1. Организация работы прачечной в гостинице
2. Профессиональное оборудование для прачечной и химчистки
3. Рабочий цикл прачечной. Стандарт выполнения заказа гостя
1.
Важную роль в качественном сервисе играет бытовое обслуживание гостей отеля. Ключевое значение здесь имеет грамотная организация стирки, химчистки постельного белья, текстиля ресторана, униформы сотрудников, гостевых заказов. И когда речь заходит об обустройстве в гостинице прачечной и химчистки, возникает вопрос, необходимо ли это? Единого мнения по этому вопросу нет, т.к. он индивидуален для каждого отеля и требует всестороннего исследования.
В гостинице 3 звезды предусмотрены услуги по стирке и химчистке одежды клиентов и срок их исполнения в течении суток, а в 4-5 звезд этот вид услуг предусмотрен в варианте «экспресс обслуживания». Также предусмотрен мелкий ремонт одежды гостей в 3-, 4-, 5 - звездочных гостиницах.
Указанные нормы вынуждают владельца гостиницы выбирать один из двух вариантов организации бытовых услуг своим клиентам или комбинировать их.
Вариант 1. Можно заключить договор с муниципальной либо частной прачечной или химчисткой и переложить на них заботу о чистоте белья гостиницы и предоставлении услуг своим клиентам. Это наиболее легкий путь, но в этом случае существуют следующие проблемы:
· Иногда владельцы завышают стоимость оказываемых прачечной услуг по стирке бель гостиницам и ее клиентам
· Транспортные расходы
· Нет возможности контролировать качество стирки
· Возможные потери и повреждения белья при обработке
· Нет возможности контролировать качество и срок исполнения заказов клиентов, а гостиница несет за них ответственность
|
· Частое отсутствие в регионах прачечных и химчисток, оснащенных современным оборудованием
Работа с городскими прачечными - химчистками означает, что четкость цикла работы гостиницы зависит от другой компании. Сломалась машина, в городе автомобильная пробка – отель лишен возможности работать в нормальном режиме.
Своя прачечная требует существенных капитальных вложений на начальном этапе, а главное – для нее необходимо найти помещение, отвечающее определенным требованиям: для многих проектов это может оказаться камнем преткновения. В этом случае гостиница передает услуги стирки и химчистки городским предприятиям. Городские прачечные часто предлагают следующие услуги:
· Предоставление (аренда) постельного белья, полотенец, махровых халатов
· Стирка и глаженье белья
· Ремонт и замена белья по мере износа
· Доставка чистого и упакованного белья из прачечной – химчистки по графику заказчика
· Изготовление логотипа заказчика
· Хранение белья на складе прачечной
Аренда белья позволяет отелю полностью отказаться от инвестиций на закупку текстиля и существенно сократить расходы, связанные со стиркой и хранением.
Такое сотрудничество имеет массу преимуществ и может быть с пользой применено небольшими гостиницами, т.к. позволяет экономить место, время и деньги.
Работая с внешними прачечными, отель должен иметь больше комплектов постельного белья в расчете на одно спальное место, учитывая непредвиденные обстоятельства.
Вариант 2. Иметь собственную прачечную – химчистку в гостинице означает в настоящее время высокий уровень сервиса, серьезная услуга и высококлассные отели идут на это. Прачечная – химчистка в отеле выполняет стирку и чистку собственного гостинично - ресторанного белья, униформы сотрудников, стирку и чистку, глажение и мелкий ремонт одежды проживающих. Прачечная – химчистка может оказывать услуги по стирке и чистке личных вещей сотрудников за установленную плату и принимать заказы от жителей города.
|
У отелей есть возможность подобрать оптимальный по стоимости и производительности комплект оборудования, учитывая все особенности гостиничного предприятия.
Недостатки:
· Необходимость вложения крупных денежных средств в приобретение прачечного оборудования, а в случае организации химической чистки сумма затрат значительно возрастает
· Выделение помещения, его ремонт в соответствии с требованиями санитарных норм, устройство и монтаж необходимых коммуникаций
· Расходы на содержание – заработная плата работникам, стиральные средства, возрастающее потребление электроэнергии и затрат на коммунальные услуги, расходы на обслуживание оборудования
· Поиск и обучение рабочих и руководителей
· При нестабильных загрузках отеля возможна то слишком малая, то слишком большая занятость персонала
Достоинства:
· Продлевается срок службы белья, обеспечивается его сохранность
· Необходимость иметь только минимальное число комплектов белья
· Исключена задержка поставки
· Возможность выполнения экспресс - обслуживания в минимальные сроки
· Независимость от колебания цен на рынке услуг городских прачечных
|
· Отсутствие транспортных расходов
· 100-% контроль качества обработки белья
· Сведение к минимуму потерь и брака при обработке белья
· 100-% контроль качества и сроков исполнения заказов клиента
· Возможность эксплуатации оборудования в третью смену в период высокого сезона
· Возможность предоставления услуг по обработке белья сторонним организациям и населению
· Окупаемость в течение 1,5-3 лет
В гостинице прачечную следует размещать в едином функциональном блоке. Прачечная включает в себя следующие рабочие участки:
· Приема, сортировки и временного хранения грязного белья
· Предварительной обработки белья, удаление пятен
· Машинной стирки белья
· Гладильное отделение
· Сортировки, промежуточного хранения и выдачи белья
· Ремонта белья (одежды)
Запрещается пересечение потоков чистого и грязного белья. Производительность технологического оборудования должна соответствовать вместимости гостиницы. Размещение оборудования должно обеспечивать свободный доступ к нему.
Собранное в специальные мешки использованное постельное белье и столовое белье поступает в накопитель для грязного белья в специальных тележках в прачечную на участок грязного белья.
В прачечной грязное белье сортируют и раскладывают по разным тележкам. Каждую тележку взвешивают и отвозят на участок стирки.
Когда набирается необходимое количество белья, оператор загружает его в стиральную машину, где оно стирается по определенной программе в зависимости от маркировки, типа, цвета и материала. Затем белье отжимается, его выгружают из стиральной машины и перекладывают в сушильную машину. Далее постельное белье и столовое белье извлекают из сушильной машины чуть влажным, чтобы его легче было гладить. Махровые полотенца вынимают из машины совершенно сухими, т.к. их не гладят.
Высушенные полотенца сортируют по видам (для рук, ног, лица, банное) и складывают вручную.
Вынутое из сушильной машины постельное и столовое белье особым образом встряхивают, подготавливая его для глаженья. Пододеяльники, скатерти и простыни складывают пополам и пропускают через гладильную и складывающую машину. Эти операции выполняют в гладильном отделении операторы гладильных машин.
Сложенные комплекты постельного белья развозчик белья укладывает в тележки вместе с полотенцами и развозит по бельевым кладовым, расположенным на этажах. Столовое белье отвозят в бельевую ресторана.
Сотрудники прачечной выполняют множество следующих трудоемких операций:
· Сортировка
· Стирка и отжим
· Крахмаление
· Химическая чистка и обработка
· Глаженье
· Складывание
Схема технологического процесса предоставлении услуг по стирке белья представлена на рисунке.
Транспорт грязного белья | Сортировка грязного белья | Стирка + ополаскивание | ||
Транспорт чистого белья | Сушка и глаженье | Отжим | ||
Глаженье, финишинг | ||||
Сушка |
Для клиентов предпочтителен круглосуточный график работы прачечной. При таком графике отель получает возможность оказывать услуги быстрее. Несмотря на то, что хорошее профессиональное оборудование может работать без остановок, существует достаточно доводов против его круглосуточного использования.
1) работа в ночную смену часто сопровождается различными проблемами «человеческого фактора»: люди – не машины, и в ночное время суток обычно снижается концентрация внимания, работоспособность.
2) все западные производители профессионального оборудования для прачечных, определяя срок его использования, подразумевают восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю.
По мнению практиков, наиболее эффективным графиком работы прачечной является ежедневный с продолжительностью рабочего дня – 12 ч. В этом случае операторы работают в ритме «два дня через два» и оборудование загружено оптимально.
Необходимо определить и сортность белья: из какого материала и какого фасона будут обрабатываемые изделия начиная с номеров первой категории и выше в 4- и 5-звездочных отелях предусмотрено постельное белье из натуральных тканей – льна, хлопка, шелка.
Белое прямое хлопчатобумажное белье, например, можно стирать в машине по программе с двумя стирками и кипячением, затем сушить в сушильной машине и гладить на катке, а махровые полотенца, халаты не гладят, а только сушат. Оба варианта следует учитывать при подборке комплекта оборудования. Кроме того, существуют некоторые материалы, которые нужно обрабатывать специальными стиральными средствами по собой программе стирки. Создать такие программы можно только на машинах со свободно программируемым микропроцессором.
Постельное белье в гостинице эксплуатируется довольно жестко: его очень часто стирают, подвергают кипячению. Это имеет важное значение при выборе материала, из которого будут выполнены комплекты постельного белья. Если постельное выбрано неправильно, то его придется менять один раз в полгода или даже чаще. Тем не менее даже при качественном выборе материалов в разных гостиницах обновление происходит в разные сроки. На практике в 4-звездочном отеле белье меняют примерно один раз в год, а в 3-зведочном – реже. Однако лучше всего это делать по мере износа – все зависит от загруженности гостиницы, активности клиентов, средств, используемых при стирке.
Следует помнить, что постельное белье – расходный материал, и даже при хорошем уходе максимальный срок службы составляет от 1,5 до 2,5 лет.
Рассмотрим пример необходимого количества постельного белья в обороте, рассчитанного для условий максимальной загрузки гостиницы, т.е. 180 чел., если в отеле 100 номеров (80 двухместных и 20 одноместных) в сутки:
· Наволочки – 720 шт. (4шт. на 1 чел.)
· Пододеяльники – 720 шт. (4шт. на 1 чел.)
· Простыни – 720 шт. (4шт. на 1 чел.)
· Полотенца банные – 720 шт. (4шт. на 1 чел.)
· Полотенца для лица – 720 шт. (4шт. на 1 чел.)
· Коврики для ванной - 720 шт. (4шт. на 1 чел.)
2.
Выбор оборудования для прачечной
От насыщенности прачечной зависит качество стирки белья и, соответственно, имидж отеля. Поэтому подбору оборудования для прачечной в отеле всегда уделяли большое внимание.
Стиральные машины. В зависимости от назначения гостиницы используют саамы е разнообразные модели профессиональных стиральных машин (с разным объемом загрузки, скоростью отжима, мощностью, весом, габаритами). Там, где есть ограничения по площади прачечной или электрической мощности, применяются малогабаритные стиральные машины. Для обеспечения абсолютной гигиены гостинице необходимо иметь отдельную гигиеническую машину барьерного типа.
Сушильные машины (сушильные барабаны, сушильные шкафы). Ассортимент таких агрегатов весьма велик. Различен объем загрузки, мощность, производительность, вес, габариты.
Гладильные машины (гладильные катки). Модели гладильных машин очень разнообразны и различаются техническими параметрами:
· Длина и диаметр вала (катка)
· Скорость глажения
· Способ нагрева, мощность
· Остаточная влажность
· Производительность
· Вес
· габариты
Сушильно – гладильные машины (сушильно-гладильные катки). Сушильно-гладильные машины, в отличие от гладильных машин обладают еще функцией сушки. Влажность белья на выходе после обработки сушильно-гладильной машиной несколько больше, чем у белья, обработанных на гладильных машинах. Однако большим преимуществом сушильно-гладильных машин является то, что они позволяют гладить белье непосредственно после стирки, минуя стадию сушки.
Машины сухой чистки. Растворитель – перхлорэтилен (ПХЭ). При химической чистке изделия в специальной машине помещаются в растворитель перхлорэтилен, который разрушает загрязнения и безвреден для материалов одежды (если разрешена химическая чистка). После растворения загрязнений растворитель сливается из бака машины, а изделия высушиваются, тем самым полностью освобождаясь от растворителя. Сам растворитель после испарения конденсируется, очищается от растворенной в нем грязи и вновь готов к использованию. Таким образом, современные машины химической чистки считаются машинами замкнутого цикла. Машина может работать как в ручном, так и автоматическом режиме в зависимости от выбранной программы и состава изделия.
Машины сухой химчистки. Растворитель – гидрокарбонат (KWL). Машины сухой химчистки на углеводородных растворителях KWL – передовое оборудование. В машинах применяется растворитель самого последнего из доступных сегодня – углеводородный растворитель класса III. Его преимущества:
· не образует заломов, не необходимости в антисептиках, умягчителях, дезинфекторах, антивспенивателях
· не заменим при чистке деликатных и комбинированных вещей, а также кожи, мехов. После обработки не требуется применения комплекса отделочных работ
· удовлетворяет самым жестким требованиям по охране природы, нормам экологии и безопасности: имеет замкнутый цикл с применением вакуумных операций
· низкие расходы на эксплуатационные и электроэнергию
Система аква – чистки. Аква – чистка, т.е.е чистка в воде с использованием специальных машин, химических материалов и тщательно разработанных программ. С помощью этой системы можно стирать и чистить чувствительные текстильные ткани, кожу, шелк, шерсть и многое другое, что раньше можно было подвергать только химчистке. Аква – чистка альтернатива традиционной химчистке, экологически безопасна.
Для удаления сильных загрязнений и трудно выводимых пятен перед обработкой изделий в машине химической чистки их предварительно необходимо обработать вручную. Для ручного выведения пятен используются солы для выведения пятен. Существую пятновыводные столы с холодной и паровоздушной пятновыводкой.
Отделочное оборудование для влажно-тепловой обработки.
Электрические парогенераторы для подключения утюгов и гладильных колодок широкого ассортимента. В полуавтоматический парогенератор набор воды осуществляется вручную. Автоматический парогенератор снабжен помповым насосом и может подключаться к водопроводной сети.
Гладильные столы должны иметь нагреваемую поверхность, вакуум, пропаривание. Комплектуются пароэлектрическими утюгами и встроенными парогенераторами. Предназначены для глажения швейных и трикотажных изделий различного состава: рубашек, джемперов, блузок, обработки брюк, пиджаков.
Гладильные прессы имеют функцию пропаривания рабочей поверхности и вакуума. Могу комплектоваться электрическими утюгами и встроенными парогенераторами. Предназначены в основном для глажения брюк.
Пароманекены используются для глажения верхней одежды: пиджаков, курток, дубленок, платьев, пальто. Возможные модификации: универсальные и специализированные для обработки сорочек, пиджаков; управление вручную и автоматизированное; с регулировкой по размеру изделия и без регулировки.
Возможно дополнительные принадлежности, например, формы для больших и очень больших размеров, для детской одежды.
Пароманекен для влажно-тепловой обработки брюк – топер для окончательного приведения в порядок брюк после влажно-тепловой обработки. Паровая кабина (кабина для отпаривания) применяется для окончательной влажно-тепловой обработки брюк (юбок) и пиджаков (курток, жакетов).
Утюги паровые профессиональные. Модельный ряд утюгов очень разнообразен. В качестве дополнительных принадлежностей к утюгам в гостиницах имеются: алюминиевые подошвы с тефлоновым покрытием для утюгов, пластины тепловой защиты рук.
Оборудование для упаковки изделий. Чаще всего – это машина для упаковки гостиничных изделий в полиэтиленовую пленку. Модели машин различаются по мощности, виду управления (ручные, автоматические), месту установки (настенные, напольные). Самая традиционная ширина рукава – 600 мм.
Для того, чтобы понять, какой именно комплект оборудования необходим для прачечной, нужно определить график ее работы (в одну смену по 8 ч., в две смены по 8 ч., 12 ч. в сутки или круглосуточно) и количество килограммов белья (или число комплектов), которое будет обрабатываться ежедневно.
Величина загрузки стиральных машин должна соответствовать общему объему белья, проходящего через прачечную, а также объему разовых партий, поступающих с этажей или из ресторанов. Это уменьшает время простоя оборудования и, следовательно, обеспечивает более эффективное и экономичное его использование. Поэтому в прачечной должны быть стиральные машины разных загрузок. Например, модельный ряд профессиональных стиральных машин некоторых компаний состоит из моделей 18 типоразмеров с загрузкой от 5 до 110 кг.
Каждая работающая гостиница уже имеет индивидуальные особенности в составе и количестве гостиничного и ресторанного белья, материала, из которого оно изготовлено, одежды персонала.
В настоящее время отельерам приходится учитывать еще одно важное требование при загрузке оборудования – необходимость экономии на стирке. Пути оптимизации расходов при выборе оборудования:
· подобрать оптимальное соотношение цены и качества; значительную экономию дает отказ от переплаты за очень известный бренд.
· Сэкономить можно и на технологическом процессе, когда вместо двух единиц можно приобрести одну, например вместо сушильной машиной и гладильного катка – сушильно-гладильный каландр
· Важное значение имеет экономия ресурсов, электричества, воды, пара, времени, единиц обслуживающего персонала. Так, например, пристенный гладильный каток обслуживает один оператор, а проходной – два.
· Дополнительная скидка за покупку оборудования комплектом может достигать 10-20% стоимости
· Экономия на сменности работы прачечной – промышленное оборудование способно работать не только одну рабочую смену, но и в две или даже круглосуточно
· Наличие экономичной программы стирки
· Использование горячей воды вместо холодной позволяет экономить время нагрева и расход электроэнергии
На чем категорически сэкономить нельзя – это на заключении договора о сервисном обслуживании. Любое промышленное оборудование независимо от наличия гарантии должно находиться на техническом обслуживании.
Нужно рассчитать мощность прачечной так, чтобы она работала в постоянном режиме и при полной нагрузке независимо от сезона и загрузки отеля.
Для прачечной отеля подбирают комплект оборудования, способный обрабатывать за восьмичасовую рабочую смену то количество белья, которое поступает в прачечную в сутки в период сезона малой загрузки отеля. В высокий сезон тот же комплект оборудования переводят на работу в режиме 12, 16 ч. в с утки или даже круглосуточно, что существенно повышает его производительность. Таким, образом серьезно сэкономив на стадии покупки, вполне можно получить набор машин, справляющийся с загрузкой в пиковый сезон и не простаивающий во время неполной загрузки отеля. Можно действовать и от обратного: приобрести комплект машин из расчета на максимально возможную загрузку в отеле, а в периоды низкого сезона гостиницы получать дополнительную прибыль, используя оборудование для оказания прачечных услуг населению или выполнения корпоративных заказов.
Рассмотрим пример выбора оборудования для прачечной при минимальной загрузке отеля 30%, учитывая количество и ассортимент белья и одежды, обрабатываемых за восьмичасовую смену.
В нашем примере – гостиница категории 4 звезды, номерной фонд – 100 номеров.
Согласно Приказу Минспорттуризма №35 смену постельного белья в жилых номерах в гостиницах4 звезды и выше делают ежедневно. В среднем в расчете на один номер с учетом всей инфраструктуры отеля в день поступает 4,3 кг белья. Таким образом, при загрузке 30% прачечная, работающая ежедневно, должна постирать в день 129 кг белья.
При восьмичасовом графике работы прачечной за 1 ч. предстоит выстирать: 129 кг:8 ч = 16 кг (белья за 1 ч), рабочий цикл стиральной машины – 2 ч, тогда 16 кг · 2 ч = 32 кг (за двухчасовой цикл стиральной машины).
Следовательно, чтоб выстирать 129 кг белья за восьмичасовую рабочую смену, машины должны работать четыре цикла по 2 ч.
Этот объем грязного белья можно выстирать, предположим, в трех машинах с загрузкой: 10 кг + 10 кг + 12 кг.
Рассмотрим вариант комплектации данной мини-прачечной при восьмичасовом графике работы сотрудников при минимальной загрузке гостиницы 30%.
Описание оборудования | Число, шт.; объем загрузки, кг |
Стирально-отжимная машина с функциями аквачистки и автоматическим использованием профессиональных жидких моющих средств | 3; 10+10+12 |
Сушильная машина с контролем остаточной влажности, барабаном из нержавеющей стали, реверсом вращения и рекуперацией тепла | 2; 10+14 |
Профессиональный гладильный стол с отсосом и подогревом поверхности, встроенным парогенератором, рукавной лапкой, пароэлектрическим утюгом на поддержке, подсветкой рабочего поля | |
Пристенный гладильный каток – диаметр вала 30 см, рабочая ширина 200 см, пружинный упругий слой, встроенный натяжной вентилятор |
При повышении загрузки отеля тот же комплект оборудования переводят на работу в режиме 12 и 16 ч.
Важно, чтобы загрузка машин прачечной не превышала 500 кг в день, это даст будущему сервисному предприятию полное право называться мини-прачечной. Такая форма прачечной выгода отелю, так как не накладывает дополнительных проектных требований и сложностей согласования.
Выбор комплекта оборудования зависит также от площади прачечной: в целях экономии места можно применять более высокие, сдвоенные машины.
Согласно требованиям СанПиН СП 2.2.1289-03, п. 3.6 объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15м3, а площадь – не менее 4,5 м2 без учета места, занимаемого техникой.
Для устройства прачечной следует выделять площадь примерно 45-50 м2 в расчете на 100 номеров отеля, а если еще добавляется и химчистка, то требуется помещение общей площадью 100 м2. К сожалению, эта зависимость – нелинейная, т.е. при увеличении и уменьшении количества номеров гостиницы колебания площади химчистки и прачечной незначительны. Персонал прачечной должен иметь отдельные раздевалки и душевые.
3.
Каждый гость отеля может воспользоваться услугами прачечной – химчистки. Эти услуги оказывает квалифицированный персонал:
· Заведующий прачечной – химчисткой
· Начальник смены
· Оператор стиральных машин
· Оператор гладильного оборудования
· Портной по ремонту одежды
· Оператор химчистки
· Сотрудник бельевой
Принимает заказ гостя на стирку, доставляет его в прачечную и возвращает выполненный заказ кастелянша номерного фонда или сотрудник бельевой. Кто будет выполнять эти функции, решают в каждом отеле индивидуально.
Каждый номер должен быть укомплектован бланками – заказами на стирку (химчистку). Это могут быть отдельные бланки для прачечной и химчистки. Но для гостей и сотрудников прачечной химчистки удобно, когда таблица всех заказов оформлена на одном бланке. Этот бланк состоит из трех листов разных цветов с копировальным эффектом. На бланке гость указывает номер комнаты, фамилию, дату и расписывается. Бланк – заказ содержит перечень мужской и женской одежды, в нем указаны цены на предоставляемые услуги. Гость может отметить, желает ли он получить рубашки сложенными или на вешалке, накрахмаленными или нет. Гостя просят указать в бланке количество сданных в стирку вещей каждого наименования. Здесь же указаны часы работы прачечной и химчистки и сроки выполнения заказа.