Причины существования монополий в экономике




 

Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, на рынке существует одна фирма, которая является единственным производителем данного товара или поставщиком услуг, тоже единственным. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо продукта на рынке.

Получая большую прибыль, монополии этим самым привлекают других потенциальных производителей такого же товара. И если она не сможет как-то ограничить этот натиск, то монопольный рынок может превратиться в конкурентный. Поэтому и существуют барьеры для входа в отрасль, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с уже существующей фирмой-монополистом.

Выделяют несколько видов барьеров:

1) Предоставлением правительства патентов и авторских прав. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.

Примером к этому виду барьера может служить работа фирмы «Ксерокс». В течении многих лет она контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией. Многие могут задаться вопросом почему, именно эта фирма? Ответ весьма прост, потому что «Ксерокс» обладал более совершенными знаниями в области технологий, которые и были защищены патентами.

Патенты и авторские права имеют право на существование. Т.к. если бы не было их, то неизвестно как бы мы сейчас жили. Они помогают фирмам и отдельным изобретателям разрабатывать новые продукты, какие-то новейшие технологии. Первооткрыватели могут смело изобретать что-то новое, не боясь, что об этих изобретениях узнают их конкуренты. Т.е. патенты и авторские права дают гарантии и исключительное право на то, чтобы реализовать на рынке плоды своих усилий. Патенты и авторские права служат как бы стимулом, который подстегивает различные фирмы к изобретению чего-то нового.

Как уже было сказано выше, этот вид барьера может быть использован одной фирмой только определенный промежуток времени, а потом он просто перестает действовать. И тогда все узнают технологию производства того или иного продукта. И здесь уже может образоваться конкурентный рынок.

Можно сделать небольшой вывод по всему вышенаписанному. «Монополия - это зло, но стандартная технология - и того хуже. Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем багги, производимые совершенной конкурентной отраслью»¹. Ведь правительство, давая патенты и авторские права различным фирмам, тем самым ускоряют технический прогресс.

Но как у всех в этом виде барьера имеются минусы. Если фирма обладает патентом, то она является монополией. А монополия может устанавливать свои цены на произведенную продукцию (оказание услуг). Отсюда выходит, что издержки будут расти.

) Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Т.е. если одна какая-нибудь фирма может обеспечить рынок своим товаром (услугой) с меньшими издержками, чем это может сделать две или более фирмы, но уже с более высокими издержками, то, конечно, мы отдаем предпочтение одной фирме. И как раз за счет этих условий и возникает естественная монополия. «Многие отрасли являются естественными монополиями именно благодаря такому фактору, как экономия от масштаба»².

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.

Но чтобы лучше все таки понять, что представляет собой естественная монополия, можно назвать пример снабжения электричества «Астркоммунэнерго» нашего города. Технология в данной отрасли такова, что требуются большие постоянные издержки на генераторы, линии высоковольтных передач и на многое другое. Так же необходимо учитывать тот факт, что специальное оборудование должно быть пригодным к использование, особенно в пиковые времена года. Летом, когда все пользуются кондиционерами, сплитсистемами, вентиляторами. «Эти большие постоянные издержки означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются» с числом киловатт-часов, которыми снабжает нас «Астркоммунэнерго».

А если представить, что все таки нас обслуживала не одна фирма, а несколько. Прежде всего им надо бы было войти в этот рынок. Они должны иметь достаточно большую финансовую базу, но сначала они должны получить ее от кредиторов, а это сделать очень трудно, затем приобрести соответствующее оборудование, построить свои линии передач и уладить все остальные формальности. Вследствие после всех этих затрат будут являться большие издержки. И они будут значительно больше, чем у одной фирмы. Но если все таки им удастся войти в этот рынок, то, наверняка, их присутствие поделило бы его на различные части. Вследствие этого у всех бы фирм этой отрасли сократились бы продажи. Они стали бы задействовать не все оборудование, «в результате чего издержки на единицу продукции и, следовательно» тарифы на электричество были бы очень высокими. А еще у нас было бы на руках несколько абонентских книжек по расчетам за электрическую энергию, и мы ходили бы в разные учреждения по оплате электроэнергии и стояли бы подолгу в очередях.

Но пока у нас одна фирма по предоставлению этой услуги, и надеюсь, это будет надолго.

Чтобы проанализировать данный пример, рассмотрим Рисунок1., на котором показаны кривы спроса и издержек для монополии, действующей в данной отрасли.

 

 

Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка А, при этом объеме выпуска МR=MC. В точке А монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm-АСm)×Qm.

Вывод: как уже было сказано выше экономия от масштаба - это одна из основных причин существования естественной монополии. Естественные монополии существуют и будут существовать еще долгое время. Потому что, как я считаю, вступать на рынок естественной монополии другим фирмам просто бесполезно. Т.к. они не смогут добиться таких же низких издержек, как у монопольной фирмы. Эти конкуренты просто зря потратят деньги, не добившись получения какой-либо прибыли, в итоге окажутся банкротами.

) Ключевой ресурс производства, которым владеет одна- единственная фирма.

Самый легкий способ создания монополии - это наличие «некоего ключевого производственного ресурса в “руках” единственной фирмы»5. Т.е. существует фирма, которая владеет и контролирует нужное ей для производства сырье. И как раз она может закрыть вход на рынок потенциальным конкурентам.

Примером монополии, обладающей ключевым ресурсом, может служить предприятие «Газпром». Он добывает газ и серу, вырабатывает бензин из сопутствующих ресурсов. В России у него нет конкурентов, ведь «Лукойл», «Юкос» и др. являются лишь перерабатывающими предприятиями, а «Газпром» - не только перерабатывающим, но и добывающим. Власть его над российским рынком, можно сказать, неограниченная, ведь люди не смогу ничем заменить газ, бензин и др. продукты, необходимые нам в повседневной жизни. Поэтому и это предприятие влияет на цену своих продуктов.

Также существует множество примеров таких предприятий, как «Газпром». Это и «Алюминиум компании оф Америка», которая удерживала свои монопольные позиции в алюминиевой отрасли многие годы, а все за счет контроля над всеми основными источниками бокситов, который является главным сырьем алюминиевого производства. И алмазная монополия De Beers, которой принадлежит огромное количество алмазных рудников и которая контролирует около 80% мирового производства бриллиантов и алмазов. И так же многие др. предприятия.

Вывод- влияние той или иной компании на рынок, прежде всего связано с наличием у них важных или менее важных для потребителей ресурсов. Так, например, если большинство людей предпочитают сапфиры, изумруды и другие драгоценные камни, за исключением бриллиантов и алмазов, то власть De Beers будет ограниченной на рынком драгоценных камней.

А вот «Газпром» обладает очень важными для всех нас ресурсами. Потому что если большинство автолюбителей перейдут с бензина на газ, то на этом рынке условия так же будет диктовать «Газпром».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: