Практические по истории зарубежной литературы




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Роман Стендаля «Красное и черное»: своеобразие героя и художественного конфликта

План
1. Творческая история романа: от криминальной хроники к хронике XIX века.
2. Образ Жюльена Сореля. «Салонный» наполеонизм героя.
3. Художественная география романа: Верьер – Безансон – Париж. Тема «погони за счастьем» в заурядном мире.
4. Женские характеры романа и мотив «любви-схватки».
5. Особенности психологизма («кристаллизация» чувства) и спонтанное письмо Стендаля.
6. Цветовая символика названия.

Литература
Стендаль Ф. Красное и черное (любое издание).
История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // https://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature..
ДИстория зарубежной литературы ХIХ века: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1991.
История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред.Н.А. Соловьевой. М., 1999.
Андрие Р.М. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985.
Бальзак О. Этюд о Бейле // Бальзак О. Собр. соч.: Пер. с франц. М., 1955. Т. 15.
Вольперт Л.И.«Отмеченный божественным перстом…» (Наполеоновский миф Лермонтова и Стендаля) // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. СПб., 2006. С. 194-213.
Забабурова Н.В. Стендаль и проблема психологического анализа. Ростов н/ Дону, 1982. С. 51-112.
Нерлих М. Стендаль: Пер. с нем. Урал, 1999.
Реизов Б.Г. Стендаль // Реизов Б.Г. Французский роман XIXвека. М., 1968. С. 33-63.
Реизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978.
Старобинский Ж.Псевдонимы Стендаля // Старобинский Ж. Поэзия и знание: Пер. с франц. М., 2002.
Тимашова О.В. Стендаль. М., 1983.
Цвейг С. Стендаль // Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. М., 1992. С. 117-223.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Творчество О. де Бальзака. Роман «Отец Горио»

План
1. Эстетика Бальзака (Предисловие к «Человеческой комедии»).
2. Программа и структура эпопеи «Человеческая комедия». Система «возвращающихся»
персонажей. О. де Бальзак – «секретарь» при французском обществе.
3. Роман «Отец Горио» - «краеугольный камень» «Человеческой комедии».
4. Анализ экспозиции (пансион Воке).
5. История Отца Горио и шекспировские мотивы.
6. Образ Эжена Растиньяка и тема завоевания Парижа. «Наставники» Растиньяка
(Вотрен, госпожа де Босеан).
7. Поэтика бальзаковского романа.

Литература:
Бальзак О. Отец Горио (любое издание).
История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
Грифцов Б. Как работал Бальзак. М., 1958.
Кучборская Е. Творчество Бальзака. М., 1970.
Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967.
Обломиевский Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.
Резник Р. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.
Цвейг С.Бальзак. М., 1962.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»

План
1. Эстетика Г. Флобера (концепция «искусства для искусства», принцип объективного письма»).
2. Творческая история романа «Госпожа Бовари». Суд над романом.
3. «Книга ни о чем»: конфликт сюжета и стиля.
4. Композиция романа: биография в биографии. Образ Шарля Бовари.
5.«Провинциальные нравы»: мир «цвета плесени» и буржуазофобия Флобера.
6.Лиризм и ирония в образе Эммы Бовари.

Литература
Флобер Г. Госпожа Бовари (любое издание).
История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
Белоусов Р.Дело мадам Бовари // Белоусов Р. Тайны великой любви. М., 2004. С. 471-488.
Иващенко А.Ф.Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955.
Модина Г.И. Мировоззрение Флобера и художественный мир романа «Госпожа Бовари» // Культурно-языковые контакты. Владивосток, 2000. Вып. 3. С. 222-229.
Набоков В. Флобер // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
Реизов Б.Г.Творчество Флобера. М., 1955.
Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1977.
Смирнов И.А.«Госпожа Бовари» Флобера: (опыт культурологического комментирования текста) // Мировая художественная культура в памятниках. СПб.,1997.
Турнье М. Подавленная мистика: мадам Бовари // Турнье М. Полет вампира. М., 2004.
Флобер Г.О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи. Т. 1-2. М.,1984.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Новеллистика Г. де Мопассана

План
1. Эстетические принципы Мопассана, взгляды на литературное творчество. Этапы творчества.
2. Жанровые формы, основные темы и поэтика новеллистической прозы Мопассана.
3. Новелла «Пышка» - литературный дебют, «шедевр» (Г. Флобер) композиции и стиля. Экспозиция, характеры, развитие темы и работа с деталью, новеллистическая концовка.
4. Новеллы о франко-прусской войне («Мадмуазель Фифи», «Дуэль», «Тетка Соваж»).
5.Тема любви в новеллах «Лунный свет», «Исповедь», «Счастье».
6.«Ужасающая горечь бытия» и «пятнышки» декаданса (Л.Н. Толстой) в поздних новеллах Мопассана. Влияние философии А. Шопенгауэра («Solitude», «Орля», «Волосы», «На воде»).

Литература
Мопассан Г. Пышка. Мадмуазель Фифи. Дуэль. Тетка Соваж. Пленные. Лунный свет. Исповедь. Счастье.
История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 1978.
Данилин Ю.И. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.
Лану А.Мопассан. М., 1992.
Владимирова М.М. Истоки и особенности пессимизма в мировоззрении и творчестве Мопассана // Филологические науки. 1993. № 1.
Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Викторианский роман в творчестве сестер Бронте

План
1. Творчество сестер Бронте в контексте развития английской литературы. Соединение реалистического и романтического начал в романах сестер Бронте.
2. Идейно-художественное своеобразие романа Ш.Бронте «Джейн Эйр».История создания романа. Судьба семьи Ш. Бронте и ее отражение в романе.
3. Тематика и проблематика романа Ш.Бронте «Джейн Эйр»: новое понимание женской судьбы и предназначения, социальная проблематика романа. Черты романтического героя в образе Рочестера. Христианские ценности в романе.
4. Идейно-художественное своеобразие романа Э.Бронте «Грозовой перевал». Особенности композиции и системы персонажей романа. Дух романтизма в образах Хитклифа и Кэти. Система точек зрения, особенности повествования в романе. Особенности хронотопа.

Литература:
Бронте Ш. Джен Эйр. — Любое издание.
Бронте Э. Грозовой перевал. – Любое издание.
Алексеева, М. П. Из истории английской литературы / М.П. Алексеева. — М.; Л., 1960
Ивашева, В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании / В.В. Ивашева. — М., 1974.
История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. — М., 2000
Клименко, Е. И. Английская литература первой половины XIX в. / Е.И. Клименко. — Л.,
1971.
Тугушева, М. Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества / М. Тугушева. — М., 1982

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Своеобразие художественного конфликта в романе Ч.Диккенса «Домби и сын
»

План
1. Место Ч.Диккенса в истории английского реализма.
2. Своеобразие этических и эстетических взглядов писателя, их преломление в повести «Рождественская песнь в прозе»:
а) рождественская тематика, ее место в творчестве Ч.Диккенса;
б) сущность «рождественской философии» писателя;
в) особенности фантастики и гротеска в повести.
3. Роман Ч.Диккенса «Домби и сын» - смысл названия и реализация его в системе образов и композиции:
а) роль предметного мира в описании места действия и в создании характера персонажа; история «величия и падения» мистера Домби, художественное совершенство образа, реалистическая точность деталей;
б) черты рождественской притчи в романе; образы Флоренс, Тутса, семьи Тудль;
в) разоблачение греха гордыни как один из аспектов проблематики романа; своеобразие психологизма, лейтмотивы и способы их создания;
г) роль гиперболы и ее связь со сказкой;
д) сказочный элемент в развитии сюжета и конфликта; своеобразно разрешения основного конфликта в романе.

Литература:
Михальская Н.П.Диккенс в России //Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 10 тт. – М., 1987. – Т. 10.
Тугушева М.Диккенс. Очерк жизни и творчества. – Л., 1970.
Чистертон Г.К.Чарльс Диккенс. – М., 1982.
Катарский И.М.Диккенс и его время. – М., 1966.
Тайна Чарльза Диккенса / Сост. Е.Ю.Гениева. –М., 1990.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Своеобразие художественного конфликта в романе У.Теккерея «Ярмарка тщеславия»

План
1. Творческий путь У. Теккерея. Особенности мировоззрения и эстетики писателя. Этапы творческого развития.
2. Роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»:
1) История создания «Ярмарки тщеславия»
2) Название романа, его связь с темой и идеей произведения.
Смысл подзаголовка романа. Система персонажей. Сочетание индивидуального и оригинального с принципом типизации.
особенности проблематики;
3) жанровое своеобразие романа (элементы каких романных жанров организуют структуру романа);
Принцип подхода Теккерея к историческому повествованию.
4) Черты социально - бытового и исторического романа в произведении
особенности сюжета и конфликта;
5) реалистическая типизация образов и функция элементов сатирической поэтики;
6) образная система, своеобразие центрального образа на фоне традиции (героев-карьеристов Бальзака и Стендаля);
7) структура повествования, функция образа Кукольника, организация отношений автор-повествователь читатель; значение вступления «Перед занавесом» и заключительной фазы романа. Место авторских отступлений в романе.
8)Повороты судеб Эмилии Седли и Ребекки Шарп или отсутствие положительного героя.
9) композиционная структура.
3.Примеры юмора в романе. Соотношение юмора и сатиры. Функция иронии, в том числе самоиронии автора.

Литература
У.М. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.
Егунова Н.А. Теккерей в полемике с Диккенсом // Учен. зап. Ленингр. ун-та. Заруб. лит. 1959.
Бельский А.А. О некоторых особенностях реализма У.М. Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия» (в связи со становлением социального романа на западе) // Учен. зап. Мичурин. пед. ин-та. 1958. Вып. 3.
Елистратова А.А. Теккерей // История зарубежной литературы. М., 1955. Т. 2. Вып. 2.
Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. М., 1958.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (3 часа)
Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: поэтика эстетизма

План
1. Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX – XX вв.. Эстетизм. Основные представители и принципы. Связь с прерафаэлитством.
2. Особенности эстетической теории О. Уайльда (философские основы эстетики писателя, соотношение искусства и жизни, понятие искусства и красоты, вопрос о назначении искусства).
3. История создания романа «Портрет Дориана Грея».
4. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе:
а) основная проблематика;
б) тема искусства в романе, значение образа Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вэйн;
в) тема красоты в романе. Трагедия Дориана Грея;
г) авторская позиция в романе;
д) структура и художественная функция парадокса в романе.

Литература
1. Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание).
2. Аникст А.А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960. Т.1.
3. Чуковский К. Оскар Уайльд: Этюд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т. 1.
4. Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество // Там же. М., 1993. Т. 2.
5. Федорова А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети 19 века. Уфа, 1993 г. с. 111-121
6. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: