Уровни научного познания




Уровни научного познания Эмпирический Теоретический
Изучает явления Которые можно непосредственно наблюдать или на них воздействовать Которые невозможно непосредственно наблюдать или на них воздействовать
Объект Научный факт Проблема
Метод § Наблюдение – без вмешательства, в естественной среде Пример: наблюдение за поведением животных в естественной среде обитания § Эксперимент – создание определённых условий Пример: исследование микрочастиц с помощью большого адронного коллайдера   § Выдвижение гипотезы -предположения Пример: теория «большого взрыва»; таблица Менделеева § Научное моделирование – создание аналога реального объекта Пример: исследование гидродинамических и аэродинамических свойств объектов § Мысленный эксперимент- создание идеализированных объектов и манипулирование ими в искусственно задаваемых ситуациях.
Приёмы измерение, описание, сравнение аналогия, абстрагирование, классификация

Развитие науки

§ дифференциация: появление новых отраслей науки

§ интеграция: возникновение комплексных наук; образование крупных научных центров; интернационализация научного познания

Социальное познание

5.1. Особенности социального познания: § изучает наиболее сложноорганизованный объект (общество, духовный мир человека) § проблема субъективности, т.к. субъект познания тесно связан с объектом познания (плюрализм мнений, обусловленный социальными интересами и идеологическими предпочтениями) § ограничены возможности наблюдения (длительность во времени процессов общественного развития) и эксперимента. 5.2. Методы социального познания: § интерпретация (оценка) социального факта с помощью конкретно-исторического подхода: ¾ учёт конкретных специфических условий ¾ изучение всех влияющих факторов и связей между ними ¾ изучение процессов в развитии ¾ выявление общего (повторяющегося) в различных социальных явлениях. § использование идеальных типов, обладающих обобщёнными характеристиками (общественно-исторические формации и т.д.)

5.3. Виды социального познания:

Виды: Социальные науки Гуманитарное знание
Что изучают закономерности общественно-исторического развития духовные ценности человека
Пример история, социология, политология, право философия, этика, лингвистика, психология, искусствоведение

Сознание – свойство высокоорганизованной материи (мозга) формировать субъективный образ объективного мира.

6.1. Компоненты сознания: мышление, знание, направленность, воля

Сознание Бессознательное
поддаётся волевому контролю не поддаётся волевому контролю

6.2. Виды:

по количеству обладающих сознанием субъектов индивидуальное (мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, представлений, определяющих понимание мира, места в нем человека)
общественное (менталитет — образ мышления, мировосприятие, присущие группе)
массовое – присуще большим разнородным группам людей, не являющихся целостным образованием, объединённых случайными признаками, ситуативно; формируется под воздействием СМИ
по способу формирования теоретическое – формируется направленно, в результате организованной познавательной деятельности; обладает системностью, объективностью
обыденное – формируется стихийно, в процессе жизни, несистематично, противоречиво, субъективно

Самосознание - сознание субъектом самого себя, своего места в мире

Процесс формирования: самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Способ формирования: идентификация – соотнесение себя с людьми и социальными группами

Результат:

§ Я-концепция (Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая часть личности.

§ Самооценка – отношение индивида к себе

§ Самореализация – процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей.

 

Мировоззрение – целостное представление о природе, об обществе, о человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Структура: § Эмоционально-психологический компонент (настроение, чувства) § Познавательно-интеллектуальный компонент (знания) § Ценностно-ориентационный (интересы, установки, идеалы) Функции: § гносеологическая(познавательная) - дает знание о явлениях окружающего мира; § аксиологическая (ценностно-ориентационная) – позволяет выработать отношение к окружающему и происходящему; § праксиологическая (практическая) – определяет поведение.

Классификация типов мировоззрения:

§ обыденное (житейское) – формируется стихийно, на основе жизненного опыта, отличается субъективностью и узостью

§ мифологическое мировоззрение - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.

§ религиозное - основано на вере в сверхъестественные силы и догматах религии

§ научное – систематично, обоснованно, основано на объективных знаниях

§ гуманистическое - основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: