Экономический анализ ресурсов предприятия




Анализ материальных ресурсов и обеспеченности оборотными средствами.

Нормальный ход производственной деятельности предприятия и ее результаты зависят от эффективной организации снабжения и экономного использования материальных ресурсов.

Своевременное поступление и эффективное использование материальных ресурсов обуславливают бесперебойную, ритмичную работу, выполнение плана и увеличение прибыли. Необоснованный излишек материальных ресурсов может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а, следовательно, ухудшению финансового состояния. Отсюда следует, что предприятие должно иметь оптимальный запас материальных ресурсов по количеству, качеству, ассортименту.

Основными направлениями анализа материальных ресурсов являются:

- Анализ показателей наличия, движения и обеспеченности производства материальными ресурсами;

- Анализ использования материальных ресурсов в производстве.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяются обобщающие и частные показатели.

К обобщающим показателям относятся материалоотдача, матери­алоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции.

Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов ма­териальных ресурсов.

Коэффициент соотношения темпов роста объема произ­водства и материальных затрат определяется отношением темпа роста объема производства к темпу роста материальных затрат.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции.

Расчет обобщающих показателей использования материальных ресурсов выполнен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Основные характеристики эффективности использования

материальных ресурсов предприятия

Показатель Значение Изменение, +, – Темп роста, %
2010 г. 2011 г.
1 Прибыль на 1 рубль материальных затрат 2,6 12,75 10,15 490,4
2 Материалоотдача, т.р.   200,81 -280,19 41,7
3 Материалоемкость продукции 0,002 0,005 0,003  
4 Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции 0,003 0,006 0,003  
5 Выручка от продаж, т.р.       561,9
6 Объем выпуска товарной продукции (В+ОГПкг–ОГПнг), т.р.       591,7

 

Прибыль на 1р. материальных затрат является одним из показателей эффективности использования ресурсов предприятия. Из данной таблицы видно, что прибыль на 1 р. материальных затрат увеличилась в отчётном году на 10,15 т.р. Материалоотдача уменьшилась на 280,19 т.р. Материалоемкость продукции наоборот увеличилась за 2011 год на 0,003 т.р., она показывает, сколько материальных затрат приходится на производство единицы продукции. Выручка от реализации увеличилась на 28888 т.р.

Оборотные средства являются текущими активами предприятия. Оборотные средства – денежные средства, авансируемые в оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды – предметы труда, которые участвуют в одном производственном цикле, вещественно входят в готовую продукцию, изменяя при этом свою натуральную форм, а свою стоимость переносят на стоимость готовой продукции сразу, в течение одного производственного цикла.

Фонды обращения обеспечивают процесс реализации продукции и осуществление расчетов.

По степени ликвидности различают наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения); быстро реализуемые активы (товары отгруженные, краткосрочная дебиторская задолженность, прочие оборотные средства); медленно реализуемые активы (запасы за минусом расходов будущих периодов).

Оборотные средства обеспечивают непрерывность производственного процесса. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью – продолжительностью прохождения отдельных стадий производства и обращения. Ускорение их оборачиваемости уменьшает потребность в них, а именно: снижает запасы, сокращает объемы незавершенного производства и, следовательно, снижает затраты на их хранение и т. д.

Для характеристики оборачиваемости оборотных средств используют следующие показатели: коэффициент оборачиваемости оборотных средств; продолжительность одного оборота в днях; коэффициент закрепления оборотных средств.

Для анализа использования оборотных средств заполним таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2 - Показатели оборачиваемости оборотных средств

Показатели 2010 г. 2011 г. Отклонения
Абсол. Относ.
1 Выручка от продаж (В), т.р.       4,62
2 Оборотные средства (ОС), т.р.       11,7
3 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Коб = В / ОС   5,75 -7,25 -0,56
4 Длительность оборота оборотных средств Д = ОС*Т / В 27,69 62,58 34,89 1,26
5 Коэффициент закрепления оборотных средств Кз = ОС / В 0,08 0,17 0,09 1,125

Из таблицы 2.2 видно, что длительность оборота оборотных средств ООО «Немецкая техника» за рассмотренный период, за 2011 год, увеличилось на 34 дня. Кроме того, темп роста величины оборотных средств превышает темп роста выручки от продаж. Это привело к снижению коэффициента оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, увеличению коэффициента закрепления оборотных средств. Такая динамика рассмотренных показателей говорит об ускорении оборачиваемости оборотных средств, что позволяет сокращать запасы и объемы незавершенного производства, снижать затраты на их хранение. Это свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств на предприятии.

Таблица 2.3 - Характеристика оборачиваемости товарно-материальных ценностей в составе оборотных средств

Показатель 2010 г., дни 2011 г., дни Отклонение
+, – %
1 Длительность оборота запасов сырья, материалов , где З –запасы, С – себестоимость продукции, Т – календарный период (365 дней). 6,18 31,49 25,31 4,1
2 Длительность оборота готовой продукции , где ГП – запасы готовой продукции 4,26 24,62 20,36 4,78

 

По результатам таблицы можно сделать вывод, что в отчетном 2011 году увеличилась длительность оборота запасов сырья и материалов на 4,1%. Это объясняется тем, что стоимость производственных запасов уменьшилась в большей степени, чем себестоимость продукции.

Также в отчетном 2011 году увеличилась длительность оборота готовой продукции. Это связано с тем, что запасы готовой продукции возросли в большей мере по сравнению с ростом выручки от реализации продукции. Увеличение запасов сырья и материалов обусловлено увеличением объема выпуска продукции в отчетном 2011 году.

Проанализируем структуру дебиторской и кредиторской задолженностей.

Таблица 2.4 - Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия

Показатель Сумма, т.р. Удельный вес, % Изменение
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. +, – %
1 Дебиторская задолженность (до 12 месяцев)         - -
2 Кредиторская задолженность         - -

 

Исходя из таблицы следует вывод о том, что поступления выплат в бюджет в виде налогов увеличились, что означает, что предприятие стало больше производить, а соответственно больше продукции стало продаваться. Дебиторская задолженность больше кредиторской задолженности, что является положительным моментом для предприятия, так как снижение доли кредиторской задолженности свидетельствует о повышении уровня платёжеспособности предприятия.

 

Таблица 2.5 - Расчет показателей оценки состояния дебиторской и кредиторской задолженностей

Показатель 2010 г. 2011 г. Отклонение
+, – %
1 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз 33,3 12,16 -21,14 -0,63
2 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Ккз 19,5 638,95 619,45 31,77
3 Период погашения дебиторской задолженности Ддз 0,11 0,12 0,01 0,09
4 Период погашения кредиторской задолженности Дкз 0,07 6,55 6,48 92,57
5 Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств Удз   12,3 -39,7 -0,76

 

Из данной таблицы видно, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился в отчетном году и равен 638,95. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим годом уменьшился и составил 12,16, и, соответственно, увеличился период погашения дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился в отчетном году и равен 638,95.

Экономический анализ производства и реализации продукции.

Объем произведенной и реализованной продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. По экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия и степень его участия в удовлетворении потребностей рынка. Темпы роста объема производства и реализации продукции влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Основная задача анализа производства и реализации продукции состоит в том, чтобы выявить конкурентные позиции организации и определить стратегию продвижения продукции на рынке.

Анализ производства и реализации продукции осуществляется по трем направлениям:

- оценка результатов производственной деятельности с целью подведения итогов работы;

- анализ результатов и хода выполнения производственной программы с целью прогнозирования возможных результатов;

- анализ результатов с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса.

Для характеристики производства выделяют следующие виды продукции: валовую (ВП), товарную (ТП), реализованную (РП), отгруженную (ОП).

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутризаводской оборот. Данный показатель выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутризаводской оборот. Данный показатель выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция – полученная от покупателей выручка за отгруженную продукцию, на которую перешло право собственности.

 

Таблица 2.6 - Характеристика производства и реализации продукции предприятия, т.р.

Характеристика объема продукции Формула расчета 2010 г., т.р. 2011 г., т.р. Отклонение
+, – TR, %
1 Реализованная продукция (выручка от продаж)       561,91
2 Отгруженная продукция ОП=РП+ОГнг- -ОГкг       531,39
3 Валовая продукция ВП= РП-ОГнг+ОГкг+ +НЗПнг-НЗПкг       544,32
4 Дебиторская задолженность (ДЗ)       91,19

 

Анализируя расчеты таблицы 2.6, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период рост выручки от продаж составил 561,91% или другими словами, выручка выросла на 28888 т.р. Выручка от продаж в 2011 году превышает размер валовой продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: