Последовательность спуска.




Снаряжение.

 

Мы принципиальные противники использования на спусках специфического снаряжения. На восхождении надо ограничиваться только самым необходимым инвентарем. Нет ни смысла, ни радости тащить на себе ненужные вещи с единственным назначением. Далее мы упоминаем только снаряжение, используемое на спусках. Само собой, разумеется - каски на спуске нужны.

Спусковые устройства.
В качестве спусковых устройств в первую очередь находят применение различные версии шайбы Штихта для двойной веревки («корзинки» или «стаканчики»). При должном соответствии применяемой веревке (прежде всего – ее диаметру) эти страховочные устройства оптимально подходят и для спуска по веревке, причем важную роль играет при этом используемый карабин. Преимущества «стаканчика» для двойной веревки – разделение и отсутствие закручивания веревок, и возможность значительно изменять степень торможения – например, используя 2 карабина параллельно. То, что даже в новейших публикациях в качестве стандартного спускового устройства представлены восьмерки – уму непостижимо! Недостатки восьмерок – их необходимо специально брать с собой для спуска (?), веревка закручивается намного сильнее и, наконец, узел на конце веревки - недостаточно надежная защита от катастрофы на этом устройстве. При спуске по одинарной веревке обязательно надо использовать соответствующее устройство с достаточно высокой степенью торможения, которую можно легко контролировать. Спусков по единственной тонкой веревке, предназначенной для использования в качестве двойной или сдвоенной, как правило, надо избегать, поскольку для этого требуются хорошие навыки или специализированные устройства.

Экскурс – альпинистские полуавтоматы.
Что качается новейших полуавтоматических устройств («SmartAlpine» и «AlpineUp»), маммутовский «SmartAlpine» на практике действительно оказался хорош и как страховочное, и как спусковое устройство. Спуск плавный, управление – удобное, если не навешивать его слишком высоко (тогда потребуется больше сил для разблокирования устройства). То, что при использовании «смарта» на спуске по инструкции нужна дополнительная подстраховка прусиком, может быть и правильно с точки зрения безопасности, однако в действительности, он надежно блокируется при отпускании автоматически, вплоть до последних метров спуска. Учитывая, что мы в любом случае рекомендуем завязывать узел на конце веревки, «смарт» достаточно безопасен и без прусика. Напомним, что устройство должно соответствовать толщине веревок. «Смарт» выпускается в двух вариантах – для веревок 7,5…9,5 мм – одна версия для 8,9…10,5мм – другая. Эти версии отличаются по цвету – не перепутайте.

Что касается полуавтомата «AlpineUp», выпускаемого фирмой ClimbingTechnology, наш личный и субъективный опыт его использования таков: устройство вполне работоспособно, но менее удобно, чем вышеупомянутый «Смарт». Также, согласно инструкции, нуждается в подстраховке прусиком. Диапазон используемых веревок 7,7…9мм для «половинок», 8,9…10,5 – для одинарных.

В общем, упомянутые альпийские полуавтоматы вполне подходят для спусков. Степень торможения у них гораздо больше, чем у «стаканчиков» и восьмерок, что увеличивает резерв безопасности и комфорта, особенно на тонких веревках. Следовать или нет инструкциям производителя по дополнительной подстраховке устройства прусиком, решайте сами после некоторой практики.


Грудные обвязки.
Сейчас на альпинистских восхождениях уже редко встречаются люди, использующие беседки с дополнительной грудной обвязкой. Все же, «лифчик» можно рекомендовать не только при тяжелых рюкзаках, тощих задах и слабом брюшном прессе. На длительных спусках обвязки исключительно комфортны. Не зря они везде рекомендуется при спасательных операциях - их использование позволяет с меньшими усилиями долго висеть на веревке в прямом положении. Так что, при многочисленных спусках по веревке с рюкзаком, грудная обвязка – супервещь! (Можно сделать импровизированную грудную обвязку из строповой петли).

Страховка на спуске.

 

«При спуске по веревке нужна страховка в виде схватывающего узла (прусика) и/или узла на конце веревки», - это рекомендуется во всех учебниках. Практика и несчастные случаи показывают, что далеко не все придерживаются этих рекомендаций.

Узлы на концах веревок.
Завязывание узлов на концах веревок – стандартная процедура, требуемая во всех методиках. От нее нельзя отказываться, даже если видно, что концы веревок лежат на земле! При отсутствии концевого узла, схватывающий тоже может отказать, соскочив с конца веревок при быстром спуске. Многочисленные аварии, в которых спусковые веревки имели разную длину, тоже могли быть легко предотвращены завязыванием узлов на концах веревок. Наконец, эти узлы предотвращают полную катастрофу при потере контроля над спуском. Аналогично узлу на свободном конце страховочной веревки при лазании, узел на конце веревки при спуске сильно уменьшает риск аварии, в частности – при использовании «корзинок» или полуавтоматов. Однако на практике многие даже опытные альпинисты часто сознательно отказываются от этих узлов. Частый аргумент в пользу этой позиции – потеря времени на развязывание узла при сдергивании веревок. При использовании представленной ниже нашей методики спуска эта отговорка недействительна.

Схватывающие узлы.
Схватывающий узел, размещаемый ниже спускового устройства, остановит спуск, если отпустить устройство. Это, прежде всего, рекомендуется для спуска первого, так как ему часто надо освободить руки, чтобы распутать веревку, организовать станцию и т.д.

Что касается использования схватывающего узла спускающимися следом за первым членами группы - это зависит от ситуации. При сложных спусках использование схватывающих узлов однозначно рекомендуется, при более простых – подстраховка спускающегося может осуществляться натяжением спусковых веревок находящимся внизу на станции человеком. Все же этот способ требует полного внимания и отработки, чтобы избежать столкновения страхующего и спускающегося. DAV рекомендует всегда использовать схватывающие узлы при самостоятельном спуске. (Точнее, если спусковое устройство присоединяется не под надзором гида или инструктора). Для присоединения схватывающего узла рекомендуется использовать карабины с муфтами (хотя DAV допускает для этого и карабины с простой защелкой).

На практике, подстраховка схватывающим узлом используется не всегда. Причина этого в том, что лишь начинающие и малоопытные трудятся над одновременным обслуживанием спускового устройства и узла. Считающие себя экспертами, отказываются от подстраховки схватывающим узлом, надеясь на свой опыт. Лишь в Швейцарии самостраховку узлами прусика или «автоблоком» при спуске используют практически все.

При использовании схватывающего узла важно, чтобы его петля была достаточно коротка, и узел не попал в спусковое устройство. Так как узел необходимо перевязывать на каждой станции, лучше присоединять петлю узла к страховочной системе маленьким карабином с муфтой, поскольку присоединение узлом отнимает больше времени. Достойную замену узлу прусика представляют другие более комфортабельные и легче завязываемые схватывающие узлы. При спусках с клиентами или малоопытными людьми, руководителю часто очень трудно и долго следить за завязыванием ими схватывающего узла. Наряду с подстраховкой их спуска снизу, альтернативой здесь может быть использование вышеупомянутого полуавтомата «SmartAlpine», который легко обслуживается после короткого обучения и блокируется без нижнего схватывающего узла почти самостоятельно.

Фото 1. Самостраховка при спуске узлом прусика (слева) или узлом «Клемхейст» (в центре и справа).

Фото 2. Самостраховка петлей с узлом Бахмана (слева и в центре) или узлом Машара («автоблоком») – справа.

Различные схватывающие узлы, завязанные ниже спускового устройства, присоединенные к спусковой петле. Удобно присоединять узлы небольшим карабином с муфтой к страховочной петле беседки. Кроме классического узла прусика, для этой цели подходят узлы «клемхейст» или Бахманна из репшнура или стропы. Недостатком этих трех узлов является некоторая потеря времени при перевязывании на каждой спусковой станции. В этом плане узел Машара, также называемый узлом «автоблок» явно выигрывает.


Петля для присоединения спускового устройства.
Чтобы сделать спуск по веревке более комфортным, мы рекомендуем подготовить индивидуальные спусковые петли. Для этого берется длинная петля из стропы (120 см) и присоединяется к страховочной петле беседки полусхватывающим узлом («удавкой»). Затем примерно в 30 см от полусхватывающего на петле завязывается проводник. На другом конце петли узлом стремя или еще одним проводником присоединяется карабин с муфтой. В продаже имеются и специальные готовые петли, но поскольку они являются узкоспециализированным снаряжением, их использование на наш взгляд – лишняя роскошь.

Преимущество такой подготовленной петли в том, что спусковое устройство можно навесить повыше, что повышает комфортность работы с ним, а страховочный схватывающий присоединяется непосредственно к страховочной петле беседки и удобно передвигается. Кроме того, такая спусковая петля служит и самостраховкой при присоединении карабина на ее конце к станции.

Единственный недостаток – люди с длинными волосами должны держать голову подальше от спускового устройства. Затягивание волос в устройство очень болезненно! Для лысых авторов данной статьи этой опасности нет, но любителям длинных волос следует остерегаться. Разумной альтернативой для них может быть навешивание страховочного устройства на страховочную петлю беседки, а схватывающего узла – на ее бедренный обхват (обращайте при этом внимание на надежность пряжек на регулируемых беседках). Для самостраховки используется в этом случае отдельная петля. Этот способ вполне работоспособен, но менее элегантен и более подвержен ошибкам.


Веревки.
Спуск принципиально возможен как по одинарным веревкам, так и по сдвоенным. При спуске, как и при страховке, нужно обращать внимание на достаточность силы торможения, то есть соответствие используемых веревок и спускового устройства. При использовании более скользких новых, тонких и пропитанных веревок подстраховка схватывающим узлом настоятельно рекомендуется. Преимущество двух отдельных веревок очевидно – можно спускаться на всю длину веревки, в то время как при использовании единственной, спуск возможен лишь на половину ее длины. Однако, при сложных спусках использование только одной веревки иногда бывает оправдано, поскольку из-за отсутствия наверху связывающего узла меньше вероятность застревания веревки при ее сдергивании. Если для спуска используется одна веревка, сложенная пополам, полезно отметить ее середину. На многих бухтах такая маркировка наносится фабричным способом, но если ее нет, можно отметить середину и самостоятельно -специальным маркером. Только не забудьте, что если вы укоротите веревку, отрезав кусок с одного конца, середину придется перемаркировать!

Станции для спуска.

 

Спусковые станции организуются так же, как и страховочные. Для них используются либо 2 точки страховки, соединяемые репшнуром или петлей из стропы, либо единственная точка, надежность которой не вызывает никаких сомнений (явно выраженный скальный выступ, хорошо заклинившийся в расщелине камень, «песочные часы» в скале, живое дерево и т.п.). Соединять друг с другом две точки рекомендуется так, чтобы нагрузка распределялась на оба крюка.

Поскольку во время спуска веревка обычно не двигается относительно петли, можно продевать спусковые веревки и непосредственно в нее. Однако, если вы ожидаете такое трение, лучше оставить на станции карабин (можно и без муфты), металлическое кольцо или майлон-рапид. Веревка при этом сдернется легче и спусковая петля останется целее. Наука доказала, что такая жертва снаряжения очень благотворно сказывается на вашей карме:-). Особенно это целесообразно на популярных маршрутах.

Фото 3. Спусковые станции и продевание веревки.
Здесь действует то же основное правило, что и для страховочных станций: первоочередное внимание – надежности точек страховки! Они должны тщательно проверяться и в сомнительных случаях безжалостно заменяться.

A) Совершенно неправильно! Часто встречающаяся опаснейшая ошибка. При вырыве одной из точек, спусковые веревки слетают с блокировочной петли и падение неизбежно.
B) Правильная организация классической спусковой станции. Репшнур продевается через ушки крючьев (если их кромки острые, все же используйте карабины), связывается в петлю, вытягивается в направлении ожидаемой нагрузки и на петле завязывается узел проводника. При отказе одной из точек не возникает сильного рывка, приходящегося на оставшуюся. Спусковая веревка продевается непосредственно в узел проводника. Если используются две веревки, связывающий их узел должен лежать со стороны скалы – см. рис.
C) Превосходно! Оставляемый на станции карабин уменьшает трение при сдергивании, петля не портится, следующая группа радуется и также оставляет этот карабин для последующих групп (в отличие от забытых или потерянных, станционные карабины не могут считаться правомерными трофеями).
D) Надежная стандартная спусковая станция на спортивно-скалолазных маршрутах. Два шлямбура, соединенные цепью имеют дополнительное спусковое кольцо, так что веревка при сдергивании не зажимается. Если соединительная цепь отсутствует, спусковая веревка продевается через кольца обоих крюков.

На часто использующихся стационарных станциях часто висят гроздья старых петель, прочность которых трудно оценить. При малейших сомнениях такое старье лучше срезать и заменить на новый материал. Если есть выбор, для спусковых петель лучше использовать репшнур или веревку, поскольку стропы быстрее стареют на открытом воздухе.

Если в непосредственной близости от станции находятся острый скальный перегиб, который может затруднить сдергивание веревки, лучше поднять центральный пункт станции выше, или вынести за этот перегиб узел, связывающий спусковые веревки. Обращайте внимание и на положение этого узла. Он (и сдергивающая веревка) должны находиться ближе к скале, чтобы сдергиваемая веревка его не зажимала карабином или спусковой петлей – фото 4.

Кстати об узле для связывания спусковых веревок. В некоторых руководствах для этой цели рекомендуется узел проводника («дубовый») с длинными свободными концами, в других – узел «восьмерка», завязанная подобным способом. Их преимущество – меньшая вероятность застревания веревок при протаскивании узла через перегиб. «Дубовый» узел труднее развязать после снятия нагрузки, но это, одновременно, является и преимуществом – он надежнее затягивается, особенно при связывании толстых веревок. При длине свободных концов 40…50 см, «прокатывание» таких узлов при затягивании не представляет большой опасности.

Фото 4. Положение веревок при сдергивании.
Слева – правильное положение. Сдергивающая веревка (и связывающий узел) по отношению к карабину, находятся со стороны скалы.
В центре и справа – неправильная заправка веревки. При натяжении сдергивающей веревки, сдергиваемая прижимается к скале и застревает.

 

Последовательность спуска.

 

Существует бесчисленное множество тактических вариантов организации спусков и каждый имеет свои преимущества и недостатки. Два описанных ниже варианта имеют множество достоинств и на наш скромный взгляд, оптимально сочетают надежность и скорость. Эти варианты многократно проверены нами на практике как в качестве гидов, так и при своих «частных» восхождениях.


Первый вариант – спуск одной связки из 2-3 человек.
Преимущества:
· Проверка участников проводится однократно, сразу после нее можно отстегнуть карабины самостраховок от станции. Второй и последующие члены группы могут начинать спуск сразу после освобождения спусковых веревок. Их спуск происходит одинаковым способом.
· На станции вяжется только один узел – для связывания веревок. Веревки не двигаются относительно друг друга, так как фиксируются спусковыми устройствами,
· Второй и следующие за ним участники группы могут при необходимости спускаться без самостраховки схватывающим узлом, поскольку их страховка может осуществляться снизу натяжением спусковых веревок.
· Не нужно после спуска каждый раз вытягивать наверх верхнюю страховку, все спускаются сразу по двойной веревке.
· Метод универсален и пригоден для тонких сдвоенных полуверевок. Связывающий веревки узел можно завязать один раз и не перевязывать на каждой станции.

Недостаток:
· При неблагоприятном расположении спусковой станции этот вариант не очень комфортен для второго и следующих за ним спускающихся членов группы.

Схема 1. Схема организации спуска связки из двух или трех человек.

Распишем более подробно каждое па этого марлезонского балета:

Шаг 1.
· Все члены группы подготавливают свои спусковые петли и пристраховываются ими к проверенной и, при необходимости, усиленной спусковой станции.
· После присоединения спусковых веревок к станции (продевания и центрирования одинарной веревки или связывания узлом отдельных веревок), в полуметре от конца одной из веревок завязывается узел – восьмерка или простой проводник. Запоминаем цвет веревки, за которую мы будем тянуть при сдергивании, и говорим партнерам, например: - «сдергиваем за красную!»

Фото 5. Вяжем узел на конце веревки перед ее сбрасыванием.

· Затем сбрасываем веревки, собранные в бухту вниз. Чтобы забросить их как можно дальше, бухту лучше разделить на две части и сбрасывать их поочередно.

Фото 6. Сбрасывание веревок частями.

· Руководитель (или самый опытный в группе), спускающийся первым, завязывает на веревках схватывающий узел для самостраховки так, чтобы между станцией и узлом было достаточно слабины (это облегчает заправку веревок в спусковые устройства).

Фото 7. Завязываем схватывающий узел.

· Затем все члены группы присоединяют свои спусковые устройства к веревке.

Фото 8. Спусковые устройства всех членов связки присоединяются к веревкам.

· Производится взаимная проверка. Убедившись, что все в порядке, первый приспускается на веревке так, чтобы его схватывающий узел затянулся. При этом своим весом он блокирует спусковые устройства партнеров, находящихся выше него.

· Теперь все могут отстегнуть свои петли самостраховок от станции. Падение невозможно, поскольку все спусковые устройства оказываются заблокированными.

Шаг 2
Первый спускается по двойной веревке, страхуясь схватывающим узлом.

Фото 9. Первый начинает спуск.

Фото 10. Спуск первого с самостраховкой схватывающим узлом ниже спускового устройства.

Шаг 3.
Достигнув места следующей станции, первый проверяет ее надежность или оборудует новую станцию, присоединяет к ней свою петлю самостраховки, осторожно разгружает веревки и снимает с них спусковое устройство. Схватывающий узел для надежности пока не снимается, а остается присоединенным к человеку, либо перевешивается на станцию. В зависимости от ситуации, узел на конце сдергиваемой веревки можно развязать сейчас или позже.

Фото 11. Присоединяем петлю самостраховки к нижней станции.

Фото 12. Снимаем спусковое устройство с веревок, оставляя на них схватывающий узел.

Шаг 4
·После освобождения веревок первым, может немедленно начинать спуск следующий.
·Его страховка осуществляется находящимся на нижней станции партнером, который держит веревки в руках и, натягивая их, может остановить падение товарища в случае потери им контроля над спуском. В некоторых случаях (очень тонкие веревки, опасность камнепада…), разумным вариантом будет использование самостраховки схватывающим узлом всеми спускающимися.

Фото 13. Страховка спускающегося ведется с нижней станции.

Шаг 5
· Спустившись к станции, второй также страхуется к ней своей петлей. Если в связке три человека, то же делает и третий член группы.
· Если концевой узел на еще не развязан, нужно сделать это сейчас, и начать сдергивание веревок. Когда связывающий веревки узел подтянется к нижней станции, одну веревку продевают в спусковую петлю (или вщелкивают в оставляемый карабин) и, при необходимости, снова связывают веревки.
· Теперь, спускающийся опять первым, руководитель завязывает на сдвоенной веревке ниже станции свой схватывающий узел.

Фото 14. Сдергиваем веревку.

Шаг 6
Можно не ждать, пока, конец сдергиваемой веревки свалится сверху – достаточно подтянуть к станции середину сдвоенной веревки и продеть веревку в спусковую петлю. Собирается в кольца и сбрасывается вниз только сдергивающая веревка с узлом на ее конце. Теперь можно начинать следующий спуск…

Фото 15. Все готово к следующему спуску.

 

Спуск большой группой.


Если на спусковом маршруте работают несколько отдельных связок, им, во многих случаях, имеет смысл объединиться, чтобы спуститься вниз быстро и без осложнений. Если надо сделать лишь несколько спусков, так называемый "метод J+S" хорошо подходит для этого. В идеале необходимо, чтобы минимум одна связка использовала двойную веревку, но в зависимости от ситуации (длины используемых веревок, расстояние между спусковыми станциями…), метод применим и в других сценариях – хороший материал для размышления.

Необходимыми условиями являются владение всеми техникой спуска, наличие удобных станций, позволяющих разместиться на них большой группе. Очень важно иметь хороший голосовой контакт между станциями, так как перед сбрасыванием веревки надо убедиться что на нижней станции все находятся на самостраховке. По этой же причине, каждый спускающийся нагружает веревку до тех пор, пока не встанет на самостраховку!


Преимущества этого метода:
· Большие группы людей могут спускаться по веревке быстро и достаточно безопасно.

Недостатки:
· Для безупречного функционирования, необходима хорошая техническая подготовленность и согласованность действий.
· Спуск по одинарной веревке не так-то прост, особенно при использовании тонкой пропитанной веревки и/или на крутых местах. В этих случаях при использовании «корзинок», лучше присоединять их спаренными карабинами для увеличения степени торможения.

В нашем примере две связки: двойка с одинарной веревкой и тройка с двойной веревкой спускаются совместно. Из пяти человек двое – руководители (гиды) и трое – клиенты.

Схема 2. Взаимодействие двух связок на спуске.

Шаг 1:
· Все члены групп подготавливают свои индивидуальные спусковые петли и пристраховываются ими к общей проверенной и, при необходимости, усиленной спусковой станции.
· Одинарная веревка закрепляется на станции проводником-восьмеркой, на втором конце завязывается узел, и веревка сбрасывается вниз. Таким образом, спуск возможен на всю длину этой веревки.

Шаг 2:
· Один из руководителей первым спускается по одинарной веревке (с подстраховкой схватывающим узлом) к следующей спусковой станции, пристраховывается к ней, и закрепляет конец спусковой веревки на станции.

Шаг 3:
· Затем трое клиентов спускаются по этой же одинарной веревке, причем их страховка обеспечивается снизу - методом натяжения веревки. По очереди спускаясь на станцию, они прицепляют к ней свои самостраховки и отсоединяют спусковые устройства от веревки.
· После того, как все четверо на нижней станции встанут на самостраховку, их спусковую веревку можно отсоединить от верхней станции, завязать концевой узел, и сбросить вниз.

Шаг 4:
· Оставшийся наверху второй руководитель спускается по имеющейся у него двойной веревке описанным ранее способом.
· По команде снизу, убедившись, что там все стоят на самостраховках на станции (напоминаем о важности надежной коммуникации между станциями), он сбрасывает веревку первой группы, убедившись в наличии концевого узла, и начинает спускаться по своим сдвоенным веревкам.
· Сразу после сброса одинарной веревки, находящийся внизу руководитель может начинать спускаться к следующей станции, и процесс повторяется…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: