Характер. Акцетуации характера.




Характер – сложившийся и закрепившийся под влиянием природных и средовых воздействий устойчивый склад психологических свойств, вырабатывающий различные типы отношения человека к самому себе и к окружающей его действительности.

Черта характера – характерное отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Это своеобразный инструмент, с помощью которого человек взаимодействует в среде.

Сравнительная характеристика характера и темперамента

Черты характера Свойства темперамента
Смысловая характеристика поведения, т.е. содержательная сторона отношений. (быстрота принятия решений, агрессивность) Динамические признаки поведения, проявляющиеся в силе, выраженности, интенсивности поведенческих реакций (импульсивность)
Произвольные, осознанные отл Которыми руководствуется человек в своем поведении (быстрота принятия решений) Непроизвольные, преимущественно импульсивные действия, которые зависят от свойство нервной системы.
Формируется в процессе онтогенеза человека и зависит от средовых условий. (усидчивость, сложная адаптивность) Является врожденным и малоизменяемым в процессе онтогенеза. (Регидность)
Выполняет адаптивную и селективную функции поведения (изберательные) (Манипулятивность) Выполняет энергетическую и защитную функции. (Эмоциональность)

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обусловл. Повышеную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуация – это не болезнь, не патология, а крайнее выражение нормы!

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

1. Гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);

2. Дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);

3. Демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон).

4. Эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

5. Лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);

6. Тревожный (боязливость, робость, покорность);

7. Экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ).

8. Педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам

9. Застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию

10. Возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

Другие два типа - экстравертированный и интровертированный тип, были описаны К. Леонгардом как промежуточные типы, поскольку относятся уже не столько к характеру, сколько к личностному уровню.

 

Опросник Шмишека. Акцентуации характера

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Акцентуация "Гипертимный тип"________

Акцентуация "Дистимический тип"________

Акцентуация "Циклотимный тип" ________

Акцентуация "Эмоциональный тип"________

Акцентуация "Демонстративный тип"________

Акцентуация "Застревающий тип"________

Акцентуация "Педантичный тип"________

Акцентуация "Тревожный тип"________

Акцентуация "Возбудимый тип"________

Акцентуация "Экзальтированный тип"________

Ложь ________________

Все или большинство акцентуаций отсутствуют, это может говорить о нормальности- т.е. об отсутствии тенденций к разного рода отклонениям и особенностям.

От 0 до 7 – черты потенциальные

От 8 до 12 – черты фоновые

От 13 до 15 – актуальные черты

От 16 до 18 – доминирующие черты

От 19 до 24 – акцентуированые черты

 

I-вариант

Г) Моника К.(7 лет 11 мес) возбудимость, гипертимность, демонстративный. Характер- сангвиник.

Б) Хельмут К. (12 лет) эмоциональный, педантичный.

Характер- меланхолик.

 

4) А- 2,4 Б – 1,3,5

5) Анализ

6) Иерархия черт характера

7) Подвижности, уравновешенности и силы НС

8) Экстраверт

9) Интроверт

10)Сангвиник и холерик

11)Меланхолик и холерик

 

Эмоционально-волевая сфера личности человека

Эмоции – (от лат. emovere – возбуждать, волновать) это психический процесс субьективного отражения общего отношения человека к предметам, явлениям действительности, к другим людям и к самому себе.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

Моральные (нравственно-этические).

Интеллектуальные, практические.

Настроения – представляют собой относителдьно слабое эмоциональное состояние, но окрашивающее на длительное время все поведение человека.

Стрессы – (англ. Давление, напряжение) неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятные факторы.

 

«Фундаментальные эмоции по К. Изарду.
1. Интерес (как эмоция)
2. Радость

3. Удивление

4. Страдание

5. Гнев

6. Отвращение
7. Презрение
8. Страх

9. Стыд

10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Воля – психический процесс сознательного управления и регулирования поведения.

Сила воли – особое нервно-психологическое состояние, создающее необходимый тонус и мобилизационную готовность сил организма.

2 функции воли: Побудитлеьная и Тормозная.

Побудительная (стимулирующая) функция обеспечивается активностью человека. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).

Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет обучить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и долгое время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли "учителя" и смысл ситуации для него изменился.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности.

Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.

 

Итак, в понятии "воля" отчетливо прослеживается целостный характер психики человека.

Заслуга традиционной психологии заключается не только в виду к проблеме воли, но и в определении важных положений, касающихся этого феномена.

  1. Воля является продуктом общественно-исторического развития человека, ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
  2. Свобода не является врожденной или генетически данной способностью, она формируется в процессе жизни, в реальной деятельности, которая требует определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
  3. Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, своих ценностях и возможностях, на основании которых осуществляются предвидение и оценка последствий активности личности.
  4. Развитие свободы тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоций, мотивационно-смысловой сферой, с развитием сознания и самосознания, личности вообще.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: