Тема урока: Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Тип урока: комбинированный
Цели урока: определить роль пейзажа в рассказе, формировать умение соотносить художественный текст с картинами, совершенствовать навыки анализа текста, развивать творческое воображение и монологическую речь учащихся, воспитывать любовь к природе, развивать умение работать в группах.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, учебные пособия.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент. | |||
2. Проверка домашнего задания. | Учитель: «Дома вы готовили выразительное чтение описаний природы в произведении Тургенева «Бежин луг». Сначала мы заслушаем только троих человек, но в процессе урока у желающих еще будет возможность прочесть нам свои описания. Но слушать отвечающего сейчас мы будем не совсем обычным образом – мы закроем глаза и постараемся представить картину того, о чем нам читают. Получилось ли представить? Красочными ли были картины? Постарайтесь запомнить слова автора, которые «делали» наше представление более красочным». | Один человек выразительно читает отрывок – описание природы, а остальные пытаются представить услышанное. Работа с текстом учебника. Ответы детей, которые рассказывают о том, какие картины природы им удалось представить. Участие в коллективном диалоге. | |
3. Работа по теме урока. | Учитель: «Откроем тетради и запишем дату и тему сегодняшнего урока. Тема урока перед вами на экране. (слайд№1 после титульного). Эпиграфом к уроку послужат нам слова самого автора произведения (слайд №2). Прочитайте внимательно текст, запишите его в тетрадь. О чем говорит автор? Как вы понимаете эти слова? Вы совершенно верно говорите о неразрывности человека и природы. В жизни человека, как и в природе, есть красивые, жизнерадостные, наполненные жизненной энергией периоды цветения, а есть и периоды угасания, и чередование их бесконечно, но каждый период жизни человека, как каждое время года в природе, прекрасен по-своему! Основываясь на формулировке темы и эпиграфе, давайте постараемся сформулировать цели нашего урока. Какие выводы должны появиться в нашей тетради? В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться? Посмотрите на экран (слайды №№4-11). Как можно назвать то, что представлено, одним словом? А что такое пейзаж? В начале урока мы закрывали глаза и представляли картины природы, слушая словесное описание. Можно ли это описание назвать пейзажем? Что такое литературный пейзаж? В чем его отличие от нарисованных пейзажей (картин)? Вы правы – на картинах художников мы только видим красоту природы, и видим ее именно такой, какой увидел ее автор картины. А при словесном описании писатель, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно. Давайте прочитаем определение пейзажа, которое дает нам «Словарь литературоведческих терминов» (слайды №№12-13) | Записывают в тетрадь дату и тему урока. Записывают текст, анализируют его. (автор говорит о неразрывности человека и природы, человек – часть природы и т.д.) Формулируют цели урока (установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа, учиться описывать красоту природы) (природа, поля, пейзажи) Формулируют определение Основываясь на полученных ранее знаниях и вспоминая зачитанные сегодня описания, дают определение пейзажа (описание природы конкретной местности и чувств автора относительно созерцаемого. Автор описывает не только то, что видит, но и звуки, погоду, свое настроение и т.д. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.) Читают, анализируют текст презентации. Участие в коллективном диалоге. | |
4. Физкультминутка | |||
5. Продолже-ние работы по теме урока. | Ребята, как вы думаете, с помощью чего автор так красочно и полно описывает природу, что помогает ему воздействовать на настроение и восприятие читателя? Давайте с вами найдем эти тропы и озаглавим найденные нами на прошлом уроке описания природы в рассказе Тургенева «Бежин луг»: 1. Стр.164-165 Кто готовил дома выразительное чтение этого отрывка? Теперь пропустим около 10 строк вниз и начертим такую таблицу (слайд №14), которую мы с вами будем заполнять в процессе чтения… 2. Стр. 167-168 О чем говорится в этом отрывке? Как можно его озаглавить? (заполняем таблицу) 3. Стр. 170-171 (заполняем таблицу) 4. Стр. 183 (заполняем таблицу) 5. Стр. 188 (заполняем таблицу) 6. Стр. 188 (заполняем таблицу) 7. Стр. 189 (заполняем таблицу) | Дети вместе с учителем приходят к выводу, что автор использует средства художественной выразительности – тропы. Один человек читает вслух, класс подбирает название к отрывку. Варианты названий: 1 .«Прекрасный июльский день» 2.«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» 3. «У костра: запах русской летней ночи» 4. «Царственная ночь», «Торжественно и царственно стояла ночь» 5. «Недолги летние ночи!» 6. «Утро зачиналось» 7. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» | |
Давайте посмотрим, какие еще средства художественной выразительности мы с вами не записали (слайды №№ 15-18): Эпитеты: прекрасный день; светлое, приветно-лучезарное солнце; играющие лучи; холодные тени; неприятная, неподвижная сырость; пустынное поле; пугливо нырнула; громадными клубами вздымался угрюмый мрак; в застывающем воздухе; слабо и жалобно пискнул; страшная бездна и др. Олицетворения: ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной; заснувшие верхушки леса; звездочки зашевелились; торчало стоймя несколько больших, белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания; стремительный, безостановочный бег земли; жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею; вихри… гуляют по дорогам; облака исчезают…, ложатся розовыми клубами и др. Сравнения: облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке; они так же лучезарны, как небо; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым; ночь приближалась и росла, как грозовая туча; блеск подобен блеску кованого серебра; как бережно несомая свечка и др. Метафоры: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем; солнце мирно всплывает; хлынули играющие лучи; трава белела ровной скатертью; даже с вышины лилась темнота и др. | |||
6. Закрепление изученного материала. | Обсуждение вопросов 2 рубрики «Совершенствуем свою речь» на стр.191 | Анализ и систематизация полученных на уроке знаний. Коллективный диалог. Подготовка к подведению итогов урока и формулированию основных выводов. | |
7. Подведение итогов урока. | Учитель: «Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?» Учащиеся вместе с учителем формулируют выводы: Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Картины наступающей ночи вызвали у автора чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни. Учитель: «А почему так много картин природы?» (дети живут в деревне. Их всегда окружает природа, которая является фоном жизни ребят)- слайд №19 Учитель: «Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Но у меня к вам еще один вопрос: какое значение для построения рассказа имеют пейзажи, изображенные Тургеневым? (рассказ начинается и заканчивается описанием утра. Пейзаж служит зачином и концовкой произведения). Учитель: «Молодцы, ребята! Благодарю вас за прекрасную работу на уроке и надеюсь, что вы теперь будете еще внимательнее и бережнее относиться к природе, научитесь чувствовать ее, восхищаться ею. Ведь человек и природа – единое целое! | ||
|
|
|