Экономическая сущность прибыли




Получение прибыли – главная цель предпринимательской деятельности. Роль и значение прибыли особенно возрастает в условиях рыночных отношений. Часть прибыли направляется в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, размеры которых регулируются государством.

 

Чистая прибыль поступает в распоряжение предприятия и составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Экономическая сущность прибыли выражается через выполняемые ею функции:

- распределительная функция. Определение направлений использования прибыли, структуры статей ее использования находится в компетенции самого субъекта хозяйствования. Для каждой организационно-правовой формы предприятия определен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования. Он основан на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности субъектов хозяйствования соответствующих форм собственности. Часть прибыли может быть нераспределенной, т.е. являться дополнительным финансовым резервом, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

– воспроизводственная функция. Прибыль – источник финансовых ресурсов для развития предприятия. Часть прибыли расходуется на расширение материально-технической базы.Прибыль является основным источником пополнения собственных оборотных средств, обеспечивающих бесперебойное снабжение населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, медицинской техникой и другими товарами аптечного ассортимента.

– стимулирующая функция. Рост прибыли создает финансовую базу для решения проблем по социально-культурному развитию и материальному поощрению персонала, т.е. прибыль – фактор повышения материальной заинтересованности работников.

В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость.

3. Анализ и планирование валовой и чистой прибыли

Плановые расчеты базируются на анализе прибыли за предплановый период. Главная задача анализа – определить степень влияния отдельных факторов на прибыль, а также выявить резервы для ее увеличения и значительного повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности аптеки.

Валовая прибыль измеряется как в абсолютном (сумма в рублях), так и в относительном показателе – уровне валовой прибыли (торговая маржа):

 

Валовая прибыль (абс. показатель)

У в.п. = ----------------------------------------------------- х 100%

V реализации в розничных ценах

Прогноз валовой прибыли составляют на год и по кварталам. Может быть два варианта:

1. расчет на следующий год начинают с относительного показателя – планового уровня валовой прибыли: анализируется уровень валовой прибыли за ряд лет, выявляется тенденция, которая переносится на планируемый период;

2. на планируемый год определяют такой уровень валовой прибыли, который покрывал бы все затраты и давал определенный процент чистой прибыли.

Затем определяется плановая сумма валовой прибыли:

 

ВП план. = V реал. план. х Ув.п. / 100%

и сумма чистой прибыли:

 

ЧП (план) = ВП план – Издержки обращения (план)

 

3. распределение по кварталам, при котором используют данные о прогнозе объема реализации на каждый квартал и плановом уровне чистой прибыли на год.

 

 

4. Рентабельность: определение, виды, планирование

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы организации, она не характеризует эффективность ее работы, так как является абсолютным показателем, не учитывающим процессы инфляции. Поэтому для проведения экономического анализа более информативным является относительный показатель, который сопоставлял бы прибыль с затратами или используемыми ресурсами. Таким показателем является рентабельность.

Рентабельность позволяет оценить уровень эффективности работы организации, характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Можно рассчитать рентабельность активов, рентабельность собственного капитала (виды рентабельности). Для торгового предприятия важна рентабельность продаж, определяемая как отношение чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах:

 

Р продаж = П чист. / V релиз. х 100%,

 

где Р продаж – рентабельность продаж;

П чист. – чистая прибыль;

V реализ. – объем реализованной продукции (в розничных ценах).

 

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Рентабельность аптек составляет 5–10%. 5% – уже считается неплохим показателем для аптек.

Плановый уровень чистой прибыли (рентабельность) определяют по следующей формуле:

 

Плановая сумма чистой прибыли

Планир. рент. прод. = ------------------------------------------------ х 100%

V реализ.

Чистая прибыль

Рентабельность издержек обращения = ------------------------------------------------ х 100%

Издержки обращения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: