Калькуляция себестоимости означает расчёт себестоимости единицы работы станции. Себестоимость измерителей работы станции определяется соответствующей суммой эксплуатационных расходов (по плану эксплуатационных расходов), приходящихся на единицу работы:
, где
Ei – сумма эксплуатационных расходов, затраченных на i-й вид работы;
Qi – объём i-го вида работы.
Для станции устанавливаются следующие измерители работы:
по технической работе – один отправленный приведенный вагон;
по грузовой работе – 1 т погруженого, выгруженого груза.
Эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ зависят от большого числа факторов различного характера. Наиболее велико влияние на уровень и динамику себестоимости изменения объёмов работы. Это объясняется тем, что зависящие расходы СЗ изменяются прямо пропорционально изменению объёма работы Р, а независящие СНЗ остаются при тех же условиях практически неизменными (рис. 1).
СЗ, у.е. СНЗ, у.е.
а) р, м б) р, м
Рис.1.
Характер изменения расходов.
а – зависящих от объёма работы СЗ;
б – не зависящих от объёма работы СНЗ.
Общую сумму эксплуатационных расходов С можно выразить формулой:
С = СЗ + СНЗ.
Себестоимость 1 т перевозок или 1 т погрузки-выгрузки составит:
.
С ростом объёма работы последняя формула примет вид:
, где
КР – коэффициент роста объёма работы (КР>1).
Таким образом, с ростом объёмов работы себестоимость перевозок или переработки грузов в части зависящих расходов остаётся неизменной, а в части независящих снижается обратно пропорционально увеличению объёма работы. Графически это можно изобразить следующим образом: СНЗ, у.е.
р, м
Рис. 2.
Характер изменения себестоимости с ростом объёма работы.
Себестоимость – удельные затраты предприятия на производство единицы продукции.
На ж. д. транспорте себестоимость определяется:
в грузовом движении – на 10 ткм;
в пассажирском движении – на 10 ткм.
На ж. д. транспорте наиболее распространёнными методами определения себестоимости являются:
метод непосредственного расчёта;
метод расходных ставок.
Факторы, влияющие на снижение себестоимости перевозок:
улучшение качественных показателей использования подвижного состава;
рост объёма производства;
совершенствование технологии производственного процесса с повышением производительности труда;
улучшение использования основных фондов и оборотных средств.
Калькуляция вышеуказанных измерителей работы станции составляется по установленной форме (табл. 8).
Таблица 8.
Калькуляция себестоимости измерителей работы станции.
Номера статей и их наименование | Измерители работ | Объём работ, тыс. един. | Сумма зависящих расходов по плану | Оплата счетов за работу маневровых локомотивов | Оплата труда за непроработанное время | Итого основные прямые расходы | Себестоимость единицы работ по зависящим расходам | Независящие расходы | Всего расходов | Полная себестоимость единицы работ | |
всего | в т.ч. заработная плата | ||||||||||
Грузовое хозяйство. Ст. 30. Приём к отправлению и выдача грузов. Ст. 35. Подготовка грузовых вагонов и контейнеров к перевозкам. | 1 т погр/выгр груза | ||||||||||
Итого по грузовому хозяйству | 583,633 | 415,069 | - | 41,506 | 625,139 | 0,401 | 715,235 | 1340,374 | 0,859 | ||
Хозяйство движения. Ст. 45. Маневровая работа на станции | 1 отпр. вагон | 3151,9 | 539,355 | 392,258 | 2058,6 | 39,226 | 2637,181 | 0,837 | 676,003 | 3313,184 | 1,051 |
![]() | 51,185 | 37,225 | - | 3,723 | 54,909 | 0,039 | 64,153 | 119,062 | 0,084 | ||
![]() | 473,554 | 344,403 | 1996,966 | 34,44 | 2504,96 | 1,456 | 593,531 | 3098,491 | 1,801 | ||
![]() | 21,9 | 14,617 | 10,63 | 61,634 | 1,063 | 77,314 | 3,53 | 18,319 | 95,633 | 4,367 | |
Всего по станции | 1122,988 | - | 2058,6 | 80,732 | 3262,32 | - | 1391,238 | 4653,558 | - |
Общие вагоночасы простоя составляют:
ваг-час.
Определяем сумму зависящих расходов по плану (всего):
грн.;
грн.;
грн.
в т. ч. заработная плата:
Оплата счетов за работу маневровых локомотивов:
тыс. грн
Для того, чтобы получить сумму основных прямых расходов по грузовому хозяйству, мы прибавляем сумму зависящих расходов по плану (всего) к оплате труда за непроработанное время, а по хозяйству движения – к выше указанной сумму прибавляем ещё оплату счетов за работу маневровых локомотивов.
Независящие расходы: ст. 36+47+49+502+524+550+562+оставшаяся часть 501 = ЕНЗ.
Енз=151,014+586,223+215,633+1,687+14,447+27+167,915+0,977+
+(154,635-80,732)+150+2,439=1391,238 тыс. грн.
Независящие расходы распределяем пропорционально затратам на заработную плату.
415,069+392,258=807,327 тыс. грн.
тыс. грн.;