При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения, интересен, становится опыт профориентационной работы проводимой в г. Оренбурге в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 78», располагающейся по адресу ул. Новая 23/3. Профориентационную работу в этом учреждении ведется постоянно, при её организации задействованы многие сотрудники школы, такие как социальный педагог, психолог, классный руководитель и т.д. МОУ СОШ № 78 тесно сотрудничает с представителями Оренбургской областной биржей труда и представителями промышленных предприятий, занимающихся производством продукции на территории г. Оренбурга.
В рамках профориентационной работы разработан и используется курс профориентационных занятий «Путь к успеху». При составлении программы учитывается, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, основной задачей профориентационной программы «Путь к успеху» является грамотно построенная профориентационная работа, которая позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах (9).
Каждый урок, разработанный социальным педагогом и психологом школы, рассчитан на 40-45 минут. Это позволяет психологу подстроиться под общий режим работы школы, занятия в данном случае проводятся в любом свободном учебном кабинете, в любое время дня.
|
При разработке занятий активно используется различный литературный материал: метафоры, притчи, эпиграфы, различные литературные тексты. Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление
Разработанный курс ориентирован на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
Вся профориентационная работа в школе состоит из нескольких компонентов (12).
Компоненты профориентационной работы проводимой в школе:
- формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;
- ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора профессии;
- организация практической деятельности в соответствии с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);
- консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;
- изучение личности ученика;
|
- управление мотивацией выбора профессии.
- работа учителей, психологов, социальных педагогов по профориентологии с учениками;
- проверка успехов ученика в избранной профессии;
- предоставление помощи ученикам при вступлении в вузы, профессиональные учебные заведения (17).
При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:
- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;
- работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждение в группах);
- дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
- профориентационные игры;
- проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
- проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов;
- индивидуальные задания даются для углубления знаний из отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям знаний, расширения представлений, о возможностях использования своих способностей и наклонов;
- проводятся конкурсы «Лучший в профессии», соревнование широко используется и на уроках и при организации внеклассной работы. Их целью являются выявления учеников, которые имеют наклоны и способности к определенной профессии. Такие конкурсы активизируют познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, углубляют их знание, совершенствуют умение и навыки как общего, так и профессионального, характера, развивают у них профессиональные интересы и стимулируют творческий потенциал;
|
- создаются вечера техники, недели художественного творчества, посвященные рассмотрению определенных категорий профессии;
- подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей, о профессиях способствует расширению знаний о профессиях, где ученики самим придется подбирают необходимый материал. Преподаватель помогает ученику сформулировать тему реферата, составить план, подсказать, где можно найти литературу по данному вопросу;
- создаются клубы будущих специалистов. Деятельность таких клубов организована так, чтобы каждый подросток мог получить нужную информацию, иметь возможность общаться со своими единомышленниками, успешно реализовывать свои способности и умения;
- участие в кружках за интересами.
Кружки выполняют три основных задания:
- знакомят молодых людей со специальностями своего профиля, развивают их способности и интересы путем углубления знаний, умений, навыков;
- применяют современные достижения в области науки, техники, искусства, раскрывают перспективы научных исследований и их значение для общества;
- обнаруживать возможности учеников, обращая внимание на их физическое и психическое состояние;
Профориентационное занятие в рамках курса «Путь к успеху» не сводиться к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах (10).
При проведении профориентации с подростками, социальный педагог выделяет несколько проблем, с которыми им приходится сталкиваться в рамках запланированных мероприятий.
Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться социальному педагогу при проведении занятий в начале курса является отсутствие учебной мотивации учащихся и, как следствие – непосещение курса, т.к. он является необязательным и безоценочным. На этом этапе продолжается работа проведения профориентационного просветительства. Действенной формой просветительства являются тематические вечера. При этом значимыми являются не только сами вечера, но и подготовка к ним, которая оказывает большое воспитательное влияние на учеников, формирует в них ответственность, навыки самостоятельной работы.
Основными формами внеклассной и внешкольной работы, которые могут быть эффективно использованы для реализации профориентационних целей, являются:
- массовые формы – вечера, встречи, конференции, конкурсы, клубы, выставки, олимпиады;
- групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции, факультативы;
- индивидуальные формы – подготовка рефератов, внеклассное чтение, коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами, самостоятельные занятия.
Внеклассная работа с учениками средних классов носит побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.
Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации в профориентации подростков происходит путем активизации творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, создания абсолютно нового продукта - способ повышения интереса к учебе. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, широкую социальную ориентировку в окружающем, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате подросток оказывается в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.
В разработанном курсе по профориентации применяется компьютерное тестирование, что позволяет:
- автоматизировать подведение итогов тестирования;
- обеспечить анонимность тестирования и независимость оценки;
- повысить мотивацию учащихся (12).
При разработке программы «Путь к успеху» составлялся учебно-тематический план рассчитанный на двенадцать уроков. Учебно-тематический план курса по профориентации показан с помощью таблицы 1.
Таблица 1- Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Вид работы | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
Вводный урок | лекция | упражнение | ||
Природные задатки и способности | лекция | упражнение | ||
Темперамент и деятельность | лекция | диагностика | ||
Типы мышления | лекция | диагностика | ||
Внимание и память. Виды памяти. | занятие с элементами тренинга | |||
Эмоции и общение. Развитие коммуникативных навыков | беседа | упражнение | ||
Характер и карьера | лекция | диагностика, упражнение | ||
Способности и профессиональная пригодность. Что такое «Могу?» | занятие с элементами тренинга | |||
Что я знаю о мире профессий | лекция | диагностика | ||
Ошибка в выборе профессии и ее последствия | семинар, конференция | диалог, диспут, упражнение | ||
Самопрезентация. Что это такое? | лекция | |||
Итоговое занятие. Самопрезентация – залог успешного начала трудовой деятельности | практическое занятие | |||
Таким образом, изучив опыт работы социального педагога в общеобразовательном учреждении можно сказать, что основным принципом профориентации с подростками является непрерывность проведения мероприятий. Основной задачей профориентационной программы «Путь к успеху» является грамотное построение мероприятий, которые позволяет решать многие проблемы выбора профессии, особенно в старших классах. При разработке занятий активно используется различный литературный материал, разнообразен и методологический инструментарий, используемый социальным педагогом в проведении работ. Профориентационные занятия в рамках курса «Путь к успеху» не сводятся к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.