Варяги Русь с Белого моря




 

Варяги русь - поморы с Белого моря - наибольшую пассионарность имели чуть позже викингов норвежцев и викингов шведов. Их высокую пассионарность ознаменовал приход в Ладогу Рюрика с братьями. Начиная с IX-X веков началась экспансия варягов руси на юг, в результате этой экспансии Беломорская Русь расширилась до размеров Северной Руси, а в XI веке варяги русь вытеснили викингов шведов из верховьев Днепра и, разбив хазар, продвинулись на юг и создали мощное государство, известное как Киевская Русь. Экспансия варягов руси шла с севера на юг. Это были пассионарии, которые брали не числом, а умением, силой, агрессивностью и смелостью. Примерно в это же время с юго-запада на северо-восток с территории Карпат, нынешней Словакии, Чехии и южной Польши началась миграция и экспансия славян. По всей вероятности, экспансия славян была довольно мирной. Это были земледельцы - в основном мирные люди, разобщенные на немногочисленные общины, владеющие передовыми технологиями выращивания зерновых и овощных растений. Городов и мощных крепостей славяне не строили, в массе своей это были трудолюбивые мирные люди. Между славянскими племенами нередко возникали стычки за территорию, за плодородные земли. Самой северной границей проникновения славян было озеро Ильмень, восточной - Днепр, южной - побережье Адриатического моря, на западе пределом расселения и влияния культуры славян был Одер. Варяги русь в X-XI веках подчинили себе не только племена угро-финнов и некоторых балтов (кривичи, голядь), но и некоторые племена славян (вятичи, радимичи, дреговичи, древляне, поляне, бужане, уличи). Киевская Русь мне представляется огромным «котлом», в котором многие этносы были объединены пассионарным воинственным этносом варягов руси. Языком межнационального общения в этом «котле» стал славянский язык, так как численность славян была значительно больше, чем численность прочих этносов, взятых по отдельности. Летописец XI века (возможно, преподобный Нестор) написал следующее: «И от техъ словенъ разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на котором месте. И тако разидеся словеньский языкъ, тем же и грамота прозвася словеньская. Поляномъ же жившимъ особе по горамъ сим, бе путь изъ Варягъ в Греки и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечетъ Волховъ и вътечеть в озеро великое Нево, и того озера внидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царю-городу, а от Царя-города прити в Понтъ море, в не же втечет Днепръ река. Днепръ бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на въстокъ, и вътечеть семьюдесятъ жерелъ в море Хвалисьское. Тем же и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жребий Симовъ, а по Двине въ Варяги, изъ Варягъ до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепръ втечеть в Понетьское море жереломъ, еже море словеть Руское, по нему же училъ святый Оньдрей, братъ Петровъ, яко же реша». Если мы посмотрим на карту, то увидим, что Западная Двина течет не на «полунощье» (т.е. на север), а на запад. На север же течет Северная Двина, которая впадает в Белое море. В Царь-город по морю можно попасть и из моря Балтийского, и из моря Белого. Беломорские поморы из Белого моря плавали в Англию и, возможно, в Средиземное море. Говоря о Волге (течет из Оковского леса), летописец точно указывает направление - на восток. А вот из Днепра волоком в Ловать не попасть. Сначала попадешь в Западную Двину и только пройдя по ней вверх, можно добраться до волока в реку Ловать. Что-то плоховато было у Нестора с географией. Поэтому доверять ему надо осторожно. Напутал в одном - мог напутать и в другом. Так о какой же Двине писал летописец? А может, напутали переписчики, которые копировали летопись Нестора? Надо быть очень внимательными при чтении древних летописей. Ошибки могли быть и от незнания географии и истории, и от желания исказить истину в угоду своему князю или отцу настоятелю монастыря. Я бы не принимал информацию летописцев, как абсолютно точную и не вызывающую возражений. Что вызывает сомнения? Вот один из непонятных моментов. На карте вятичи указаны для верховьев Оки, но сегодня город Вятка стоит на реке Вятке и находится между Волгой и Уралом, а древнее село Вятское находится в Ярославской области в 50 км к востоку от Ярославля. А в верховьях Оки никаких следов вятичей в топонимике и названиях сел и городов нет. Второе сомнение: в III-IV веках о славянах не было ничего известно, в это время в Европу было нашествие гуннов. Так как же за 200 лет этнос славян мог так широко разойтись и диффиренцироваться на множество субэтносов? А может, и не было массового расселения славян вовсе? Распространялись технологии, язык, культурные и религиозные традиции славян, все это накладывалось на уже существующие неславянские этносы, которые за 200 лет и стали чуть-чуть «славянами», при этом почти не изменившись генетически и фенетически. Так трансформировался, например, этнос балтийского племени кривичей из балтов в славян. Не были, наверное, изначально славянами и дреговичи. Здесь есть над чем прежде подумать.

Популяционно-генетические исследования этносов показали, что между генетической картой распространения генов-маркеров и этнической картой распространения языков не существует никакой корреляции. Это говорит о том, что популяционно-генетические процессы инвариантны культурно-этническим. А теперь обратимся к проблеме образования Русского государства. Рюрик был основателем династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей Русью 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени «рос», или «русь» был призван ильменскими славянами на княжение в город Ладогу. Спустя год после его прибытия в Ладогу здесь произошло восстание некоего Вадима Храброго. Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам разные города для управления и сбора дани. Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир отправились в место, называемое Киевом, которым владели Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. История Древнего Киевского государства, называемого в советской исторической литературе «Киевская Русь» довольно подробно изложена со множеством подробностей. Поэтому я здесь остановлюсь на сказанном. Хотя в целом повествование о становлении Древнего Русского государства, разумеется, требует согласования с теми изменениями, которые мною будут показаны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: