Подготовка кадров для высокотехнологических рабочих мест




Уже отмечалось ранее, что для создания ВРМ важна тема опережающей подготовки профессиональных кадров. Например, по словам руководителя пущинской компании НПО «Деост» Е.Паклина, его компании, производящей хирургические имплантаты, сегодня нужны квалифицированные медицинские инженеры, а также специалисты направлений биомеханики, биохимии, тканевой инженерии, работающие рядом с инженерами по совершенствованию свойств серийных и индивидуальных имплантатов.

О важности профильной подготовки специалистов в высокотехнологичных отраслях говорил заместитель председателя правительства Свердловской области В.Власов при обсуждении вопросов реализации Концепции развития ядерной медицины в Свердловской области. Он актуализировал наиболее важные вопросы: рассмотреть возможность внесения раздела по ядерной медицине в Программу развития промышленности Свердловской области; изучить международный опыт применения радиоактивных изотопов в медицинской практике; определить перспективные направления и изучить потребности в радиоактивных изотопах в диагностике и лечении; определить возможности подготовки кадров – специалистов по радиохимии и радиофармации.

Эксперты, проанализировавшие по всему миру мнение руководителей технологических компаний о перспективах сектора инноваций, включая представителей России, пришли к выводу, что наиболее существенным фактором, влияющим на инновационную деятельность в стране, является кадровый потенциал. При чем речь идет не столько о нехватке академического звена – ученых, разработчиков, изобретателей, а именно о профессиональных менеджерах, которые могли бы обеспечить внедрение инноваций в бизнес-среду, их тиражирование и экономическую эффективность.

Актуальность проблемы кадров для высокотехнологичных отраслей отмечает и первый вице-президент Союза машиностроителей России В.Гутенев: «С одной стороны, нет крупных проектов, на которых можно было бы учить молодежь, с другой – происходит девальвация инженерного и естественнонаучного образования. Это вызвано тем, что машиностроение и высокотехнологичные производства находятся в незавидном положении по отношению к сырьевым отраслям. До тех пор пока доходность по различным отраслям не будет примерно одинакова, не будет привлекательно получать техническое образование».

Таким образом, не вызывает сомнения важность и необходимость перестройки и переориентации образовательных приоритетов в стране. И такая работа уже начата. Так, распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. №1944-р утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Перечень содержит около сотни специальностей, в основном – технических, связанных с ядерной энергетикой, летательными аппаратами, ракетными двигателями, биотехнологиями, нанотехнологиями, робототехникой, информационными технологиями и технологиями связи. В списке уделено достаточное внимание фармакологической отрасли, но не нашлось места для врачей, преподавателей и ни для одной гуманитарной специальности.

Похожую работу проделали и специалисты Московской школы управления «Сколково», которые составили Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые не будут востребованы уже через 10 лет. На основе исследований, в которых приняло участие около 2 тыс. экспертов, сделан анализ по 19 основным отраслям и технологическим направлениям, в которых ожидаются ключевые изменения и внедрение новых технологий.

К числу новых специальностей, которые должны появиться на рынке, относятся такие специальности, как, например, тайм-брокер, корпоративный антрополог, проектировщик биороботов, рециклинг-технолог, ГМО-агроном, метеоэнергетик, дизайнер умных пространств, кибердворник, эксперт по образу будущего ребенка, разработчик семейной траектории развития, инженер-космодорожник, молекулярный диетолог, биоэтик, биотрансдуктор, энерготрейдер, генетический консультант и т.д.

Отдельная глава атласа посвящена вымирающим профессиям. Составители уверены, что, не выдержав конкуренции из-за стремительного развития информационных технологий и всеобщей информатизации и компьютеризации, уйдут в прошлое такие специальности, как туристический агент, лектор, диагност, швея, лифтер, сметчик, машинист, почтальон, вахтер, шахтер и даже инспектор ДПС. Однако авторы отмечают, что «смерть» профессии зачастую означает лишь смену характера деятельности, требующей более тонкого труда, которого раньше просто не было.

В свете всего вышесказанного становится очевидно, что большая работа по подготовке кадров возлагается на вузы, которые зачастую к этому оказываются просто не готовы. Некоторым вузам оказывается не всегда под силу подготовить технического специалиста, отвечающего требованиям современности. «В вузах, которые готовят технических специалистов, давно устарели лаборатории и оборудование, – сокрушается Ю.Михайлов. – А без этого невозможно дать качественное образование. Кроме того, нужно организовать практику на предприятиях, и не формальную, как это часто бывает, а такую, чтобы студент после такой практики вышел с реальными знаниями».

«Умные ребята идут туда, где высока вероятность хорошего заработка после окончания вуза, – говорит В.Гутенев. – И мы можем сколько угодно говорить о переизбыточности юристов и экономистов, но если у них есть шанс зарабатывать большие деньги, легче встроиться в экономическую модель страны, выбор делается в пользу таких специальностей».

Как правило, эффективным этот процесс может быть только при формировании многоуровневой системы непрерывного образования (так называемой «Тройной спирали»), обеспечивающей тесную связь между производственными высокотехнологичными компаниями, государством и вузами, готовящими для них соответствующие кадры. На пути реализации такой модели в России достаточно много препятствий: низкий спрос на результаты науки в экономике страны, отсутствие у российских предпринимателей долгосрочных стимулов к инновационному развитию, неразвитая в стране инновационная инфраструктура, отсутствие предпринимательской культуры в высшей школе и др..

Несмотря на это, подобные связи в России уже существуют. Более того, по некоторым оценкам, масштаб вложений российского бизнеса в отечественные вузы является одним из самых значительных в мире. Так, в соответствии с рейтингом «Thomson Reuters» и «Times Higher Education», российские университеты занимают 11-е место в мире по количеству привлеченных от крупного бизнеса денег в расчете на одного ученого. Российский бизнес финансирует вузы щедрее, чем американский – российские бизнесмены вкладывают 36,5 тыс. долларов в расчете на одного университетского ученого. США при этом отстают: вклад американского бизнеса в науку – 25,8 тыс. долларов. Еще дальше от России Гонконг (20), Германия (14,9) и Израиль (13,6). На первом месте Южная Корея с 97,9 тыс. долларов на одного университетского исследователя, на втором Сингапур – 84,5. Замыкает тройку лидеров Голландия – 72,8 тыс. долларов.

Суть методики исследования такова – берется сумма, которую крупный бизнес перечисляет конкретному университету, пересчитывается в доллары по паритету покупательной способности, а затем делится на количество исследователей в данном университете. Место России в рейтинге выглядит несколько странным и, по-видимому, завышенным. В вузах считают, что речь идет лишь о топовых университетах, а не обо всех подряд, поэтому и цифры такие большие. Тем не менее, ведущие российские университеты действительно получают много денег от бизнеса. И суммы год от года растут. «Есть явный тренд, что бизнес стал больше поддерживать науку. Так, у фирмы «Jet Brains» и других высокотехнологичных компаний выделена строка в бюджете на образовательные и научные проекты. Для развития их бизнеса очень важна научная составляющая, поэтому они не скупятся и вкладываются в развитие интеллектуального потенциала.

В одном из крупнейших и активнейших помощников науки и молодежи – компании АФК «Система» – не удивлены высоким местом России в рейтинге. Эта корпорация ежегодно тратит на поддержку образовательных программ для молодежи несколько миллионов долларов, причем объемы только увеличиваются. Она, в частности, финансирует Высшую школу управления и инноваций МГУ им. М.В.Ломоносова. В конце 2011 года фирма инициировала программу по поддержке талантливой молодежи «Лифт в будущее», в рамках которой заключены договора с несколькими десятками вузов. Причина такого внимания к вузам – не только дефицит квалифицированных кадров, но и желание создать сообщество молодежи, лояльное к бизнесу и стремящееся реализовать себя в инновационном предпринимательстве. АФК «Система» также имеет многолетнюю историю сотрудничества с МГТУ им. Н.Э.Баумана и другими столичными вузами, а дочерние предприятия компании имеют свои проекты по поддержке вузов. Так «Башнефть» активно сотрудничает с Уфимским государственным нефтетехническим университетом, а МТС – с Высшей школой экономики. По мнению некоторых экспертов, в России трудно найти сейчас корпорацию, которая бы не работала с вузами.

Формы финансирования науки разные: благотворительные, эндаументфонды, частные вложения. При этом в самих университетах отмечают: привлечь финансирование гораздо проще техническим факультетам. В качестве примеров разработок российских вузов можно привести успехи МГУ в области исследования современных геологических процессов на глубоководных окраинах континентов и создание программного обеспечения для суперкомпьютеров в нефтегазовой отрасли. А МИФИ достиг успехов в разработке композиционных таблеток ядерного топлива, высокоэффективных материалов нейтронопоглощающих элементов для АЭС, капсульных комплексов для проведения эндоскопических исследований.

Другим примером подобного рода сотрудничества может служить соглашение, подписанное представителями ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» с Томским политехническим университетом, на базе которого создан научно-образовательный центр по подготовке кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям космической науки – неразрушающий контроль, динамическое моделирование, энергетика. «Это будет не массовая подготовка, чтобы комплектовать рабочие места на наукоемких производствах, а именно штучное, целевое, адресное комплектование. В ходе совместной деятельности мы будем следить за работой студентов и аспирантов, отбирать талантливых студентов, предоставлять им рабочие места, жилье, гарантируем достаточно высокий уровень заработной платы», – сказал вице-президент РКК «Энергия» М.Комаров.

Отметим, что это уже четвертое соглашение, реализуемое РКК «Энергия». Предыдущие соглашения заключены с МФТИ, МИФИ и МГТУ имени Н.ЭБаумана. Финансируют проекты Рособразование и Роскосмос.

В июле 2013 года в Центре космического мониторинга Южного федерального университета (ЮФУ) впервые состоялся прием данных дистанционного зондирования Земли среднего разрешения с российского спутника «Метеор-М» N1. Этому событию предшествовала продолжительная работа, направленная на развитие сотрудничества Федерального космического агентства с университетским сообществом, которую последовательно проводил инженерно-технологический центр «СКАНЭКС» — партнер ЮФУ по внедрению технологий космического мониторинга в научно-образовательный процесс. Свершившийся прорыв в решении этого вопроса – результат осуществления решения о предоставлении Роскосмосом университетам страны доступа к космической информации с отечественных космических аппаратов ДЗЗ.

Уральский федеральный университет (УФУ) и ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» подписали договор о создании обеспечивающих объектов, средств и систем наземной космической инфраструктуры космодрома «Восточный». Речь идет о системе аэрологического зондирования атмосферы. Непосредственно работать над системой будет входящий в структуру УФУ Институт радиоэлектроники и информационных технологий совместно с компанией «Вектор», занимающейся производством военного оборудования связи. На реализацию проекта, который планируется завершить к 2015 году, выделено 90 млн. рублей.

Имеются примеры и международного сотрудничества. Так, в августе 2013 года Инженерный факультет Университета Буэнос-Айреса (Аргентина) и ЗАО «Русатом Оверсиз» (дочерняя компания Госкорпорации «Росатом», отвечающая за продвижение российских атомных технологий на мировом рынке) подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере образования. Целью такого сотрудничества является развитие программ взаимодействия, которые могут включать сотрудничество в сфере научно-исследовательской работы, обмен специалистами, проведение совместных семинаров, подготовку учебных пособий.


[1] В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов. Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.
В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим. Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: