Конфирмация, которую необходимо было проводить до 18 лет, отодвигалась на более поздний период.




Осколок финского племени стал частью и послевоенной истории Карелии.

5. Имя этого народа не входило в списки народов переписей населения XX в.

I.2

1. Протестантская реформация в 17 в. в Великом герцогстве Финляндском олютеранила большинство населения этого края, однако процесс этот продолжался и для финнов, оказавшихся в Ингерманландии. Таблица показывает, как развивался этот процесс на этих территориях. Т.е. к концу 17 в. можно говорить, что финны-ингерманландцы были преимущественно лютеранами. Слайд 4

Динамика удельного веса лютеран в населении Ингерманландии

в 1623—1695 гг. (в %)

1623 1641 1643 1650 1656 1661 1666 1671 1675 1695

7,7 35,0 39,3 41,6 41,1 53,2 55,6 59,9 61,5 71,7

II.1

1. Теперь перенесемся во вторую половину 20 века, минуя многие, подчас очень драматичные, страницы истории ингерманландцев. Одна из них была связана с массовой депортацией ингерманландцев с их исконных территорий в годы Второй мировой войны.

2.

«По данным отдела спецпоселений НКВД СССР до марта 1943 г. финны-ингерманландцы оказались окончательно и полностью выдворены с мест своего исконно проживания в районы Сибири и Якутской АССР.»

 

Причиной депортации было сомнение в благонадежности финнов. Их (как и немцев, турок, болгар) в 1943 г. не призывали в Красную Армию.

 

Следует сказать, что в те годы в планах командования Карельского фронта ставился вопрос и о переселении карелов, как родственного финнам народа, однако первый секретарь Карельского обкома ВКП(б) Г.Н. Куприянов во всех инстанциях свидетельствовал, что фактов отсутствия преданности советской власти среди карелов нет, что повлияло на то, что решение о переселении принято не было.

 

Слайд 5.

Депортация, ссылки на спецпоселения разбросали ингерманландцев не только по территории СССР.

Часть финнов-ингерманландев (около 63 тыс. чел.), не успевшая выехать с оккупированных территорий Ингерманландии, оказалась в 1943 г. в Эстонии (лагерь Клоога), Финляндии.

 

Слайд 6

После выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. было принято решение о репатриации финнов-ингерманландцев в СССР.

 

Возвращение на прежнее место жительство было запрещено (кроме участников войны, имевших правительственные награды), хотя и обещано.

 

Вернулось около 56 тыс. чел. Часть остались в Финляндии или переехали в соседнюю Швецию и др. государства. В ряде случаев национально-смешанным семьям разрешалась реэвакуация в Ленинградскую область.

 

В СССР были определены территории для расселения репатриантов, в т.ч. Псковская, Новгородская, Ярославская, Великолукская и Калининская области (около 55 тыс. чел., больше всего в Ярославской). Многие пытались бежать в Ленинградскую область, но этому препятствовали путем выдачи паспортов с ограничением проживания.

 

7 мая 1947 г. распоряжение председателя совета министров И. Сталина было запрещено проживание в Ленинградской области лицам финской национальности. Но есть данный, что около 13 тыс. финнов все же там проживало.

 

II.2

 

11 февраля 1949 г. финский вопрос вновь был рассмотрен, и финнам–ингерманландцем было разрешено въехать в соседнюю Карелию для работы в области лесного хозяйства. Переехало более 20 тыс.

 

В августе 1949 г. началось известное «ленинградское дело». Выдвигалось обвинение в умышленном засорении пограничной республики враждебными элементами. Пострадал и Г.Н. Куприянов.

 

Слайд 7

С.161. Копия.

«Дальнейшее организованное переселение ингерманландцев прекратить»

 

III.1

Обосновавшись в Карелии, финны предпринимали и самостоятельные усилия по созданию своего рода ареалов финской этничности. Часть финского населения, в основном финны-ингерманландцы старшего поколения, в качестве пути сохранения связей с этнической родиной рассматривали создание евангелическо-лютеранского прихода.

 

Деятельностью по созданию евангелическо-лютеранской общины в Карелии были охвачены близлежащие к г. Петрозаводску населенные пункты, где количество проживавших финнов составляло значительное число, к примеру, поселки Чална, Матросы и др.

 

Лютеранами г. Петрозаводска в Совет по делам религиозных культов в конце 1950 - начале 1960‑х гг. было подано по крайней мере 4 официальных письменных ходатайства о регистрации общины.

 

После смерти Сталина в 1953 г. в Карелию приехали лютеранский пастор Пааво Хайми и два проповедника – Юхани Вассели и Матти Кукконен, которые начали тайно выполнять некоторые обряды и таинства, в первую очередь, отпевание умерших и причащение больных.

Пасторы жили за счет помощи родственников и других лютеран, которые брали на себя заботу о них, обеспечивали их едой и кровом. К середине 1950‑х гг. Хайми и Вассели начали проводить конфирмационные занятия с небольшими группами детей в округе Петрозаводска и Ленинграда. По образному выражению Е. Месиайнен, «их церковь была с собой: у них в сумке были предметы для причащения».

 

П. Хайми – родился в д. Колтуши, закончил немецкую духовную семинарию в Ленинграде в 1928 г. До 1932 г. работал пастором в приходах Ингерманландии. В 1932 г. арестован. 18 лет провел в заключении. Являлся единственным ординированным пастором лютеран в послевоенной Карелии, среди которых служил и проповедовал с 1950 по 1963 г.

 

Ю. Ваассели – родился в деревеньке близ д. Колтуши в крестьянской семье, служил проповедником в евангелическом обществе, арестован в 1933 г., освободили из заключения в 1947 г. Практически сразу после освобождения он стал выполнять проповеднические функции среди ингерманландцев в Эстонии, хотя и без официальной регистрации в качестве проповедника. В 1949 г. он был вновь арестован и сослан на 4 года в Сибирь. После смерти Сталина в 1953 г. его освободили, разрешив на этот раз поселиться в Карелии. Несмотря на строгое наблюдение и опасность быть вновь арестованным, Ю. Вассели до конца жизни (умер в 1961 г.) продолжал свою проповедническую деятельность, используя свой дом для проведения богослужений

 

В 1958 г. Петрозаводск с частным визитом посетил эстонский архиепископ Ян Кийвит.

 

Слайд 8.

Он встретился с тайными карельскими пасторами (Хайми, Ваассели), а также с Матти Кукконеном, Пиетари Виролайненом, Юхани Пукки, Катри Кукконен и Марией Каява, которые являлись лидерами лютеранского движения в Карелии.

Слайд 9

Под влиянием этой встречи лютеране Карелии написали ходатайство о создании лютеранского прихода, снабдив его списком из 800 подписей.

 

С присоединением Прибалтики к СССР Эстонская лютеранская церковь, к которой принадлежало 75% населения Эстонии, продолжила свою деятельность. Временный епископ - Августа Пяхн. С присоединением к СССР в отношении ЕЛЦ ЭССР стали предприниматься ограничительные меры. В Тартуском университете закрыли теологический факультет. В 1950 г. за антисоветскую деятельность арестовали епископа А. Пяхна. В соответствии с советскими законами запретили обучение вере детей до 18 лет.

 

Однако первая попытка создания прихода закончилась безрезультатно. В просьбе лютеранам было отказано по формальному поводу: ходатайство было отправлено непосредственно в Совет Министров СССР, минуя городской совет, что являлось нарушением установленных правил.

 

Новым моментом в религиозной жизни 1960‑х гг. стало своего рода «уравнение в правах» (точнее, в бесправии) различных конфессий, когда 8 декабря 1965 г. на месте ранее существовавших Советов по делам Русской Православной церкви и по делам религиозных культов создали единый Совет по делам религий.

 

В процессе создания прихода особую роль играли женщины. В Финляндии в то время еще не утвердилась практика женского духовного служения. Впервые женщину на должность проповедника ординировали только в 1985 г. Харизматические женщины-лидеры карельских лютеран не имели возможности получить соответствующее образование и выполняли проповеднические функции по зову сердца.

 

Особо следует упомянуть о межконфессиональном взаимодействии карельских лютеран и православного духовенства Карелии, содействовавшего созданию прихода несмотря на то, что сами православные Карелии имели в своем распоряжение лишь 4 церковных здания. В 9 из 11 районов республики православные церкви отсутствовали.

 

В противовес попыткам лютеран идеологическая комиссия Карельского обкома КПСС подготовила методические материалы по критике лютеранства в помощь лекторам и прессе. Общественная комиссия по контролю за соблюдением законодательства о культах регулярно проводила проверки форм деятельности незарегистрированной группы лютеран. В частности, посещались богослужения, особенно в церковные праздники, в ходе которых следили за длительностью службы (не должна была превышать двух часов), текстами проповедей, составом верующих, их численностью и пр. Поскольку службы у карельских лютеран велись на финском языке, то часто не знавшие финского языка проверяющие вынуждены были водить с собой переводчиков.

 

Настойчивость лютеран, объединение усилий различных заинтересованных лиц и коррекция государственного курса в отношении конфессий (внимание к незарегистрированным религиозным организациям) привели к тому, что 10 июня 1969 г. лютеранскую общину г. Петрозаводска удалось зарегистрировать.

 

Секретная инструкция СРК от 2 февраля 1945 г. №38с предписывала «в первую очередь регистрировать евангельских христиан, баптистов и адвентистов седьмого дня как имеющих всесоюзные центры». Поскольку лютеранские епархии в СССР на территории Прибалтики существовали, то лютеране смогли претендовать на регистрацию. Очередность, однако, была соблюдена. Баптисты в Карелии первыми зарегистрировали свою общину.

22 января 1970 г. лютеранской общине было передано бревенчатое жилое здание по ул. Гвардейская, 59 (на окраине города) для размещения в нём молитвенного дома. Община владела молитвенным домом на правах аренды.

 

Слайд 10

ФОТО

 

Финны, пожелавшие вступить в лютеранскую общину, проявили большую для тех лет решимость, т.к. в списки потенциальных прихожан необходимо было вносить наряду с фамилией, именем и отчеством, данные о месте жительства, работы и годе рождения. Прихожане таким образом ставились на учет заинтересованных советских инстанций и за ними обеспечивался надлежащий контроль. Председателем общины стала Мария Ивановна Каява, родившаяся в 1908 г. в д. Орава Ленинградской области.

 

Анализ состава верующих, подписавших ходатайство о регистрации лютеранского прихода в Петрозаводске (800 чел.), свидетельствует о том, что основной костяк общины составили финны, проживавшие непосредственно в городе или близ него. Соотношение мужчин и женщин характеризовалось значительным преобладанием последних (77%).

Отсутствие детей в составе прихожан являлось прямым следствием запрещения советскими законами религиозного влияния на молодежь. Крещение детей до 1975 г. было в лютеранской общине запрещено.

Конфирмация, которую необходимо было проводить до 18 лет, отодвигалась на более поздний период.

 

Регистрация общины стала началом длительного противостояния советских органов и лютеран, которые представляли собой первое и единственное зарегистрированное религиозное объединение финнов-лютеран на территории СССР в послевоенный период.

 

В карельском приходе таинства и обряды производил с 1968 г. пастор из Эстонии Э. Кулль.

Официальное разрешение на приглашение пастора со стороны прихода дали только в 1972 г., причем число его визитов ограничили шестью в год. Прихожане взяли на себя обязательство полностью обеспечивать расходы пастора, связанные с поездками, и выплачивали ему заработную плату в размере 20 руб. за каждое богослужение.

 

Петрозаводский лютеранский приход первоначально находился в полуофициальном подчинении эстонским епископу и консистории. В 1976 г. Петрозаводский лютеранский церковный совет обратился в СДР с письмом о необходимости установления официальной соподчиненности прихода Эстонской ЕЛЦ. Просьба прихожан была удовлетворена в ноябре 1976 г.

 

Подчеркнуто осторожное отношение властей к проблемам церкви приводило и к некоторым несанкционированным мероприятиям, предпринимаемым верующими. Проводились духовные собрания в неустановленные официальными органами дни и часы, на дверях молельного дома был установлен 1,5-метровый крест.

 

Проведение богослужений без специального в каждом случае разрешения властей позволили только с 1979 г.

Высокая посещаемость церкви в праздничные дни и дни богослужений, проводимых приезжающим из г. Нарвы пастором, превышала реальную вместимость помещения в 4-5 раз. Это служило, по мнению верующих, достаточным основанием для требований разрешить пристройку к молитвенному дому. Вопрос о пристройке решался долго и сложно.

 

Вопрос о расширении молитвенного дома продолжал обсуждаться параллельно со строительством нового и был положительно решен в 1983 г. Тогда же строительство было завершено, а церковь освящена.

 

Фото строительства

Слайд 11, 12, 13

 

Фото здания.

Слайд 14.

 

Благодаря ходатайству зарубежных гостей власти помогли верующим лютеранского прихода, вплоть до целевого выделения строительных материалов.

По всей видимости, некоторые послабления в отношении связей лютеран с зарубежными партнерами должны рассматриваться в рамках нового направления в политики советского государства в отношении церкви, которую стали использовать в 1970‑е гг. как средство для налаживания контактов на международной арене (борьба за мир, разоблачение клеветы о положении религии в СССР и т.п.). В частности, в марте 1970 г. в Турку состоялся теологический семинар между представителями РПЦ и Финской ЕЛЦ, на котором в качестве главного обсуждался вопрос о роли церкви в борьбе за мир.

 

К началу 1980‑х гг. небольшие изменения претерпела обрядовая практика общины, во многом благодаря настойчивым ходатайствам церковного совета. Первая служба с церемонией конфирмации произошла в Петрозаводской церкви лишь в 1980 г.

Слайд 15

Официальное разрешение на проведение венчаний в начале 1980‑х гг. не привело к увеличению их числа. По всей видимости, причиной этому была широкая межнациональная и межконфессиональная брачность.

Статистика численности прихожан уже в начале 1980‑х гг. выглядит пессимистично, т.к. ежегодно из жизни уходило 50-70 человек. Широкое распространение получила практика благословления земли с места захоронения прихожан, почивших вдали от Петрозаводска.

Слайд 16-17

 

После принятия нового закона о религии в октябре 1990 г. в России произошел настоящий религиозный бум. Вера стала модной. Ее стремились продемонстрировать, что в значительной мере повлияло на внешнюю, обрядовую сторону в деятельности церкви.

С 1988 г. начался широкий процесс регистрации лютеранских общин в Ленинградской области, Карелии и других регионах России, где проживали небольшие диаспоры финнов. В 1991 г. насчитывалось уже 18 зарегистрированных общин, к 1994 г. – 24, а к концу 1995 г. – 36. В 1991 г. Петрозаводский приход возглавил новый пастор, ученик П. Саара – Виктор Гриневич.

Слайд 18

 

Процессы дезинтеграции советского государства привели к отделению от него прибалтийских республик. 20 августа 1991 г. Эстония объявила о своей независимости. Связь расположенных на территории Ленинградской области и Карелии общин с Эстонской ЕЛЦ была нарушена.

В основу зарегистрированной 14 сентября 1992 г. Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии лег предложенный еще в 1920‑е гг. национально-языковой принцип церковной организации. Упоминание Ингрии в названии церкви выполняло символическую роль, собирая вокруг себя выходцев из Ингерманландии, хотя и проживавших в различных частях России.

 

В конце 1980‑х гг. ингерманландцами стали основываться первые национальные организации. К началу 1990‑х гг. ингерманландские союзы или их отделения появились во всех местах компактного проживания ингерманландских финнов. В Карелии возникли две финские национальные организации: «Ингерманландский союз» («Karjalan suomalaisten Inkerin liitto») и «Ингерманландское пробуждение» («Inkerin virkoaminen»). Как отмечали руководители последней, разница между организациями заключалась в их целях. Если у первой преобладают культурные задачи: возрождение языка, культурных традиций и т.д., то у второй присутствуют и политические задачи, суть которых заключается главным образом в стремлении создать на территории прежнюю Ингерманландию или национальный ингерманландский район вблизи Выборга. Считалось, что компактное поселение позволит за короткий срок воссоздать ингерманландскую культуру, в том числе религию и церковь. Споры вызывала практическая реализация задуманного, сопряженная с целым комплексом проблем (финансовых, этических, государственно-политических и пр.).

 

В начале 1990‑х гг. Карелия сформировала один из пяти пробстских округов, наряду с Санкт-Петербургским, Западноингерманландским, Уральским и так называемым Русским пробством. Лютеранские приходы были созданы: в г. Питкяранте, Костомукше, Сортавала, Кондопоге, Олонце, Сегеже, Чалне и других населенных пунктах. При этом лишь в общинах южной Карелии финны составляли костяк прихода и численно преобладали.

К 1994 г. в Финляндию эмигрировали уже 9 тыс. ингерманландцев, которые частично пополнили ряды Финской лютеранской церкви. Отток финнов в Финляндию не прекратился и после обнародования закона о реабилитации российских финнов от 29 июня 1993 г.

 

В 1995 г. из 36 общин церкви Ингрии 22 возглавлялись пасторами из Финляндии.

Слайд 19

 

В связи с этим этнический компонент в развитии финского лютеранства в России получил свое дальнейшее укрепление.

2 апреля 1997 г. на территории Карелии официально зарегистрировали еще одну лютеранскую организацию – Карельскую евангелическо-лютеранскую церковь. На общем собрании прихожан Карельской евангелическо-лютеранской церкви летом 1998 г. был избран епископ Раймо Яттинен – уроженец Финляндии, ранее являвшийся пастором прихода церкви Ингрии в г. Сортавала.

 

В процессе создания новой религиозной общины финнов-лютеран Карелии в 1960‑е гг. определяющую роль играли моменты, связанные с состоянием обездоленности и ценностного вакуума индивида. Признаки названного состояния, безусловно, имели место в психологическом портрете финнов, проживавших в этот период на территории республики. Для ингерманландских финнов, приехавших в 1949-1950-гг. в Карелию, это прежде всего материальные и психологические последствия депортации: неустроенность быта; новые, непривычные для многих сферы занятости; положение мигрантов и связанное с ним ощущение временности, «пришлости» и пр.

 

Поиск путей компенсации утерянных ценностей путём «символической трансформации социальной системы, в то время как в действительности всё остается без перемен» происходил за счет церкви.

 

Репрессии по национальному и религиозному признаку, этническая депортация привели к тому, что в последующей истории финнов они играли роль болевого синдрома, свойственного в разной степени для всех финнов. Этническая история, так же как у евреев, обрела мифологизированные черты «страдающей нации», что способствовало этнической консолидации финнов-ингерманландцев.

Этот миф стал использоваться в качестве инструмента формирования этнической картины мира у молодежи и детей и служил средством поддержания этничности у старшего поколения.

 

В целом в церкви Ингрии в 1995 г. четверть всех прихожан была младше 50 лет, а следовательно, принимая во внимание возраст, они не могли родиться или проживать когда-либо в Ингерманландии. Для них связь с землей предков носила мифологический характер.

 

Слайд 20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: