Тема: СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ




 

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный, непрерывный, противоречивый, систематический и сознательно организуемый процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого происходит формирование системы определенных качеств личности, ее взглядов и убеждений в результате осуществления передачи и овладения общественно ценным опытом.

Основные признаки воспитания: целенаправленность, системность, процессуальность (то есть воспитание имеет цель, является системой и осуществляется в виде процесса.

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, разные исследователи выделяют умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, гражданское, правовое, экологическое, полоролевое, экономическое и пр.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины ХХ столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и соответственно определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:

а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;

б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

 

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

 


ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ имеет несколько аспектов, уровней:

идеальная (стратегическая) цель:

· формирование всесторонне и гармонично развитой личности, опирающееся на ее способности и дарования

всесторонность – полноценное развитие всех сторон личности; гармоничность – пропорциональное и согласованное развитие качеств и особенностей личности

реальные цели (определяются уровнем развития общества, его возможностями, потребностями и интересами)

· передача общественно ценного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения сохранения цивилизационных форм жизни, сохранения и дальнейшего развития культуры, всех форм существования человечества, общества (цель отражает общие цели человечества);

· подготовка детей к активной общественно и лично значимой деятельности (цель отражает цели конкретного общества, отдельного социума, страны, нации);

· формирование и развитие личности, становление индивидуальности (цель отражает личные цели индивида)

С 1918 года по 90-е годы в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Подобная цель имелась в образовании Древней Греции, в Европе в эпоху Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. Тем не менее, в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.

В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических условиях. У специалистов нет, однако, единства в этом. Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а теперь надо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей. Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (статья 9, п. 2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, п.1,2). Можно сказать, что абстрактно-государственный идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более прагматическим.

Итак, в современном понимании цели воспитания достигаются через усвоение человеком базовых культур (они соответствуют компонентам содержания воспитательного процесса, они называются также составными частями воспитания – умственное, политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экономическое, экологическое и др.).

Базовые культуры личности:

культура жизненного самоопределения (философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни, проектировании жизнедеятельности, социальная и профессиональная ориентация личности);

интеллектуальная культура (формирование современного стиля научного мышления, культивирование интеллигентности как высокой меры воспитанности);

нравственная культура (формирование общечеловеческих норм гуманистической морали – доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, культуры общения);

культура труда и экономическая культура (воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде; формирование трудового образа жизни; воспитание социально-значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях);

правовая, политическая и демократическая культура (воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной м политической ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии);

культура межнациональных отношений (воспитание толерантности, уважительного отношения к другим этносам, народам, нациям);

художественная культура (приобщение к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества и народа; формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении);

физическая культура (воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование отношения к своему здоровью как к ценности, ответственного отношения к здоровью и его сохранению и укреплению; повышение физической и умственной работоспособности, творческого долголетия);

культура семейных отношений (воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, нравственно-психологической готовности к семейно-брачным отношениям, способности быть хорошим семьянином, готовности к ответственному воспитанию детей).

 

Воспитание как система

Как известно, системный подход - направление в методологии науч­ного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих эту целостность механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход возник в 50-е годы ХХ века, но он все еще не приобрел вида строгой методологической концепции и выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, ориентирующих конкретные исследования в определенном направлении.

Системой (от греч. systema – «составленное из частей», «соединение») называют совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство; функционирующих как нечто единое, целостное. Это понятие охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования, форму развития. Система может быть материальной (например, биологический организм, общество, техническое устройство) или идеальной (система знаний, система идеологических воз­зрений, система принципов).

Любая система или системный объект характеризуется следующими особенностями (свойствами):

· целостностью - это внутреннее единство данного объекта и от­граниченность, относительная обособленность его от других объектов, в силу чего он обладает специфическими закономерностями функционирования и развития. Свойства целого принципиально несводимы к сумме свойств составляющих его элементов, зависимость каждого элемента системы от его места и функций в системе;

· структурностью - система обладает структурой (structura - от лат. «взаимо-расположение», «строение»); поведение системы обусловлено не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

· сложностью - система включает множество разнокачественных элементов и связей;

· взаимозависимостью системы и среды - система всегда взаимо­действует со средой, формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;

· организованностью - система характеризуется внутренней упоря­доченностью отношений и связей между элементами;

· иерархичностью - система состоит из подсистем более низкого уровня, каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система сама является элементом более сложной системы;

· множественностью описаний - в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

При изучении (познании) или конструировании любой системы, а также при управлении ею необходимо различать:

1) процессы функционирования - т.е. воспроизводства существующих взаимосвязей и отношений между элементами, сохранения основных качеств и характеристик системы при изменении внутренних и внешних условий;

2) процессы развития, связанные с перестройками элементов и связей системы, с обретением ею новых качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: