1. Исследовать изменение объёма работы по хозяйству движения на производительность труда работников.
2. Построить график зависимости.
Показателем, характеризующим эффективность использования трудовых ресурсов, является производительность труда, измеряемый или количеством продукции, произведённой в единицу времени, или затратами труда на изготовление единицы продукции. При производстве продукции затрачивается два вида труда:
живой труд – затрачивается работниками при осуществлении производственных процессов;
прошлый труд – это труд, который был затрачен на других стадиях производства, или в других отраслях народного хозяйства и используется при производстве продукции.
Существуют следующие способы определния производительности трда:
натуральный;
условно-натуральный;
стоимостной;
трудовой.
На стадиях со смешанным характером работы производительность труда определяется в приведенной продукции.
Контингент работающих любого транспортного хозяйства можно условно разделить на зависящий и независящий от объёма работы. Зависящий контингент – это работники, непосредственно выполняющие перевозки и погрузочно-разгрузочные работы (машинисты локомотивов и их помощники, составители поездов и их помощники). С увеличением объёма работы в натуральном выражении при прочих неизменных условиях (той же средней производительности транспортных средств и тех же нормах выработки на перевозках) численность этой части контингента работающих растёт, так как пропорционально увеличению объёма работ увеличивается рабочий парк подвижного состава. Численность другой части работников (административно-управленческий аппарат, служащие, рабочие) при этом остаётся неизменной, условно независящей от объёма работы. В итоге с увеличением объёмов работы производительность труда повышается. Аналитически это можно выразить формулой:
, где
- производительность труда в анализируемом (плановом) периоде;
Аб – объём работы в базисном (отчётном) периоде, прив. ваг.;
RA – коэффициент роста объёма работы в анализируемом периоде ();
- численность работников, зависящая от объёма работы, чел.;
- численность работников, не зависящая от объёма работы, чел.
Проследим, как будет изменяться производительность труда при увеличении объёма работы на 10%, 15% и 20%, а также при уменьшении объёма работы на то же количество процентов.
= чел.,
= чел., Аб = тыс. прив. ваг.
тыс. прив. ваг./чел. год.;
тыс. прив. ваг./чел. год.;
тыс. прив. ваг./чел. год.;
тыс. прив. ваг./чел. год.;
тыс. прив. ваг./чел. год.;
тыс. прив. ваг./чел. год.
Построим график зависимости производительности труда от объёма работы.
Рис. 3.
На основании построенного графика зависимости можно сделать вывод о том, что при увеличении объёмов работы производительность увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.
Факторы, влияющие на повышение производительности труда на станции:
внедрение новой техники и совершенствование технологий производства;
совершенствование организации труда, механизация и автоматизация производственного процесса;
совершенствование оплаты труда и материального стимулирования;
увеличение объёма перевозок, когда возникает зависящая часть контингента от объёма работы, а независящая часть остаётся постоянной;
улучшение качественных показателей использования подвижного состава.
Литература:
Планирование в предприятиях железнодорожного транспорта (под ред. Ю.Д. Петрова, М. Транспорт, 1989 г.).
Беленький М.Н., Силаев М.И. Экономика и планирование эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте. М. Транспорт, 1986.
Номенклатура расходов основной деятельности железных дорог, 2000.
Справочник инженера-экономиста железнодорожного транспорта (В.О. Бондаренко, А.И. Ефимов, И.А. Небрат. Киев. Техника, 1987).
Гринько В.Н. Хозрасчет на транспорте. Г. Гудок, 1987.