· Предлагаемые обстоятельства и фабула пьесы.
Действие первое, картина первая
В одной ленинградской двухкомнатной квартире живут три женщины: бабушка Нина Петровна, Валентина и ее дочь Люба. Сегодня день рождение Любочки, ей исполняется семнадцать лет. Утро наполнено майским солнцем, радостью и доверительным разговором матери и дочери. Валентина обращает внимание на приподнятое настроение Любочки и ее интригующую улыбку. В их беседе возникает тема любви, ведь именинница почти взрослая. Валентина предполагает, что Люба вполне может рано влюбиться и родить ребенка, как все женщины в их семье. Вопрос Любы: «А если это случится раньше, чем ты думаешь?», - воспринимается мамой в шутку.
Внезапно в комнату проникает запах табака – это Нина Петровна проснулась и, по обыкновению, курит в форточку. Бабушка скрывает этот свой недостаток от членов семьи и всегда категорически отвергает все подозрения по этому поводу. Так возникает первый спор между Валентиной и Ниной Петровной, который дает толчок дальнейшим конфликтам. Взаимные претензии и обиды старших женщин набирают такие обороты, что к концу первой картины они устраивают огромный скандал из-за подаренных когда-то вещей. Нина Петровна и Валентина возвращают друг другу подарки, упрекая в нечуткости, неискренности и эгоизме. И вот уже летят в общую кучу одежда из шифоньеров, а женщины превращаются в кривляющихся «балаганных шутов» на ярмарке разбросанных ими вещей.
Во время скандала Любочка отрешенно смотрит в окно с блаженной улыбкой на лице. С улицы доносится музыка, и Любочка, завороженная ее ритмом, погружается в свои грезы, далекая от всего, что происходит в доме. Ураган вещей проносится мимо ее. Наконец, обе женщины в изнеможении опускаются на пол. Несчастные и одинокие, они, не слыша друг друга, продолжают изливать свои обиды. В этот момент звучит признание Любочки о том, что она влюбилась и счастлива. Ее никто не слышит.
|
Первое действие, вторая картина
Прошел час или два. Вещи, лежавшие на полу, собраны и сложены на диване. Валентина в халате и бигуди пытается навести в комнате порядок, но постоянно отвлекается. Кажется, для нее это подходящий момент, чтобы рассказать Любе о том, какой она нашла выход из всех угнетающих ее ситуаций. Аутотренинг!
В комнату входит Нина Петровна с письмом. Валентина думает, что это пишет Петр Тимофеевич, ее давнишний поклонник из бывших больных. Вот уже лет двадцать он клянется Нине Петровне в любви. Но нет, это пишет фронтовая подруга Нины Петровны – Зина, поздравляет с днем рождения внучки. Они не виделись с самой Победы и все никак не могут найти возможность приехать друг к другу в гости. Нина Петровна обещала Любе показать фотографию тети Зины. Она приносит пачку старых военных фотографий и увлеченно делится воспоминаниями о погибшем муже Иване, дедушке Любочки, о друзьях-фронтовиках, о полюбившем ее армянине Ашхо, о маленькой собачке Бобике. Одна из фотокарточек привлекла внимание Валентины. Глядя на изображенного человека, она вдруг вспомнила, что ей сегодня приснилось.
Придирчивые реплики Нины Петровны мешают восстановить приятные события сна, и в порыве гнева Валентина смахивает все фотографии на пол. И снова вспышка огромной ссоры, которая заканчивается слезами обеих женщин.
|
Валентина понимает, что она погорячилась, ей неудобно перед дочкой и, пытаясь оправдать свой гнев, она рассказывает о человеке, которого сильно любила в девятнадцать лет. Люба понимает маму и, в ответ на ее откровение, признается в своей любви к молодому талантливому художнику. Признание слышит бабушка и оценивает негативно, в ее памяти еще живет похожая эпопея любви Валентины к художнику «с козлиной бородкой». Возникает давнишняя история несостоявшегося семейного счастья Валентины. Бабушка упрекает бывшего возлюбленного дочери в безответственности, ведь тот соблазнил Валентину и бросил. Последняя изо всех сил защищает своего художника. Снова возникает конфликт, который неожиданно останавливает музыка. Это Любочка включила любимый романс мамы и бабушки «Клубится волною» в исполнении Ф. Шаляпина. Женщины заворожённо слушают знаменитый бас, потом начинают подпевать и на время становятся умиротворенными.
Бабушка уходит на кухню, а Любочка, воспользовавшись моментом, выводит маму на откровенный разговор об отношениях с отцом и художником Александром. Больше всего ее интересует вопрос: почему мама не родила от любимого человека, а сделала аборт. Валентина, ошеломленная вопросами дочери, пытается как-то вразумительно ответить. Она оправдывается тем, что художник ее бросил, она осталась одна и, кроме того, у нее были честолюбивые планы, в которые не входило рождение ребенка. Но, если бы не это, она обязательно бы родила.
Наконец настает подходящий момент, когда Люба решается сказать, что беременна. Она ждет от родных поддержки и верит, что все будет хорошо. Неожиданно для Любочки мама и бабушка воспринимают данный факт с ужасом. Валентина не хочет лишних хлопот и ответственности за ребенка, она «еще не жила по-настоящему», она еще хочет стать счастливой женщиной, а не бабушкой. Нину Петровну больше заботит общественное мнение и мораль. Оправившись от первого шока, она начинает допрос Любочки, в ходе которого выясняется, что художник, от которого внучка беременна, уже женат и не может составить счастье «несовершеннолетней дурочке». Валентина видит единственный выход в данном положении – сделать аборт. Любочка взывает к чувствам родных, крича одно: «Я не хочу в больницу. Я хочу ребенка». Все женщины находятся на грани нервного срыва.
|
Второе действие, первая картина
Вечером в доме ожидаются гости, и Нина Петровна с Валентиной готовятся к праздничному застолью. Любу они заперли в бабушкиной комнате, чтобы она не вздумала никуда убежать и подумала о своем поведении. Они уверены, что принятое им решение: отправить Любу в больницу – верное. Люба просит их выпустить ее, но Нина Петровна непреклонна – она наказана до прихода гостей. Во время подготовки к празднику Нина Петровна и Валентина находят массу тем и причин, чтобы поругаться: неудавшаяся личная жизнь каждой, несбыточная мечта – жить в деревне в собственном доме, претензии по поводу недостаточного внимания к здоровью бабушки и так далее, и так далее. Кульминацией всех разногласий и претензий стал приступ ненависти и отчаяния Нины Петровны: «Лучше бы я тебя задавила в утробе» и Валентины: «Почему вы мучаете меня? Почему меня никто не любит?» Запертая Любочка тоже доведена до крайности: «Выпустите меня отсюда! Вы же не люди! Не люди!»
Бабушка включает пластинку с песней «Вставай, страна огромная» и звучит ее страшное признание: «Я иногда думаю, что если бы не война, мне не о чем было бы вспоминать. Вот я оглядываюсь назад и спрашиваю себя, а что же у меня было в жизни, кроме войны? Ничего. Лучше бы я там и погибла. Разве я живу сейчас? Ненужная вам, чужая. Не любите вы меня. Я одна».
На смену ненависти приходит приступ Любви, Валентина призывает всех к прощению и состраданию, очередной раз хочет открыть дверь и выпустить Любочку, предлагает Нине Петровне выпить «за новую жизнь». Наступает время самобичевания и обвинения себя в чужих бедах.
Между мамой и бабушкой завязывается душевная беседа, они погружаются в свои мечты, и уже им кажется, что идея родить Любе ребенка не такая уж и плохая. Они уже уверены, что Любочка родит им мальчика, они будут его нянчить и воспитывать, он вырастит и станет настоящим рыцарем. И все будут счастливы. Валентина, наконец-то вспоминает о дочери и бросается ее освобождать из плена.
Освободить Любочку не удается, потому что она закрылась изнутри. Это пугает маму с бабушкой: они стучат в дверь, умоляют открыть, хотят взломать топором. Вдруг дверь открывается и выходит улыбающаяся Люба. Она объявляет, что все будет хорошо – она отравилась. Валентина падает в обморок, теперь она стала объектом внимания. После того, как она пришла в себя, стали выяснять, чем отравилась Любочка. Паника оказалась ложной, Люба выпила не снотворное, а большую дозу витаминов. Поняв, что сейчас будет наказание за суицидный поступок, девушка пытается бежать, но ее останавливают и привязывают к стулу до прихода гостей. И снова в квартире слезы, слова ненависти и раскаяния.
Второе действие, вторая картина
Поздний вечер после празднования дня рождения, все гости уже разошлись. Все трое, застыв как изваяния, слушают магнитофонную запись Любочкиного дня рождения. С их слов – все было хорошо, праздник удался. Все устали, бабушка еле стоит на ногах, но пытается убрать со стола грязную посуду. Валентина собирает последние силы, чтобы пойти в ванную умыться.
Вяло возникают отголоски дневных тем: бабушкина болезнь, как злы стали люди, нужность телевизора для человечества. Неожиданно для всех Люба начинает кричать, агрессировать и обвинять мать и бабушку в их жестокости и злобе. Валентина пытается ее успокоить, еще больше этим раздражая ее. В этом монологе откровения звучит ужасная мысль мамы: «Неужели для того, чтобы обрести покой и свободу, мы должны желать смерти своим близким?!»
Люба озвучивает свое решение – идти завтра в больницу. Она говорит о том, что у нее никогда не будет детей, что она будет жить одна и при первой же возможности уедет от них в другой город, чтобы не свихнуться, как мама и не превратиться в цербера, как бабушка.
Наконец, все ложатся спать, но никто не может уснуть. Люба ворочается в постели от нехороших мыслей, бабушка нервно ходит по комнате, Валентина разражается странным монологом о нашей злой и ошибочной цивилизации на земле, об исчезнувших мирах из-за войн и агрессии. Откуда-то доносится музыка, Валентина начинает танцевать, она танцует раскованно и свободно, как будто это сама ее душа. Внезапно музыка обрывается. Валентина в растерянности останавливается. Согнувшись, сдерживая рвущиеся рыдания, она добирается до кровати, укрывается одеялом с головой. В комнате Нины Петровны раздается шарканье ног. Она ходит по комнате, вздыхает. Любочка, приподнявшись на кровати, долго и пристально смотрит на мать. Наконец, все затихает. Квартира погружается в сон. Спят женщины. Завтра — рабочий день.
· Главная тема пьесы
Пьеса о любви-ненависти, которая связывает одиноких и несчастных женщин трех поколений, вынужденных жить вместе; об их эгоизме и нетерпимости относительно друг друга.
· Идея автора
Искаженная и уродливая любовь родных людей, наполненная эгоизмом и враждебностью, оборачивается еще большим одиночеством, непониманием и разбитой жизнью.
· Основной конфликт пьесы
Конфликт заключается в нетерпимости и нежелании понять и принять родных людей такими, какие они есть, из-за собственного эгоизма и отсутствия личного счастья. Как говорит Валентина в пьесе: «Что у меня есть? Что?.. Господи, хоть бы что-нибудь! Любимая работа или дом, семья, или муж...»
· Жанр пьесы
Жанр своего произведения Людмила Разумовская определяет как комедия. Это жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. «Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного: герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим приносятся в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою идеальную миссию» ()
Для комедии характерны самое широкое в истории драмы жанровое многообразие и много более чем в трагедии разнообразная и свободная художественная структура. История традиционной комедии в двадцать первом веке насчитывает немало интересных и разнообразных направлений. Трудно перечислить сегодня все разновидности комедии - социально-обличительная, эксцентрическая, политическая, «мрачная», романтическая, фантастическая, интеллектуальная и так далее. И, как полагается этому жанру, комедия всегда живо откликалась на самые злободневные и актуальные течения в социальной жизни.
Комедия «Под одной крышей», скорее всего, определяется автором как бытовая, но в ней есть явные указания и на фарсовую сторону. Гротеск присутствует в образах самих героинь, в их речевых характеристиках, в их поведении, иногда доходящем до абсурда. Например, финал первой картины. Автор прописывает в ремарках мизансцены и поведение Нины Петровны и Валентины, сравнивая их с клоунами: «Через всю комнату летят занавески, шарфы, ленты, платья. Мелькает разноцветный калейдоскоп материй. Радужным фейерверком взлетает вверх дюжина носовых платков. И вот уже не комната перед нами — ярмарка. А в ней бегают, кричат, переругиваются, строят рожи два клоуна, два балаганных фокусника-шута» (стр. 15).
В минуты проявления агрессии и ненависти, персонажи не скупятся на нелицеприятные эпитеты относительно друг друга. Их действия на протяжение всей пьесы тоже доведены до гротеска: мама и бабушка после второй картины закрывают свою горячо любимую дочь и внучку в комнате бабушки, чтобы та якобы не сбежала, и забывают о ней, увлекаясь своими «разборками» или попивая вино за лучшую жизнь. После третьей картины они привязывают «провинившуюся» Любочку к стулу ремнем. Разве не абсурдно в этой ситуации поведение бабушки – она спокойно идет продолжать готовить праздничный ужин для гостей. И таких примеров в пьесе достаточно.
· Система художественных образов.
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. В драматическом произведении система образов складывается так: главный герой пьесы – герои-антиподы главному герою – второстепенные персонажи – внесценические персонажи. Внесценический персонаж упоминается в речах персонажей, находящихся на сцене, но сам на сцене не появляется. Внесценические персонажи особенно важны для характеристики общества, лиц, их упоминающих [24].
В пьесе «Под одной крышей» всего три действующих лица. Главные антиподы: бабушка Нина Петровна и мама Валентина. Они «воюют» в быту по самым различным вопросам, у них разные жизненные и моральные установки. Любочка на протяжение первого действия пьесы сохраняет нейтралитет относительно почти всего, что происходит в квартире. Второе действие характеризуется объединением ярых противников – мамы и бабушки – против нового «врага» своей дорогой Любочки, сегодня празднующей семнадцатилетие. Таким образом, мы видим перегруппировку «враждующих» сил, хотя конфликт Нины Петровны и Валентины остается до конца пьесы открытым.
Второстепенных персонажей в пьесе нет. Внесценические персонажи – муж Валентины; ее первая любовь - художник Александр; любимый мужчина Любочки – Евгений Богданов, тетя Зина и Ашхо – фронтовые друзья Нины Петровны, гости праздничного вечера, в том числе тетя Клава.
Мир квартиры трех одиноких женщин комфортно обустроен: новый телевизор, проигрыватель и магнитофон, сервант с хрусталем, диван, кресла, кровати, ковры на стенах и на полу. В общем, есть все для хорошей жизни. Зато душевная атмосфера дисгармонирует с уютным бытовым мирком. Одиночество, непонимание друг друга, доходящее до агрессии, нечуткость и даже жестокость наполняют эту квартиру. Плохо от этого всем ее обитателям, они это понимают, но поменять в себе что-то им трудно, почти не возможно.
· Композиция пьесы.
Композиция пьесы – это ее внешнее и внутренне построение. Пьеса Людмилы Разумовской «Под одной крышей» имеет внешнее картинное построение: два действия, четыре картины. Деление пьесы на картины имеет свои особенности. «Картина – это единица пьесы с точки зрения «смены декораций»: существенных изменений места действия, обстановки или эпохи. Как правило, каждой картине соответствует отдельная декорация. Драматург не ограничивает действие драмы моментом кризиса, разрывая временную протяженность на небольшие фрагменты времени. Картина служит ему необходимой рамкой, привносящая социологическую точность и жанровый колорит. Каждая картина составляет самостоятельное целое, а не служит подготовке следующей; она внезапно обрывается, как только грозит «застыть» в самодостаточную и независимую от причинно-следственной цепочки сущность» ().
Четыре картины пьесы – это всего-навсего один день из жизни трех женщин, родных людей трех поколений: бабушка, мама, дочка. Майский день этот особенный – день рождения – семнадцатилетие Любочки. Время действия: с раннего утра, то есть пробуждения жителей квартиры, до поздней ночи, когда женщины ложатся спать. Место действия не меняется, несмотря на законы классического картинного построения – это проходная комната двухкомнатной ленинградской квартиры. Смена картин требует закрытия занавеса и определенного антракта для смены обстановки, действия и внешнего вида персонажей.
Между первой и второй картинами проходит определенные автором два часа. Что поменялось в обстановке? В финале первой картины Нина Петровна и Валентина устроили в комнате беспорядок из разбросанных ими вещей. Во второй картине вещи собраны, в комнате Валентина и Любочка проводят уборку к приходу гостей. Есть изменения во внешнем облике хозяев: Валентина в бигуди и халате. Нина Петровна возвращается с улицы с пришедшим ей письмом. Они находятся уже в другом психофизическом состоянии. Вторую и третью картины отделяет ещё два часа. Меняется многое: наказанная Любочка сидит запертая в комнате Нины Петровны. Бабушка накрывает на стол, а мама снимает бигуди. По законам картинной композиции одно из ключевых событий оказывается за рамками происходящего на сцене, мы видим только его последствия. Любочка в данной ситуации оказывается убранным персонажем с видимого зрителями сценического пространства, мы ее только иногда слышим, понимая, где она находится, и можем только догадываться, что она там делает, подключая свое воображение. Между третьей и четвертой картиной проходит еще несколько часов. Мы видим наших героинь уже после долгожданного празднования дня рождения Любы. Гости ушли (мы их так и не увидели), оставив после себя «разоренную бурным весельем квартиру» (стр.44). Персонажи пребывают в измотанном этим весельем физическом состоянии, в другом внешнем виде и явно измененном психологическом самочувствии.
Каждая картина имеет композиционную внутреннюю законченность: завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Финал картины – это своеобразное эмоциональное многоточие. Финал всей пьесы открытый, конфликт остается неразрешенным. Что будет дальше с этими женщинами, мы можем только предполагать.
· Актуальность пьесы.
Тема любви-ненависти, которая связывает между собой родных людей и не дает им жить друг без друга, остается актуальной и сегодня. Эта тема вечна. Два противоположных понятия – любовь и ненависть - находятся в постоянном конфликте друг с другом на протяжение всей человеческой жизни. Ведь и сейчас мы встречаемся с тем, что эгоизм делает прекрасное понятие любви искаженным, в чем-то даже уродливым. Как часто в нашей жизни можно встретить подобную ситуацию, когда из-за нетерпимости и нежелания понять и принять человека таким, какой он есть, родные люди становятся одинокими и несчастными. Не умея или не желая поддержать друг друга душевно, мы делаем жизнь другого человека невыносимой. Всё это в пьесе обостряется ещё темой женского одиночества и несостоятельности. Конечно, будь героини счастливы в браке, они, скорее всего, не жили бы вместе и не ощущали бы себя такими ущербными и зависимыми друг от друга. Все это и наша жизнь: женщину обманули и предали в любви, оставили одну беременной, не захотели взять на себя ответственность. А она все надеется и ждёт его – своего идеального мужчину, хотя бы во сне.
Режиссерский замысел
· Сверхзадача спектакля.
Посмеяться и поплакать над разбитой жизнью несчастных одиноких женщин, а заодно и ужаснуться их отражению в уродливом зеркале эгоизма и враждебности. А может, и своему.
· Сквозное действие, контрдействие.
Сквозное действие пьесы - желание быть понятыми, принятыми и любимыми близкими, чтобы не так ощущать свое одиночество и неудавшуюся жизнь.
Контрсквозное действие - нежелание понять и принять близкого человека, дать ему любовь и свободу.
· Событийный ряд.
Ведущее предлагаемое обстоятельство – Любочка выросла, и на нее возлагаются большие надежды на то, что она будет счастлива и не повторит судьбу мамы и бабушки.
В доме нет мужчин, женщины вынуждены жить вместе.
Исходное событие – сегодня Любочке исполняется семнадцать лет, ожидается редкий праздник с гостями в этой одинокой женской квартире.
Основное событие – в доме проснулись три женщины: антагонисты в быту и жизни Бабушка и Мама и счастливая Любочка. Утро праздничного дня.
Центральное событие – антагонисты объединились против своей горячо любимой внучки и дочки Любочки, попытавшейся в семнадцать лет проявить независимость – родить ребенка.
Финальное событие - подошел к концу день трех несчастных одиноких женщин, раздавленных друг другом, уничтожены их последние добрые помыслы и надежды.
Главное событие – квартира погружается в сон –женщины, живущие под одной крышей, могут быть счастливы только во сне.
· Событийный ряд первого действия:
Исходное событие – сегодня Любочке исполняется семнадцать лет, ожидается редкий праздник с гостями в этой одинокой женской квартире.
Основное событие – в доме проснулись три женщины: антагонисты в быту и жизни Бабушка и Мама и счастливая Любочка. Наступило утро праздничного дня.
Центральное событие – Любочка признается в том, что она беременна
Финальное событие – старшие женщины принимают решение: Любочка должна сделать аборт.
Главное событие – несчастливые женщины все одинаково несчастны. В доме появилась еще одна несчастная обманутая женщина
· Жанр спектакля.
· Характеристика действующих лиц. Сквозное действие роли и сверхзадача персонажей.
Любочка — Дочь Валентины и внучка Нины Петровны. 17 лет. Родилась в конце мая 1961 года. Заканчивает 10 класс. Сильно заболела в детстве, что сказалось на ее характере. Была очень нервным ребенком, мать даже думала, что она ненормальная. Но, к счастью мамы, девочка выросла глубоким и серьезным человеком. Бабушка и мама гордятся ею. На день рождения Люба получила подарки – платье от мамы, золотые часы от бабушки. Умеет хорошо готовить, шить, вязать. Хорошо печатает. Отца не помнит. Со слов мамы он неплохой, но очень слабый, пил, лечился, сейчас есть семья.
Любочка влюблена в художника Евгения Богданова, с которым познакомились в феврале и беременна от него. Он женат. В феврале познакомились. Он живет на Васильевском острове. В конце пьесы говорит, что у нее никогда не будет детей, будет жить одна, чтобы не повторить судьбу мамы и бабушки и не свихнуться как они. Люба решает пойти в больницу и сделать аборт. Говорит, что как только окончит школу, она уедет.
Валентина – мать Любочки и дочь Нины Петровны, 38 лет (родилась в 1940 году). Очень экзальтированная натура. Постоянно цитирует книжные высказывания. Способна приврать и приукрасить какие-либо события. Мечтала стать писателем и певицей. Но так и не стала. Считает себя интеллигентом. Выучилась на инженера и теперь работает в конторе из 30 человек. Воскресенье – единственный выходной день. Не любит ходить по магазинам. Один выходной день. Ярко выраженная сова. На вид 29-30 лет. Занимается аутогенной тренировкой. Заявляет, что у нее трагический темперамент, она – меланхолик.
В детстве жила с бабушкой в одной комнате в крохотной квартирке. И ждала, когда та умрет. Впервые полюбила, когда ей было 19 лет. Её возлюбленный был художник Александр. Валентина не может его забыть. Она боготворила его, но он бросил ее. Была беременна от художника, сделал аборт, не хотела рожать Любочку. Не любила мужа. И как итог – мужа любимого нет, любимой работы нет, дома своего нет… В прошлом году у нее был мужчина (интеллигент в третьем поколении, порядочный, высоконравственный человек). Но как оказалось, ему нужна была просто прописка. Очень любит веселье: музыку, танцы. На вечер у нее красивое, элегантное платье и яркий вызывающий макияж. Валентина верит, что совсем скоро, когда им проведут телефон, она устроит свою личную жизнь.
Нина Петровна – мама Валентины и бабушка Любы. 58 лет (родилась в 1920 году). Курит Беломор. Ее терпеть не могут на работе из-за вздорного характера. В сущности неплохой человек, во многих отношениях достойная, но с невыносимым характером. Вздорный человек. Считает, что без нее не обойдутся. Жаворонок, привыкла рано вставать. Свойственно залезать в долги, ради покупки вещей, который по мнению других, необходимы. Живет из «престижа». Не ощущает себя бабушкой, она – женщина. Не идет на пенсию из принципа. Не приспособлена к домашнему труду, он ее раздражает. Отсутствует терпение. Строгая и гордая. Старых нравов. Мечтает о домике в деревне. Считает себя деревенской, так как родилась в деревне. Всегда раздувает из мухи слона. Медсестра, жаворонок. Сейчас нянька больничная. Готовит не очень хорошо. Очень ревностно относится к своей дочери, не собирается делить ее ни с кем.
У нее есть заветная мечта иметь свой маленький домик в деревне, и всю жизнь она копит на это деньги. Воевала, была на фронте, на передовой медсестрой. Ушла на фронт в возрасте 21 год. Пять медалей.На фронте познакомилась с подругой Зиной, с которой до сих пор шлют друг другу письма. Лично они не виделись уже 33 года, с самой победы. Дошли до Берлина, муж Иван погиб в Берлине после Победы на глазах у Ашхо. Мужа очень любила. После него, Нина Петровна говорит, что никого не было. Хотя Валентина заставала ее с дядей Ваней. И уже лет двадцать ей пишет ее бывший пациент и клянется в любви. Она уже седая, но красит губы и носит вещи как молодая женщина. Носит очки для чтения. Жалуется на давление и сердце. Пугает родных смертельной болезнью, явно преувеличивая. Восхищается творчеством Шаляпина.
· Атмосфера спектакля.
· Принципы мизансценирования.
Мизансцена (фр. mise en scene - размещение на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцены находят выражение стиль и жанр представления. []
Действие спектакля разворачивается в аудитории на небольшой сценической площадке. Отсюда вытекает более тесная, более непосредственная связь со зрительным залом. Такая сценическая площадка выводит актера прямо к зрителю, создавая возможности и условия для непосредственного участия публики в художественном процессе.
Квартира, где живут героини пьесы, разворачивается на всей сцене. Занавес предполагает окно, поэтому все, что происходит перед занавесом, происходит уже вне дома, на улице. На третьем плане располагаются проходы на кухню и комнату Нины Петровны. Все это можно охарактеризовать как бытовую историю. Пространство наполнено большим количеством предметов быта и интерьера: Диван, кровать, сервант с хрусталем, шкаф с одеждой, стол, тумба, телевизор, магнитофон и многие другие вещи, которые работают на образ спектакля. Но шаткие, обтянутые обоями, подвешенные стены делают этот дом непригодным для счастливой жизни.
Действие, в основном, будет происходить на втором плане, но время от времени актеры захватывают как третий (проход между кухней и комнатами), так и первый планы (некоторые монологи героинь происходят именно здесь). Первая сцена, где во сне к женщинам приходит мужчина. В первой сцене сна мужчина будет проходить перед занавесом, а затем проникать в комнату.
В спектакле будут использоваться различные ракурсы: фас, профиль, троакар, спина, полу-спина. А также фронтальные, диагональные, глубинные, авансценные, горизонтальные, плоскостные мизансцены. Ключевыми станут мизансцены - треугольники, объединяющие трех персонажей истории, раскрывающие отношения героев друг к другу, внутренний накал и конфликтность истории.
· Темпо-ритм спектакля.
· Внешний образ спектакля.
· Музыкальное и звукошумовое оформление спектакля. Основные принципы.
Звуки и шумы в спектакле - это режиссерские акценты, подчеркивающие и выделяющие событийность. Звукошумовое оформление должно создавать эффекты, соединяющиеся со всеми компонентами спектакля: с творчеством актёров, декорацией, светом, музыкой и так далее. Все они должны быть взаимосвязаны и направлены на единую цель - раскрытие идеи пьесы и сверхзадачи спектакля.
В постановке будут присутствовать следующие шумы: пение птиц в городе; звук спускаемой в унитазе воды и воды текущей из крана; помехи на телевизоре.
Людмила Разумовская в ремарках указывает, что главные героини слушают и подпевают романс Фёдора Шаляпина «Клубиться волною…», но решили заменить данное произведение на серенаду Дон Жуана в исполнение Владимира Атлантова.
В качестве лейтмотива любви мы взяли песню знаменитого итальянского музыканта Адриано Челентано «Confessa». Темой Любочки стало произведение в исполнении авангардного струнного квартета Баланеску для театра танца Пины Бауш. В сцене «ярмарки», где Нина Петровна и Валентина выкидывают все вещи, используется музыка московского оркестра Пакава Ить из спектакля «Продавец дождя». Это добавляет сцене фарсовость. В качестве музыкального оформления финальной сцены используется музыка британского композитора минималиста Майкла Наймана «Coupling».
Эти композиции очень точно передают настроение всего спектакля и отдельных ключевых сцен, эмоциональный накал действия и комизм происходящего. Нам кажется, что выбор этих музыкальных произведений для нашей постановки является точным и удачным.
· Световое оформление спектакля. Основные принципы.
Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.
Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.
Думая о световом оформлении спектакля, режиссёр не просто решает вопрос: как осветить актёров и декорации, а определяет смысловое значение света, ищет «световое решение» спектакля. Думает о том, как свет будет способствовать достижению режиссёрской сверхзадачи.
В спектакле «Под одной крышей» мы будем использовать в основном теплый желтый свет для придания атмосферы дома. Зеленым будут подсвечены стены квартиры, это добавит объема.
Также в спектакле достаточно часто используется красный свет, например в сцене сна, разбрасывания вещей и финале. Такой свет добавляет страстность и драматизм.
В спектакле будет использоваться дополнительный свет прожектора, который разместим за дверью аудитории. В сценах, когда мужчина будет входить на сценическое пространство, он будет работать как контровой свет, а также освещать пространство перед занавесом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Людмила Разумовская «Сад без земли»/сборник пьес, изд. Искусство, Ленинградское отделение, 1989 год, 294 стр.