Возрождение в Нидерландах




Возрождение в Северной Европе

Центром Возрождения в Северной Европе стали Нидерланды – одна из самых богатых и передовых стран того времени. Нидерландское искусство более демократично по характеру, в нем сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры. Но главная особенность – глубокое чувство национального своеобразия жизни, быта, нравов, отражение социальных контрастов в жизни различных слоев общества.

Точность в передаче облика предметов и черт пейзажа в сочетании с обостренным чувством красоты мира становится отличительной чертой нидерландских живописцев. Это роднит их с венецианскими живописцами эпохи Возрождения. Но у итальянцев присутствовал образ человека-титана, а мастера Северного Возрождения не считали людей богоравными: человек наибольшая ценность среди множества явлений Вселенной. В человеке художников интересует характерное и особенное. Цвет служит главным средством передачи эмоциональной насыщенности образа. Это качество роднит живопись Нидерландов с произведениями венецианцев.

Возрождение в Нидерландах

В Нидерландском искусстве художник всматривался с благоговением в предметы и существа окружающего мира и писал их прилежно и подробно. Картины предназначены для медленного разглядывания, путешествия по ним. Стараясь правдиво передать облик вещей, нидерландские мастера не задумывались об их анатомии или перспективе как итальянцы, но их картины более правдивые, чем у них.

В архитектуре царила готика. Зато нидерландцы – мастера в искусстве иллюстрирования книг. По заказу знатных и богатых людей создавались роскошные часословы, которые подолгу разглядывали (Братья Лимбурги «Часослов герцога Беррийского», 1411-1416). Поэтому привыкший к миниатюрам зритель и в больших картинах ценил детали.

Итальянские мастера до конца 15 века применяли только темперу, которая имела матовую непрозрачную поверхность со следами мазков. Для нидерландских мастеров нужна была краска, которая позволяла бы делать мягкие переходы оттенков цвета, поэтому ими была изобретена техника масляной живописи. Основой служили дубовые доски, которые покрывали грунтом; живопись строилась как система слоев. Так как масло долго сохнет, художники работали не торопясь, тщательно и им удавалось передать световоздушную среду как в природе.

Ян ван Эйк (1390-1441) Творчество братьев Ван Эйк – поворотный момент в искусстве Нидерландов. Отказ от средневековой условности, переход к передаче пространства, к перспективе, к живописному реализму – все это связано с именем Ван Эйк.

Самое значительное произведение – Гентский алтарь(1422-1432), созданный по заказу богатого горожанина для его семейной капеллы в церкви Святого Иоанна Крестителя. Всего в алтаре 26 картин с более 250 человеческими фигурами. На внешней стороне алтаря изображены заказчики в молитвенных позах, ветхозаветные пророки и Благовещение. В праздники алтарные створки распахиваются, и перед нами раскрывается картина торжества преображенного мира. Страшный суд совершился, и на земле утвердился идеальный мир согласия и справедливости. У жертвенника Божественного агнца сошлись многочисленные потомки Адама и Евы, праведники, отшельники – все поклоняются агнцу.

Любя человеческое тело, Ян Ван Эйк ищет средства выразить и красоту его души. Во всех живописных портретах главными оказываются глаза. Художник очень внимательно передает индивидуальные особенности каждого («Портрет человека в тюрбане), «Портрет кардинала Альбергати»). Знаменитый портрет четы Арнольфини через предметы-символы передает идею брака, заключенного на небесах.

Иероним Босх (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов”; “Корабль дураков”) сочетал мрачную мистику, изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений нидерландского художника, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество живописца кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”. Иероним Босх и его притягательные фантасмагорические работы остаются странно актуальными на протяжении многих веков.

Питер Брейгель Старший («Мужицкий»)(1530-1569) - н идерландский художник, происходил из крестьянской семьи. За демократические настроения, выраженные в его творчестве, получил прозвище Брейгель Мужицкий. В ранних работах, благодаря сатирической направленности, гротеску и фантастичности персонажей, особенно заметна перекличка с Босхом. Позднее он пишет многофигурные композиции, представляющие сцены из крестьянской жизни: «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», серия пейзажных картин «Времена года». Пространство картины иногда представляет реальный пейзаж, иногда – поле для иносказательного рассказа, притчи. Таковы «Фламандские пословицы». Страдания родной страны под игом испанцев переданы в картинах «Избиение младенцев», «Слепые».

«Фламандские пословицы»(1559). Сравнительно набольшая картина воплощает в себе более 100 народных пословиц и поговорок. Персонажи картины с особой серьезностью заняты бестолковыми делами. Полотно представляет воплощенную глупость, перед нами Страна дураков. Художник в своем творчестве идет вслед за народным юмором.

«Падение Икара»(1555-1558). Этой картиной Брейгель задает неразрешимую загадку. Никому нет дела до гибнущего Икара, который воплощает дерзновенную смелость, порыв человеческой сути за пределы дозволенного. Одобряет ли мудрое смирение пахарей и рыбаков автор или же осуждает их равнодушие – каждый решает для себя сам.

«Охотники на снегу»(1565). Картина относится к циклу «Времена года» и посвящена декабрю и январю. Зимний пейзаж, прозрачный и ясный, предстает перед нами с высоты птичьего полета. Чистота и свежесть морозного воздуха подчеркивается контрастом графичных ветвей и черными силуэтами птиц. Общее впечатление от картины – необыкновенная чистота и праздничность, которую художник заметил в обычной земной жизни.

«Слепые»(1569). Картина написана незадолго до смерти через горький и впечатляющий контраст. Достоверно передавая нищету и беспросветное одиночество нищих слепцов, художник говорит нам о слепоте духовной, заставляя вспомнить слова Иисуса: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?»

 

Возрождение в Германии

Германия 15 и 16 веков - это время бурных классовых столкновений, эпоха Реформации и крестьянских войн; это ломка старых представлений о мире, развитие наук и появление таких людей, как Томас Мюнсер, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский, Парацельс. В начале 15 века, когда в Италии уже определились пути развития Ренессанса и художники Нидерландов работали над правдивым изображением человека и природы, Германия всё ещё пребывала во власти средневековых традиций. Единственным назначением художников было украшение готических храмов - роспись алтарей. На искусство южных княжеств имели влияние итальянские традиции, а на северных – Нидерландов.

Развитию наук и искусств в большой степени содействовало изобретение в 1445 году Иоганном Гуттенбергом книгопечатания. Благодаря этому в Германии гравюра получила распространение, как ни в одной другой стране, и в 1470 – 1480-е годы здесь появляются книжные иллюстрации, которые можно причислить к произведениям искусства. Гравюра сделала искусство доступным всем слоям населении от богатых и знатных домов до сельских, крестьянских. Самое широкое распространение получила гравюра на дереве – ксилография. Ксилография была приспособлена для крупных простых линий и форм и не подходила для передачи подробностей и светотени. Первые ксилографические изображения – это игральные карты и иконы.

Людей знатных не удовлетворяли картинки с деревянных досок. Поэтому появился новый вид печатной графики – гравюра на меди или резцовая гравюра. Это очень дорогой вид печатной графики, поскольку драгоценность – отполированные медные пластины, работа гравера под стать ювелирной, оттиски получаются очень высокого качества. Но к сожалению пластина от истирания быстро сглаживается, поэтому уникален и дорог по стоймости каждый отпечаток с неё.

В 1520-х годах особенно бурно происходит освобождение немецкой станковой живописи и печатной графики от безраздельного искусства Церкви. Рождается жанр пейзажа. Большим спросом пользуются портрет и картины светского содержания.

Альбрехт Дюрер(1471-1528)

Представитель немецкого Возрождения. Его творчество поражает контрастами; в нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. График, живописец, теоретик искусства. Интерес к изобразительному искусству начался у Дюрера с графики: гравировке по металлу обучал его отец ювелир. Позднее Дюрер четыре года учился у Нюрнбергского гравера и живописца, путешествовал по Германии, знакомился с философами-гуманистами и книгопечатниками. Художник в разные годы посещал Италию и Нидерланды, что обогатило его творчество новыми идеями и художественными приемами.

Дюрер пристально вглядывается в человека, создавая значительные портреты и автопортреты (первый в 13 лет).

Создавал художник и алтарные композиции: «Алтарь Паумгартнеров», «Поклонение волхвов». Для венецианской церкви Сан-Бартоломео создает яркое полотно «Праздник четок». Очень торжественная, праздничная, яркая картина изображает Богоматерь, сидящую на троне с младенцем Иисусом и ангелами, Папу, императора, св. Доминика. Сюжет связан с обычаем доминиканских монахов читать молитвы при помощи четок из красных и белых бусин. Картина принесла Дюреру всеобщее признание, ему предлагают остаться в Венеции, но он возвращается в Нюрнберг, где избирается в члены городского совета, пишет книги о живописи, создает диптих «Четыре апостола».

Гравюры Дюрера на меди и дереве в качестве книжной иллюстрации и в форме самостоятельного произведения позволяли автору донести до общества свои идей, делали искусство достоянием людей даже со скромным достатком.

Великолепны графические портреты Дюрера, много работ на сюжеты из античной мифологии. На библейскую тему мастер создал серию гравюр, посвященных мукам Христа («Большие страсти» и «Малые страсти»), а также графическую серию на дереве «Апокалипсис». Линии и формы гравюр более выразительны, динамичны и угловаты, нежели в живописных работах.

В 1513-1524 гг. художник создает три графических листа так называемых «Три мастерские гравюры», по формату сравнимые со стандартным листом бумаги. В гравюре «Рыцарь дьявол и смерть» присутствуют философские параллели с книгой философа Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова». Несмотря на искушения дьявола и неотвратимость смерти, рыцарь упорно следует к Небесному Граду истины и справедливости. Вторая гравюра – «Святой Иероним в келье» посвящена стоическому уединенному покою отшельника, покровителя студентов и богословов. Третья - «Меланхолия» - гравюра, наиболее полно выражающая сущность личности самого Дюрера. Как считается, именно меланхолики в периоды просветления могут наиболее близко подойти к тайнам Вселенной. Дюрер относил себя к меланхоликам.

Всего в творческом наследии Дюрера около 900 листов рисунков, выполненных разными графическими техниками, замечательные акварели. Столь упорное трудолюбие и изощренная техника приближают его к великому Леонардо да Винчи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: