Содержание.
Введение....................................................................................................... 3
1. Авторское право как институт права интеллектуальной собственности. 5
2. Взаимосвязь социологии и авторского права........................................ 8
3. Методы социологии в решении проблем авторского права............... 15
Заключение................................................................................................ 25
Источники.................................................................................................. 27
Введение.
Категория “социология права” в качестве самостоятельного научного направления введена в научный оборот относительно недавно — в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. В данной работе мы предполагаем рассмотреть более узко социологию авторского права и комплексные социологические методы, применяемые для исследования проблем авторского права. Рассматриваемые проблемы сочетают разнопорядковые отношения — политические, правовые, управленческие организационные и др, которые и являются предметом исследования настоящей работы.
Социология авторского права – это особое направление междисплинарных исследований активно развивающееся на протяжении последнего десятилетия и связанное прежде всего с именами Марты Вудманси и Питера Яши. Интеллектуальным стимулом для этих исследований стала проблематизация категории авторства, предпринятая Мишелем Фуко, а технологические и социокультурные сдвиги последних лет придали этим исследованиям острую злободневность.
Массовая культура, которая является основным направлением социологических исследований, в настоящий момент все более утрачивает свою критическую направленность. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия «товарность» к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается. Данную полемику мы также постараемся отразить в предлагаемой вниманию работе.
|
Конкретные социологические исследования в праве ориентированы, с одной стороны, на анализ социальной обусловленности, а с другой, — на социальное действие, эффективность права и его институтов; воздействие нрава на общественные отношения, на практику, а также и обратное влияние социальных факторов на право. Данное обстоятельство отражает то общее, что особенно сближает между собой ученый юристов и социологов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что между предметом социологии и предметом нрава существует различие. Каждый из них сохраняет свою специфику. Правовую науку прежде всего интересует правовая форма соответствующего общественного отношения, содержание прав и обязанностей его субъектов. А социология на любом уровне выясняет социальный генезис, социальное место и социальные функции изучаемого общественного явления[1].
|
В данной работы мы также предполагаем проанализировать методы социологии, применяющиеся для решения проблем авторского права.
Авторское право как институт права интеллектуальной собственности.
Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме[2].
Материальные предметы – «носители » произведений – могут быть уникальны. Но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. И в этом мы ксматриваем ключевую связь социологии и авторского права. Поэтому авторское право на произведения науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, на котором оно было воплощено.
Таким образом, произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»[3]. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законами признаками. Такими признаками является творческий характер произведения и объективная форма его выражения. Социология понимает объекты авторского права, на наш взгляд, несколько шире, что подробнее будет освещено в последующих главах.
|
В литературе справедливо отмечается, что для авторского права важен не столько ьворческий характер деятельсноти, сколько аналогичный признак результата, хотя, видимо, следует исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату[4]. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, явялется его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. д. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью[5].
В качестве основных задач (функций) авторского права в юридической литературе называют чаще всего две следующие задачи[6]. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обсепечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. К числу основных приницпов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относят следующие.
Во-первых, приницпом авторского права может и должен считаться приницп свободы творчества, которй прямо закреплен в ст. 44 Конституции РФ.
Во-вторых, приницпом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный приницп, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творчесеским произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права.
В-третьих, вкачестве одного из приницпов может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран.
В-четвертых, для современного российского авторского права характерен приницп свободы авторского договора.
Перечисленные выше приницпы имеют большое значение для проблем взаимосвязи социологии и авторского права, которые рассматриваются в следующей главе.