ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный, непрерывный, противоречивый, систематический и сознательно организуемый процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого происходит формирование системы определенных качеств личности, ее взглядов и убеждений в результате осуществления передачи и овладения общественно ценным опытом.
Основные признаки воспитания: целенаправленность, системность, процессуальность (то есть воспитание имеет цель, является системой и осуществляется в виде процесса.
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
- воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.).
Давая содержательную характеристику воспитания, разные исследователи выделяют умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, гражданское, правовое, экологическое, полоролевое, экономическое и пр.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.
В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины ХХ столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».
В последние десятилетия подход к воспитанию и соответственно определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.
Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:
а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;
б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.
В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:
а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;
в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ имеет несколько аспектов, уровней:
идеальная (стратегическая) цель:
· формирование всесторонне и гармонично развитой личности, опирающееся на ее способности и дарования
всесторонность – полноценное развитие всех сторон личности; гармоничность – пропорциональное и согласованное развитие качеств и особенностей личности
реальные цели (определяются уровнем развития общества, его возможностями, потребностями и интересами)
· передача общественно ценного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения сохранения цивилизационных форм жизни, сохранения и дальнейшего развития культуры, всех форм существования человечества, общества (цель отражает общие цели человечества);
· подготовка детей к активной общественно и лично значимой деятельности (цель отражает цели конкретного общества, отдельного социума, страны, нации);
· формирование и развитие личности, становление индивидуальности (цель отражает личные цели индивида)
С 1918 года по 90-е годы в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Подобная цель имелась в образовании Древней Греции, в Европе в эпоху Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. Тем не менее, в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.
В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических условиях. У специалистов нет, однако, единства в этом. Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а теперь надо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей. Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (статья 9, п. 2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, п.1,2). Можно сказать, что абстрактно-государственный идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более прагматическим.
Итак, в современном понимании цели воспитания достигаются через усвоение человеком базовых культур (они соответствуют компонентам содержания воспитательного процесса, они называются также составными частями воспитания – умственное, политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экономическое, экологическое и др.).
Базовые культуры личности:
культура жизненного самоопределения (философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни, проектировании жизнедеятельности, социальная и профессиональная ориентация личности);
интеллектуальная культура (формирование современного стиля научного мышления, культивирование интеллигентности как высокой меры воспитанности);
нравственная культура (формирование общечеловеческих норм гуманистической морали – доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, культуры общения);
культура труда и экономическая культура (воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде; формирование трудового образа жизни; воспитание социально-значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях);
правовая, политическая и демократическая культура (воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной м политической ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии);
культура межнациональных отношений (воспитание толерантности, уважительного отношения к другим этносам, народам, нациям);
художественная культура (приобщение к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества и народа; формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении);
физическая культура (воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование отношения к своему здоровью как к ценности, ответственного отношения к здоровью и его сохранению и укреплению; повышение физической и умственной работоспособности, творческого долголетия);
культура семейных отношений (воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, нравственно-психологической готовности к семейно-брачным отношениям, способности быть хорошим семьянином, готовности к ответственному воспитанию детей).
Воспитание как система
Как известно, системный подход - направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих эту целостность механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход возник в 50-е годы ХХ века, но он все еще не приобрел вида строгой методологической концепции и выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, ориентирующих конкретные исследования в определенном направлении.
Системой (от греч. systema – «составленное из частей», «соединение») называют совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство; функционирующих как нечто единое, целостное. Это понятие охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования, форму развития. Система может быть материальной (например, биологический организм, общество, техническое устройство) или идеальной (система знаний, система идеологических воззрений, система принципов).
Любая система или системный объект характеризуется следующими особенностями (свойствами):
· целостностью - это внутреннее единство данного объекта и отграниченность, относительная обособленность его от других объектов, в силу чего он обладает специфическими закономерностями функционирования и развития. Свойства целого принципиально несводимы к сумме свойств составляющих его элементов, зависимость каждого элемента системы от его места и функций в системе;
· структурностью - система обладает структурой (structura - от лат. «взаимо-расположение», «строение»); поведение системы обусловлено не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;
· сложностью - система включает множество разнокачественных элементов и связей;
· взаимозависимостью системы и среды - система всегда взаимодействует со средой, формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;
· организованностью - система характеризуется внутренней упорядоченностью отношений и связей между элементами;
· иерархичностью - система состоит из подсистем более низкого уровня, каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система сама является элементом более сложной системы;
· множественностью описаний - в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.
При изучении (познании) или конструировании любой системы, а также при управлении ею необходимо различать:
1) процессы функционирования - т.е. воспроизводства существующих взаимосвязей и отношений между элементами, сохранения основных качеств и характеристик системы при изменении внутренних и внешних условий;
2) процессы развития, связанные с перестройками элементов и связей системы, с обретением ею новых качеств.