Максимизация прибыли монополиями




 

Для начала надо понять, как монополистам удается максимизировать прибыль, а для этого надо сначала рассмотреть монопольный выпуск продукции, доход монополиста и др. аспекты.

Монополист в отличие от других фирм, которые существуют на конкурентном рынке, сам определяет цену своего товара. А причина этому следующая: он выпускает, и следовательно, контролирует общий объем предложения. При убывающей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить цену своего продукта, «манипулируя количеством предложенного продукта» .

И сразу хочу рассказать о том, как образуется предельный доход монопольной фирмы на примере хлебозавода «Красная заря». Допустим, что только эта организация поставляет в город N. хлебобулочные изделия.

Чтобы рассчитать объем выпуска, максимизирующий прибыль этой компании, необходимо выяснить то, что если производство дополнительной единицы в неделю увеличит доход, который будет больше, чем издержки производства этой единицы, то тогда выпуск надо увеличить. А если доходы будут меньше, чем издержки, то выпуск следует сократить. Т.е. «Красная заря» должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом МR.

МС (предельные издержки) - это дополнительные затраты, с увеличением выпуска на единицу.

МR (предельный доход) - это прирост выручки, связанный с увеличением объема выпуска на единицу.

Итак, рассмотрим Таблицу 1, в которой представлена зависимость дохода монополии от количества поставляемой продукции.

 


Таблица 1

Объем спроса, единицу в неделю (Р) Цена, руб. за единицу (P) Валовый доход, руб. (TR=PxQ) Предельный доход, руб.(MR=∆TR/∆Q)
       
       
       
       
       
      -2
      -6
      -10
      -14

 

В первых двух столбцах Таблицы 1 показан спрос на хлебобулочные изделия фирмы «Красная заря». При цене в 4 руб., спрос на хлебобулочные изделия будет равен 6 единица в неделю. А если цена будет равна 8 руб., то спрос будет составлять всего лишь 4 единицы в неделю. Т.е. при более высоких ценах на продукты данного предприятия объем спроса будет снижаться.

В третьем столбце показан совокупный (валовый) доход рассматриваемого предприятия, который равен произведению объема продукции и цены. Совокупный (валовый) доход сначала увеличивается по мере снижения цены, а затем, когда цена становится низкой, начинает снижаться.

Приведенные данные в первых трех столбцах можно рассмотреть по графикам, которые представлены на Рисунке 2.

Кривая спроса (D) на хлебобулочные изделия. Когда цена равна 12 руб., то объем спроса равен 2 единицам в неделю. Тогда суммарный доход будет равен 24 руб. Совокупный (валовый) доход при таком объеме выпуска представлен площадью заштрихованного прямоугольника В+С. Когда цена снижается до 8 руб., тогда величина дохода равняется сумме площадей А и С. Так как А+С больше, чем В+С, то из Рисунка 2 видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это может подтвердить и Рисунок 3, на котором показано, что совокупный (валовый) доход равен 32 руб. при объеме выпуска в размере 4 единиц.

 

 

В четвертом столбце данной таблицы представлен предельный доход «Красной зари». Величина этого предельного дохода ниже цены при всех, кроме единичного, объемах выпуска. Этот факт можно объяснить тем, что данное предприятие может увеличивать свой недельный объем продаж только за счет снижения цены, а снижение цены распространяется на все проданные в течение любой недели товары. Следовательно, если «Красная заря» примет решение продавать на одну единицу больше в неделю, то она получит прирост в размере цены этой единицы, но также и понесет потери из-за того, что должна будет продавать первоначальный недельный объем продукции по более низкой цене.

Эти последствия мы можем увидеть в Таблице 1. Если 2 единицы продукции могут быть проданы по 12 руб. за каждую, то чтобы продать 3 единицы в неделю, «Красная заря» должна снизить цену до 10 руб. за каждую. Когда объем продаж возрастет с 2 до 3 единиц, то прирост совокупного (валового) дохода будет равен 6 руб. (30руб.-24руб.). Данный прирост разделить на две части. Первая часть - это те 10 руб., которые данное предприятие получает от покупателя в момент продажи 3 единицы. Вторая часть - это потеря в размере 4 руб., которая возникает из-за того, что каждая из двух первых проданных единиц приносит теперь 10 руб. вместо 12 руб. Цену приходится снижать, с тем чтобы продать 3 единицу. Поэтому «Красная заря» получает 10 руб. от продажи 3 единицы, но теряет 4 руб. из-за более низкой цены, по которой продается первоначальный объем выпуска в размере 2 единиц. Это обеспечивает чистый предельный доход в размере 6 руб. монополия рынок спрос издержки

Зависимость между ценой и предельным доходом в общем виде можно описать с помощью следующего равенства:

Предельный доход = приросту совокупного дохода от продажи одной дополнительной единицы продукции =цене, по которой продается эта дополнительная единица продукции Минус величина потерь дохода вследствие того, что первоначальный выпуск продается теперь по более низкой цене.

Рассмотрим теперь Рисунок 3, на котором изображен такой же график как на Рисунке 2, но только еще добавлена кривая предельного дохода (MR) из Таблицы1

 

 

Например, предельный доход, полученный за счет увеличения выпуска с 1 до 2 единиц, составляет 10 руб. Это на графике показано точкой G.

Согласно равенству, которое приведено выше, предельный доход от первой единицы выпуска продукции всегда равняется цене данной единицы, т.к. в данной ситуации нет «первоначального выпуска»7, приносящий меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для увеличение спроса. Но после того как 1 единица продана, предельный доход становится ниже цены, поскольку в этом случае имеются оба эффекта, которые были описаны в равенстве.

Кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный (валовый) доход достигает своего максимума. Например, когда предельный доход положителен, совокупный (валовый) доход можно увеличить за счет увеличения объема продаж, следовательно, величина совокупного (валового) дохода не может быть максимальной. А если предельный доход отрицателен, то совокупный (валовый) доход можно увеличить только за счет уменьшения объема продаж.

Отсюда вывод о том, что совокупный (валовый) доход может принимать максимальное значение только тогда, когда предельный доход равняется нулю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: