УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Практический материал
Часть 2
Витебск
2015
ББК 74.104
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,
В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.2.– Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 74с.
В данной брошюре представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе.
|
Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.
ББК 74.104
Примерное тематическое планирование
Специально организованной и нерегламентированной деятельности
детей второй младшей группы
ДЕКАБРЬ. Первая неделя. Тема: Зима. Сезонные изменения в природе | |||
Цель: формированиепредставлений детей о зиме, её приметах, развитие умений замечать изменения, происходящие в природе, воспитание познавательного отношения к миру окружающей природы | |||
Специальноорганизованная деятельность | |||
Образовательная область, тип занятия. Тема занятия. Источник | Программные задачи | Методы, приемы, игры, упражнения | Дополнения (дидактический материал, пособия, картины) |
Ребёнок и общество. Тип занятия: усвоение нового материала. Тема: «Зима-волшебница» | Формировать представления об основных признаках зимы, об агрегатных состояниях воды.Развивать умения различать и называть свойства снега, льда; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы | 1. Сюрпризный момент: конверт с картинками: снежинка, сосулька, снеговик, валенки, шуба, коньки.(О какой поре года это письмо?Как вы догадались?) 2. Беседа о зиме, её приметах. 3. Речевая игра «Доскажи словечко» («Снежные слова»). 4. Физкультминутка «Зимушка-зима» 5. Сюрпризный момент: ёмкость со снегом, покрытая салфеткой.Воспитатель предлагает угадать, что находится под салфеткой.Дети ощупывают снег, называя его признаки. 6.Опыты: «Как снег становится водой?» «Как снежинки превращаются в капельки?» 7. Д/игра «Составь узор из льдинок» 8. Подведение итогов занятия | Конверт с картинками: снежинка, сосулька, снеговик, валенки, шуба, коньки; ёмкости для проведения опытов со снегом; геометрические фигуры белого и голубого цвета. Физкультминутка: Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны) Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх.) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев.) И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики») |
Ребёнок и общество, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация). Интегрированное. Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков. Тема: «Зимой на прогулке» | Закрепить представления детей о зимней одежде, о зимних развлечениях. Формировать адекватные представления о себе и о других, осознание себя как члена детского общества, своей половой принадлежности. Развивать умения использовать способ обрывания в аппликации.Воспитывать стремление к совместной игре | 1. Проблемная ситуация.Какая погода зимой? (Холодно. Мороз. Снег. Вьюга. Солнце не греет). Значит, и на улицу выходить не надо? И играть негде и не во что? (Ответы детей). 2. Рассматривание и беседа по картине «Зимой на прогулке». 3. Игра-имитация «Мы не замёрзнем на прогулке зимой» (выполнение определённых движений в соответствии с текстом). 4. Игровое упражнение «Подбери одежду». 5. Чтение стихотворения о снеговике. 6. Пальчиковая гимнастика «Снеговик»(Пралеска. – 2011. – № 1. –С. 60). 7. Коллективная аппликация «Снеговик» (из кусочков салфеток, способом обрывания). 8. Рассматривание коллективной работы. Любование снеговиком | Сюжетная картина «Зимой на прогулке». Предметные картинки с изображением одежды. Лист бумаги с нарисованным контуром снеговика. Бумажные салфетки, клей, тряпочки |
Элементарные математические представления Тип занятия: усвоение новогоматериала. Тема: «Зима» | Формировать представления о способах словесного обозначения количества («много, «один», «два», «три»), о параметрах величины.Развивать умение ориентироваться на себя, выделяя левую и правую стороны; развивать зрительную память, внимание, воображение. Воспитывать интеллектуальные чувства, культуру познания | 1. Загадка о снежинке. 2. Д/игра «Найди одинаковые снежинки» (группировка предметов по параметрам величины). 3. Сюрпризный момент: дятел передаёт детям письмо (изображения деревьев в разные поры года). Детям предлагает назвать величинные характеристики «высокий», «низкий». 4. Физкультминутка «Снежинки». 5. Игровоеупражнение«В зимнем лесу». (дети отвечают на вопросыпо иллюстрации «сколько» словами «много», «один», «два», «три»). 6.Д/игра «Слева, справа». 7.Д/игра «Когда это бывает» (осень, зима). 8. Подведение итогов занятия | 8 снежинок (по 4 одинаковые), конверт, в котором лежат три картинки деревьев: с зелеными листьями, жёлтыми листьями, без листьев разной высоты). Силуэтные картинки: волк, 2 лисы, 3 белки, 4 зайца), шапочка-маска дятла. Физкультминутка «Снежинки» Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок, Получается снежок. Мы деревья побелили - Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли, И от стужи сберегли. Налетел ветерок, И умчался весь снежок |
Ребенок и природа. Тип занятия: усвоение нового материала. Тема занятия: «Путешествие по зимнему лесу» | Формировать представления детей о взаимосвязях в природе, взаимосвязях природного и рукотворного мира; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных.Развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают условия, в которых они находятся; Развивать умение поддерживать воображаемую игровую ситуацию. Воспитывать любовь к природе | 1. Сюрпризный момент: Красная Шапочка, в теплой одежде.Сообщает, что она никогда не ходила через лес к бабушке зимой, но слышала, что в это время в лесу холодно, звери спят. 2. Рассказ-беседа «Путешествие по зимнему лесу». (Наступила зима.В лесу очень холодно. Все покрыто снегом. Снега много, идти по лесу трудно – надо высоко поднимать ноги (дети имитируют движения). Деревья стоят без листьев, все в снегу. Сейчас листья расти не могут, потому что холодно, мало света и нет воды. Есть только одно зеленое дерево.Загадка: зимой и летом – одним цветом (ель)). Дети осматривает лес и животных, которые встречаются среди деревьев. (Заяц-беляк не спит зимой, а бегает по лесу. Голодно ему, нет зеленой травки, приходится ветки с кустов да кору с деревьев глодать. И норы у него нет, спит в снегу под кустом или под елкой. Зайцу тепло, потому что у него густая шерсть и длинный ворс. Кто помогает зайцу? (лес)).Воспитатель аналогичным образом рассказывает о волке, белке, медведе 3. Физкультминутка. 4. Д/игра «Из чего сделано» (Какую пользу приносит лес людям?Из чего сделаны предметы мебели в группе, кто ее изготавливал, почему и как бережно нужно к ней относиться). 5. Подведение итогов занятия | Декорации зимнего леса, иллюстрации с изображением лесных обитателей или муляжи, кукла Красная шапочка. Физкультминутка На полянку, на лужок Тихо падает снежок. (плавные движения руками вверх и вниз). Улеглись снежинки, Белые пушинки. (приседают). Но подул вдруг ветерок Закружился наш снежок. (покачивания). Кружатся снежинки, Белые пушинки. (покружиться на месте) |
Искусство: изобразительная деятельность (рисование), Ребёнок и природа. Интегрированное. Тип занятия: усвоение новогоматериала. Тема: «К нам зима пришла» | Формировать представления о сезонных изменениях в природе зимой, об основных состояниях погоды: холодно, ветер, пасмурно, снег; формировать умение рисовать тампоном. Развивать умения ритмично повторять изображения снежинок с незначительными дополнениями. Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы | 1. Сюрпризный момент: письмо от Зимы с репродукциями зимних пейзажей, с бумажными снежинками. 2. Рассматривание репродукций, беседа по ним.(Какие краски любит зима?Какого цвета зимой больше всего?Какая бывает погода зимой?). 3. Чтение стихотворения о зиме. 4. Д/игра «Бывает – не бывает» (формировать представления детей об основных признаках зимы). 5. Рассматривание снежинок, подбор эпитетов к слову «снежинка». 6. П/игра «Снежинки и ветер». 7. Рисование красками и тампонами снежинок на тонированном листе бумаги (коллективная работа)«Снег кружится, летает, летает». 8. Рассматривание коллективной работы | Репродукции зимних пейзажей, бумажные снежинки. Отрывок из стихотворения И.Сурикова «Белый снег пушистый…» Тонированный лист бумаги (ватман), белая гуашь, тампоны, тряпочки. |
Развитие речи и культура речевого общения Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков. Тема: «Как котёнок зиме удивился» | Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.Обогащать и закреплять активный словарь детей на основе представлений о сезонных изменениях зимой. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух.Воспитывать коммуникативные навыки | 1. Создание проблемной ситуации: котёнок Пушок впервые увидел снег и испугался. Расскажите котёнку о снеге. 2. Рассказ детей котёнку о снеге (подбор эпитетов). 3. Показ вырезанной снежинки. Подбор описательных прилагательных к слову снежинка. 4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». 5. Д/игра «Что снежинки умеют делать?» (подбор глаголов к слову «снежинка»). 6. Дыхательное упражнение «Снежинки и ветер». 7. Артикуляционное упражнение «Как воет вьюга?». 8. Игра-имитация «По глубокому снегу…». 9. Чтение стихотворения о снеге «Падал снег на порог…»Предложение педагога взять котёнка с собой на прогулку и показать ему снег | Мягкая игрушка котёнок, бумажные снежинки. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Стою и снежинки в ладошкуловлю.(Ритмичные удары пальцами левой) (руки, начиная с указательного, по ладони правой руки). Я зиму, и снег, (удары пальцами правой) и снежинки люблю, (руки, начиная с указательного, по ладони левой руки). Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ —разжать). В ладошке вода. Куда же исчезли снежинки? Куда?(сжать кулаки, — разжать). Растаяли хрупкие льдинки-лучи...(Мелкие потряхиваниярасслабленными ладонями). Как видно, ладошки мои горячи |
Развитие речи и культура речевого общения. Тип занятия: закрепление ранее приобретённых представлений, умений и навыков. Тема: «Как от стужи спасаются звери зимой» | Продолжать формировать представления детей о жизни животных зимой, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; строить разные типы предложений (простых, с однородными членами). Развивать умение слушать и понимать воспитателя, отвечать на его вопросы.Воспитывать бережное отношение к животным | 1. Организационный момент. Загадка о зиме.Каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу? 2. Беседа-рассуждение «Что делают звери зимой?» 3. Чтение четверостиший о том, что делают звери зимой, с использованием картинок с изображением диких животных: белки, медведя, лисы, волка, ежа, зайца. 4. Д/игра «Разрезные картинки». 5. Физкультминутка «В лесу». 6. Словесное упражнение «У кого это есть?» (правильное употребление форм родительного падежа, единственного числа). 7. Проблемная ситуация: Что помогает зверям согреться зимой в лесу? 8. Д/игра «Спрячьте животных в их домики». 9. Д/упражнение. «У кого кто?». 10. Подведение итогов занятия | Картина с зимним пейзажем, предметные картинки диких животных, настольно-печатная игра «Дикие животные», картинки с изображением жилищ диких животных. Физкультминутка «В лесу» Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад) Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем) Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями) Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо) Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх) |
Искусство: изобразительная деятельность (конструирование) Тип занятия: усвоение нового материала. Тема: «Горка с одной лесенкой» | Формировать представления о конструктивных материалах (кубик, призма). Упражнять в накладывании однородных строительных деталей друг на друга, в приставлении деталей плотно друг к другу. Развивать умение конструировать по образцу, называть цвета и детали. Воспитывать устойчивый интерес к строительным играм | 1. Чтение стихотворения Я.Журба «Першыясняжынкi». 2. Беседа (О какой поре года написал поэт стихи? Что изменяется в природе зимой?Как дети отдыхают зимой?). 3. Создание мотивации: Наши игрушки тоже хотят покататься с горки. Предложение построить горку для игрушек из строительного материала. 4. Рассматривание образца горки. 5. Показ и объяснение воспитателем способа конструирования горки. 6. Конструирование горки детьми. 7. Обыгрывание построекс мелкими игрушками | По 10 кубиков и 1 большой призме на каждого ребёнка, мелкие игрушки, горка, построенная из крупного строительного материала |
Искусство: изобразительная деятельность (лепка). Тип занятия: усвоение нового материала. Тема: «Зайке холодно зимой» | Формировать представления о последовательности лепки предметов, состоящих из нескольких частей, и способах их соединения, умения лепить разными приёмами и способами (конструктивный, примазывание).Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность | 1. Чтение загадки о зайчике. 2. Сюрпризный момент: зайчик, слепленный из пластилина. 3. Чтение стихотворения. 4. Проблемныевопросы:Почему у зайчика длинные уши?Для чего у зайчика такие быстрые ноги?Почему у зайчика зимой шубка белая, а летом-серая? 5. Д/игра «Найди отличия». 6. П/игра «Зайка серенький». 7. Рассматривание зайчика.Показ приёмов лепки зайчика. 8. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь. 9. Рассматривание работ | Материал для лепки, клеёнки, слепленный зайчик, д/и «Найди отличия» (с изображением зайчика Стихотворение Раз под старою сосной Звери спорили зимой: Ушки чьи длиннее, Прекраснее и милее |
|