Предмет и задачи психологии




Психология

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

В.Гумбольт

Психология (греч. - душа; греч. - знание) - наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент, - все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остается, - что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира?

Психология прошла длинный путь развития. При этом происходило изменение понимания предмета и задач психологии. Вот основные этапы ее развития.

Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знания.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

Четвертый этап – это настоящее время и психология сегодня рассматривается как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Предмет и задачи психологии

В настоящее время перед психологией стоят следующие задачи:

1. Раскрыть психологические закономерности формирования человека как личности.

2. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей.

3. Научиться управлять психическими явлениями.

4. Использовать полученные знания на практике с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

5. Быть теоретической основой практики психологической службы.

Отрасли Психологи

ü Общая психология (изучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом)

ü Юридическая психология (судебная, психология исполнения труда)

ü Медицинская (пат.физиология, нейропсихология, психофармакология, психологическое консультирование, психология труда и личности врача, Клиническая психология)

ü Сравнительная психология (Зоопсихология, Психогенетика)

ü Дифференциальная психология (изучает, чем люди отличаются друг от друга с точки зрения психологии, каковы причины этого и с чем это связано)

ü Возрастная психология (Геронтопсихология, Детская психология, Психология юности, Психология подростка, Психология взрослого человека)

ü Педагогическая психология (Психология обучения, Психология проф.обучения, Психология воспитания)

ü Социальная психология (рассматривает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и общества)

Психика – это субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи – мозга. Это внутренний субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром в процессе активного отражения этого мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков.

Психика – это наши ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазия, чувства и воля. Все эти психические процессы, свойственны конкретному человеку, субъекту, который имеет свой особенный характер, способности, темперамент; который познает, общается, действует в окружающем мире, человеку, который есть сын своего времени, член данного общества, личность.

Основными функциями психики являются отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живых существ с целью обеспечения его выживания. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Все психические явления можно условно разделить на процессы, свойства и состояния.

К психическим процессам относятся: ощущения, восприятие, представления, память, внимание, эмоции и т.д. К психическим состояниям – активность, бодрость, усталость, тревожность и т.д.

К психическим свойствам – характер, темперамент, способности. Психические процессы также подразделяются на три группы: познавательные, эмоциональные, волевые.

К познавательным процессам относятся процессы получения и переработки информации о явлениях, происходящих в самом организме и в окружающем мире. Это ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление.

К эмоциональным – отношение человека к тому, что он познает и делает: аффекты, переживания, эмоции, чувства.

К волевым – формирование потребностей и мотивов, выбор целей и способов их достижения, принятие решений и приведение их в исполнение.

При изучении их удобнее рассматривать раздельно, однако всегда надо помнить и учитывать целостность психики.

Психика человека существенно отличается даже от психики высокоорганизованных животных. Только человеку присуще сознание, как высшая форма отражения действительности.

Сознание – это, прежде всего знание о чем-либо, знание, которое можно проверить на практике. Значительная часть психических явлений человеком осознается. Т.е. человек знает и отдает себе отчет в том, каковы последствия его поступков и действий, что с ним происходит в тот или иной момент времени. Кроме того, осознать, значит получить возможность научить, передать свое знание другому человеку.

Однако имеется и много таких явлений, которые образуют бессознательный слой психики.

Бессознательное – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается ориентировка во времени и месте действия. Это сновидения, автоматизированные действия, механизмы творчества, формирование догадок, гипотез, интуиция и многое другое.

 

 

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) – врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов.

Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов):

Преобладание желтой желчи делает человека импульсивным, горячим- холериком (импульсивный, раздражительный, в меру общительный, при этом целеустремленный.)

Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным – флегматиком (спокойный, уравновешеный, малообщительный, не любит перемены)

Преобладание крови делает человека подвижным и веселым – сангвиником (энергичный и гибкий)

Преобладание черной желчи делает человека грустным и боязливым – меланхоликом (малообщительный, замкнутый, робкий, застенчивый, впечатлительный, с глубокими переживаниями и эмоциями)

Академик И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип (живой, по И. П. Павлову - сангвинический темперамент);

2) сильный, уравновешенный, инертный тип (спокойный, по И. П. Павлову - флегматический темперамент);

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения (безудержный тип, по И. П. Павлову - холерический темперамент);

4) слабый тип (слабый, по И. П. Павлову - меланхолический темперамент).

Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внесли швейцарский психоаналитик К. Юнг и немецкий психолог Г. Айзенк. По характеру направленности личности К. Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный. Людям экстравертивного типа свойственны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для людей интровертивного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения речи.

Г. Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость (нейротизм).Нейротизм, по Г. Айзенку, характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, резкими колебаниями настроений, непостоянством интересов и т. д.

На основе сочетания этих двух базисных черт личности образуются четыре типа темперамента, которые соответствуют классическим:

эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник;

эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик;

эмоционально нестабильный и интровертивный - меланхолик;

эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.

 

Свойства темперамента:

1) Нейротизм – тревожность даже по незначительному поводу; является признаком расшатанной НС.

2) Экстраверсия – направленность активности личности человека на мир внешних обьектов.

3) Инстраверсия – направленость активности личности человека на свой внутренний субьективный мир.

4) Амбиверсия – характеристика человека в меру общительного (холерик, меланхолик)

 

 

Диагностика темперамента.Тест Айзенка

да нет да нет да нет
                 
                 
                 
      23.          
      24.          
      25.          
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Низкая оценка по шкале психотизма указывает на низкую конфликтность.

Средние оценки по шкале экстраверсия -интроверсия говорят о наличии качеств как экстраверта, так и интроверта и их ситуативное проявление. Такой тип людей называют амбиверты.

Низкие показатели по шкале нейротизма говорят о высокой психической устойчивости.

 

Если точка попадает на ось (один из показателей равен 12), то проявляется промежуточный темперамент, умеренно выраженый или коммуникативная направленность (показатель Б), или возбудимость (показатель В). Чем ближе точка расположена к центру круга (показатели Б и В имеют значение от 6 до 18), тем более адаптивно поведение, то есть черты темперамента проявляются не в крайней степени, их легко контролировать. Чем больше значения приближаются к максимальным или минимальным, тем тяжелее человеку корректировать свое поведение, так как черты темперамента проявляются достаточно сильно.

Сангвиник

Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.

Холерик

Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда четко определяет приоритеты.

Флегматик

Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.

Меланхолик

Повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив, раним, мнителен. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Плачет и смеется тихо. Пониженная активность. Нерешителен, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Обиды носит в себе, фиксируется на ошибках и неудачах.

 

 

Тест «Эмпатия»

1. 14. 27.

2. 15. 28.

3. 16. 29

4. 17. 30.

5. 18. 31.

6. 19. 32.

7. 20. 33.

8. 21.

9. 22.

10. 23

11. 24

12. 25

13. 26

Уровень эмпатических тенденций 22

Средний уровень эмпатии -имеется у большинства людей.

Средний уровень выражается в том, что личность готова в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Мы все мысленно способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Однако далеко не каждый готов действительно принимать серьезное участие в судьбе незнакомого человека. Даже если личность нам знакома, это не значит, что вы предпочтете отложить все свои срочные дела и погрузитесь в решение чьей-то проблемы.

1) Пластичность – способность человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям (санвиник)

2) Регидность - способность человека инертно вести себя в измененных условиях (флегматик)

3) Э моциональность - способность человека длительное время переживать ту или иную ситуацию.

4) Впечатлительность – скорость, динамика, глубина психологических процессов и состояний (меланхолик)

5) Сенсетивность – высокая чувствительность на раздражителя даже малой силы (больше всех это свойственно меланхолику)

6) Активные темпер. Реакции – скорость протекания психологических процессов (сангвиник)

7) Реактивность – сила ответной реакции на внешние и внутренние раздражители (холерик)

8) Импульсивность – склонность действовать по первому зову под влиянием как внешних, так и внутренних факторов (холерик)

Формула темперамента.

I II III IV

1 1 1 1

2 2 2 2

3 3 3 3

4 4 4 4

5 5 5 5

6 6 6 6

7 7 7 7

8 8 8 8

9 9 9 9

10 10 10 10

11 11 11 11

12 12 12 12

13 13 13 13

14 14 14 14

15 15 15 15

16 16 16 16

17 17 17 17

18 18 18 18

19 19 19 19

20 20 20 20

 

Св-ва темперамента «Сангвиник

Св-ва темперамента Флегматик

Св-ва темперамента Холерик

Св-ва темперамента Меланхолик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: