ПОЗНАНИЕ
вид деятельности, направленный на получение знаний об окружающем мире и человеке.
Проблема познаваемости окружающего мира
Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
Идеализм -философское мировоззрение, которое утверждает первичность идеального, духовного по отношению к материальному. | Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной), а идеальное (сознание) — вторичным (следствием). Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга. |
Платон, Джон Беркли, Иммануил Кант, Георг Гегель | Демокрит, Томас Гоббс, Поль Гольбах, Карл Маркс, Владимир Ленин |
Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы познания мира
Мир не познаваем (агностицизм) | Мир познаваем (гностики) |
Причина: поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. | Так как мир существует объективно, то человек способен получить объективную истину. |
Виды познания
Два пути (метода) познания истины
Эмпирическое (чувственное, сенсуалистское) | Рациональное(логическое) |
Формы: § Ощущ ение – результат воздействия внешнего раздражителя на конкретный орган чувств § Воспр иятие – целостный образ предмета, опознанный с учётом прежнего опыта. § Представление – чувственный образ предмета, возникающий в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. | Формы: § Понятие – отражает наиболее существенные признаки объекта, позволяющие его классифицировать как представителя определённого класса § Суждение – утверждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о предмете, отношениях между предметами. § Умозаключение – вывод из нескольких суждений. |
Образное | Абстрактное (отвлечённое), может быть выражено посредством символов, т.е. языка |
Синтетическое(целост ное): даёт представление о внешнем облике объекта | Аналитическое(т.е., способное к выделению внутренней структуры, сущности объекта) |
Необходимо непосредственное взаимодействие с объектом познания | Возможно без непосредственного взаимодействия с объектом познания |
Свойственно и животным, и человеку | Свойственно человеку |
2.2. Мышление – форма рационального познания, опосредованное и обобщённое отражение закономерных связей, существующих в реальном мире.
Логика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности
Операции мышления: Анализ– мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы Синтез – соединение частей объекта в разных сочетаниях Сравнение – сопоставление познаваемого объекта с другими предметами Обобщение – выделение общего признака, присущего целому классу объектов Классификация – разделение на группы по определённому признаку Аналогия– выявление подобного | Методы мышления: § дедуктивный(от общего к частному) пример: учение § индуктивный(от частного к общему) пример: научное познание |
Результат познания - знание
3.1. Истина – объективноезнание, отражающее сущность явления, соответствующее предмету познания Объективность– независимость результата познания от особенностей сознания человека § Абсолютная истина– неизменное, раз и навсегда установленное знание; недостижимый идеал, к которому стремится познание. § Относительная истина – неполное, ограниченное знание; - применимое к определённым условиям,т.е. конкретное; - процесс, а не результат. Причины относительности истины: § изменчивость и разнообразие мира § зависимость возможностей познания от имеющихся материальных условий (оборудования) § субъективизм - зависимость результата познания от особенностей сознания человека (влияние стереотипов, уровня духовной культуры) Примеры: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира евклидова и неевклидова геометрия | 3.2. Критерий (мерило) истины § сенсуализм (эмпиризм) –истинно то, что подтверждается чувственным опытом § рационализм – истинно то, что вытекает из логических расуждений § конвенциональная теория – истинно то, с чем все согласны § прагматизм – истинно то, что подтверждается практикой Практика не являетсяуниверсальнымкритерием: § применима – в познании материального мира § не применима в сфере искусства, религии, морали § в математике критерием истины является логичность рассуждений. 3.3. Ложное знание (заблуждение)- недостоверное, не отражающее сущность явлен ия. |
Многообразие форм познания
Формы познания | Ненаучное | Научное |
На что направлено | Практическая польза | Познание закономерностей окружающего мира и формулирование результата в виде теории. |
На чём основано | § вера в авторитетное мнение (субъективно) § не нуждается в практическом подтверждении, принимается на веру § образность | § объективность § доказательность (нуждается в практическом подтверждении с помощью специальных методов исследования), проверяемость § рациональность(основано на логике) |
Способ выражения | Использует художественные приёмы (сравнение) | Изложено специальным языком (терминология, символы) |
Последовательность | Несистематично, противоречиво | Систематично |
4.1. Виды ненаучного познания:
§ Миф – изложение абсолютной истины в форме повествования (космогонические; эсхатологические; календарные; героические; мифы о культурных героях)
§ Опыт повседневной жизни – получение знания как побочного продукта практической деятельности; результатом является практическое знание – верное, но не обоснованное теоретически.
§ Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием практического опыта представления.
§ Народная мудрость – обобщённый опыт повседневной жизни людей; выражается в форме афоризмов и содержит правила поведения в различных ситуациях. Отличается образностью, противоречивостью рекомендаций.
§ Искусство – познание мира через формирование образа; отличается субъективностью и зависимостью от эстетических канонов своего времени.
§ Паранаука («околонаучное знание») – стремится к познанию таинственных явлений, необъяснимых с точки зрения науки; использует специальный язык; склонна абсолютизировать теории. Пример: уфология, астрология, алхимия, экстрасенсорика