Согласно немецкой правовой доктрине Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого немецкие земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС[22] (ст. 50 Основного закона). Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента)[23]. В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов:
-любая земля делегирует минимум 3 членов;
-если население земли превышает 2 млн., то земля имеет 4 голоса;
-если превышает 6 млн. - 5 голосов;
-больше 7 млн. - 6 голосов[24].
В настоящее время в Бундесрате 68 мест[25]. Каждая земля «присылает» столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Членство в Бундесрате не может быть совмещено с депутатским мандатом Бундестага[26].
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он также не может быть распущен. Его состав меняется в зависимости от выборов в ландтаги земель. Партийный состав не имеет значения, фракции не образуются, однако группы членов Бундесрата от земель с одной и той же партией блокируются между собой. Голоса земли могут подаваться только согласованно, единым списком[27].
Бундесрат принимает свой регламент. В настоящее время действует регламент 1966 года в редакции 1988 года, в котором регламентированы общие положения (о членах Бундесрата, легислатуре и т.д.), об образовании и правовом положении органов Бундесрата (президиум, комитеты, секретариат и т.д.), о заседаниях Бундесрата (подготовка, созыв, руководство, кворум и т.д.), о производстве в комитетах, о производстве по делам Европейского Союза и т.д[28].
Бундесрат избирает председателя сроком на 1 год, он созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если тот временно не может выполнять свои функции[29].
|
Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1му представителю от земли или чиновники земель[30].
Бундесрат принимает свои решения по меньшей мере большинством голосов[31].
Заседания Бундесрата публичны; публичность может быть исключена[32].
Для рассмотрения дел Европейского союза Бундесрат может образовать палату по европейским делам, решения которой будут иметь силу решений Бундесрата[33] (ст.52 Основного закона).
Законодательный процесс
Законопроекты вносятся, как правило, в Бундестаг. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в Бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением Бундесрата в течение установленного срока (шесть недель) должны быть переданы в Бундестаг. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в Бундестаг, не дожидаясь решения Бундесрата[34].
Депутаты Бундестага могут вносить законопроекты только в Бундестаг коллективно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов Бундестага. Члены Бундесрата могут вносить законопроекты в Бундестаг также группой (от земли), но направлять их в Бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение[35].
|
Законопроекты рассматриваются в трех чтениях: на 1-м из них, как правило, обсуждаются основные положения проекта, в конце 1-го чтения законопроект передается в один из комитетов Бундестага; 2-е чтение включает в себя обсуждение каждой статьи проекта, внесение в него изменений; по окончании 3-го чтения проводится голосование по законопроекту[36]. Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. Есть две процедуры принятия текста последним. По некоторым вопросам согласие Бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам Бундесрат не соглашается с текстом, принятым Бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей Бундестага и Бундесрата. Если согласительный комитет поддерживает решение Бундестага, то Бундесрат принимает решение, а следовательно, и текст закона, предложенный Бундестагом. Если комитет решение Бундестага не поддерживает, то Бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам у Бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето[37].
Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, тоже должны передаваться в Бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и в ступает в силу. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг вправе принять закон без согласия Бундесрата. У Бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается Бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов. Законы, не затрагивающие вопросы конституционного регулирования и суверенитета, может принимать также совместный комитет, состоящий на 2/3 из депутатов Бундестага и на 2/3 – Бундесрата (избираются). Он принимает на себя права обеих палат в случае объявления состояния обороны. Такая практика не использовалась[38].
|
Однако в определенных условиях Бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия Бундестага. Это возможно в условиях объявления Президентом по предложению правительства и с согласия Бундесрата состояния законодательной необходимости (ст. 81 Основного закона)[39]. Если правительство сичтает законопроект неотложным, Бундесрат вправе принять его без согласия Бундестага (при условии, что Бундестаг отклоняет закон). Состояние законодательной необходимости может быть введено на определенный срок[40].
По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата[41].
На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в Основной закон[42].
Парламент ФРГ, а именно Бундестаг, вправе делегировать органам исполнительной власти полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требует согласие Бундесрата. Его согласие требуется также, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями[43].
Бюджет ФРГ принимается парламентом с соблюдением обычной законодательной процедурой. Он должен быть представлен Федеральным правительством не позднее начала сентября. Важнейшую роль в этом процессе играет постоянная комиссия по финансам Бундесрата и бюджетная комиссия Бундестага[44].
Члены Федерального правительства несут коллективно и индивидуально политическую ответственность перед Бундестагом. В ФРГ Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания преемника главы правительства. Известна и форма контроля в виде вотума недоверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему недоверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера[45].
Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законодательному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно Бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие Бундесрата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, формирует некоторые другие высшие органы государства (Бундестаг участвует в выборах Президента республики, Бундестаг и Бундесрат формирует Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вице – председателя Счетной палаты – органа финансового контроля)[46].