Основы организации управления образованием и наукой




 

Концепция и основные начала образования в России определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

 

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

 

Специальными комплексными правовыми актами, затрагивающими различные аспекты деятельности в области образования, являются Закон РФ от 10 июля 1992 г. “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., а также Федеральный закон от 22 августа 1996 г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

 

Помимо того, действуют и другие акты: принятая Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования, а также утвержденные постановлениями Правительства РФ Национальная доктрина образования от 4 октября 2000 г., Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г., Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 12 марта 2001 г., Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 5 апреля 2001 г., Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г. и др.

 

С 2006 г. по инициативе Президента РФ введены национальные проекты, разрабатываемые Правительством РФ. Национальный проект в области образования предусматривает на период до 2008 г.: оказание государственной поддержки на реализацию программ развития вузам и школам, предоставление грантов талантливой молодежи, поощрение премиями лучших учителей; подключение всех школ к сети Интернет; выплату дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство; создание в воинских частях учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы и т.д.

 

Государственная политика в области образования направлена на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и т.п.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования. Основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования.

 

В реализации единой государственной политики важная роль отводится образовательным программам, государственным образовательным стандартам, лицензированию, аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

 

Образовательные программы – программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

 

Общеобразовательные программы формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего (4 года освоения), основного общего (5-6 лет освоения), среднего (полного) общего образования (2 года освоения).

 

Профессиональные образовательные программы – образовательные программы, направленные на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации; формируются применительно к начальному, среднему, высшему, послевузовскому профессиональному образованию.

 

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

 

 

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует Eдиный государственный образовательный стандарт.

 

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, сроки освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса и др. В стандартах подчеркивается их обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным государственным органом управления образованием.

 

Федеральные компоненты (требования) государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами РФ в лице их компетентных органов.

 

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.?

 

Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).

 

Согласно этому стандарту основная образовательная программа формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

 

Лицензирование образовательного учреждения – выдача разрешения на право ведения образовательной деятельности государственным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии при соответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым требованиям.

 

Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. Предмет, содержание, организация и порядок лицензирования образовательных учреждений определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством РФ 18 октября 2000 г.

 

Государственная аккредитация образовательного учреждения – процедура признания государством в лице его органов управления образованием статуса образовательного учреждения соответствующего типа, вида, категории, а также признания прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, соответствующем требованиям государственных образовательных стандартов. Условия и порядок проведения государственной аккредитации закреплены, в частности, Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г.

 

С момента государственной аккредитации у образовательного учреждения возникают права: на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, на включение в схему централизованного государственного финансирования. Государственная аккредитация проводится по заявлению образовательного учреждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными органами управления образованием. Для получения государственной аккредитации необходимо положительное заключение аттестационной комиссии. В случае принятия решения о государственной аккредитации государственным органом управления образованием выдается свидетельство о государственной аккредитации сроком на пять лет. При последующей аттестации по ее результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

 

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

 

По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению – другими органами. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

 

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью всех отраслей и сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Прежде всего это – творческий труд научных работников (индивидуальный и коллективный), управлять которым в буквальном смысле слова не представляется возможным. В силу этого управление в данном случае связывается с организацией творческих научных коллективов, с оказанием государственной поддержки их деятельности, с обеспечением внедрения научных достижений в жизнь, в производство и т.п.

 

Научная деятельность осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная (отраслевая), вузовская. Каждая из них отличается определенными особенностями, которые учитываются при осуществлении государственного регулирования.

 

Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вместе с тем на Правительство РФ возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области науки, управление научными учреждениями федеральной собственности (ст. 114 Конституции РФ). Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение, и т.д.

 

Управление наукой осуществляется на основе Федерального закона от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: