выполнении работы студент должен ознакомиться с лабораторным оборудованием, установить, какой нормативный документ регламентирует техническое обслуживание каждого лабораторного объекта, перечислить основные факторы, воздействующие на техническое состояние объекта, установить нормативные требования к техническому состоянию рассматриваемого объекта.
Литература: /1, 2, 3, 4, 5/
Лабораторная работа №2
Определение высоты оси автосцепки и ее пригодности к эксплуатации
Цель работы: 1. Измерить высоту оси автосцепки над уровнем головок рельсов и величину разности высот продольных осей сцепляемых автосцепок.
|
2. Выявить неисправность автосцепки в эксплуатации.
Оборудование: Корпус автосцепки, шаблон 873, линейка
Методика выполнения работы:
1. Высота оси автосцепки над уровнем головок рельсов для грузовых вагонов должна быть не менее 950мм и не более 1080мм.
Величина разности высот продольных осей автосцепок не допускается более 100мм (рис.1,2).
Необходимо измерить расстояние от оси модели автосцепки до головок рельсов в ненагруженном состоянии и расстояние между продольными осями автосцепок. Пользуясь набором гирь, равномерно нагружая модель автосцепки, провести измерения расстояния от оси автосцепки до головок рельсов и величину разности высот продольных осей автосцепок. Результаты измерений занести в таблицу и построить график.
2. Автосцепные устройства при работе испытывают значительные динамические нагрузки, действующие в различных плоскостях. Дефекты и повреждения деталей автосцепного устройства выявляются как визуально, так и с использованием вспомогательных средств контроля, например дефектоскопа, шаблонов и др.
Шаблоны (контрольные калибры) предназначены для проверки размеров данной детали автосцепного устройства. Каждый шаблон имеет установленный размер и определенную область применения. В данной лабораторной работе используется шаблон 873, с его помощью необходимо выявить неисправности автосцепки.
Автосцепка считается исправной, если между боковой плоскостью полотна шаблона и малым зубом имеется зазор (рис.1), и неисправной, когда зазора нет. Необходимо проверить всю зону, распространяющуюся на 80мм вверх и вниз от середины зуба.
|
Проверка износа тяговой поверхности большого зуба и ударной стенки зуба осуществляется в той же зоне, что и малого зуба при утопленном замкодержателе, если между выступом 1 (рис.2) шаблона с носком большого зуба имеется зазор, то автосцепка для эксплуатации годна, а если выступ 2 заходит за тяговую поверхность так, что зазора между выступом 1 и носком зуба нет, то автосцепка негодна.
Для проверки толщины рабочей части замка шаблон 873 устанавливается, как показано на рис.3. При этом, когда толщина замка больше выреза в шаблоне, замок считается исправным, а если шаблон одновременно плотно прилегает к боковой поверхности малого зуба и замка, то последний требует замены.
Ширина зева автосцепки без замка проверяется по всей высоте большого зуба, для этого шаблон одним концом прикладывается к углу малого зуба (рис.4) и, прижимая к нему, поворачивается в сторону ударной стенки зева. Если противоположный конец шаблона проходит мимо носка большого зуба, то автосцепка бракуется, а если не подходит, то считается исправной.
Выводы по работе
Литература: /1, 2, 3/
Тип вагона | Допускаемее размеры 3мм | |||
А | Б | |||
наибольший | наименьший | наибольший | наименьший | |
Грузовой четырехосный….. Грузовой шести и восьмиосный………………. Пассажирский……………... |
Лабораторная работа №3
Определение неисправностей гребня и глубины проката колесных пар
Цель работы: Научиться определять глубину проката и неисправности гребня колесных пар: толщину гребня менее допускаемой, вертикальный подрез гребня, остроконечный накат.
Оборудование: Колесная пара, абсолютный шаблон, шаблон ВГП
Методика выполнения работы:
1. Для определения проката обода необходимо использовать абсолютный шаблон. Измерение осуществляется в месте наибольшей величины дефекта. Чтобы выявить глубину проката, необходимо ножку движка 1 (рис.1) на шаблоне установить на расстоянии 70мм от внутренней грани обода. Затем вертикальную грань 6 шаблона плотно прижать к внутренней грани обода, а опорную скобу 5 – к гребню и опустить движок 1 до соприкосновения с поверхностью катания. Деление на шкале 2, которое окажется против риски 3 на движке, укажет величину проката.
В учебных целях измерение проката обода провести в 10 указанных зонах, полученные данные занести в таблицу «Сведения о состоянии колесных пар» (приложение 1). Сделать вывод о соответствии полученных данных допускаемых в эксплуатации значениям равномерного проката колес.
|
Измерение толщены гребня.
Толщина гребня колеса в эксплуатации допускается не более 33мм и не менее 25мм при измерении на расстоянии 18мм от вершины (рис.2).
Толщина гребня определяется при помощи абсолютного шаблона, установка которого на колесную пару показана на рис.2, пользоваться необходимо горизонтальным движком 1 (рис.3), расположенным на противоположной стороне шаблона.
Тонкий гребень может быть выявлен и другим способом. Для этого используется специальная браковочная ткань абсолютного шаблона, ширина которой равна 25мм, а глубина 18мм. Необходимо установить абсолютный шаблон, как указано на рис.4, если имеется зазор между вершиной гребня и горизонтальной гранью браковочной прорези, то колесную пару эксплуатировать разрешается, если зазора нет – колесная пара бракуется.